Испытания новой техники

 

Чипполино

 

С 29.04 по 02.05 на пороге Ревун (4кс), река Исеть, близ города Каменск-Уральский Свердловской области проходил ходовые испытания опытный катамаран предприятия «Аква-Спорт» г. Пермь, под ставшими традиционными названиями в духе сказочных персонажей – Чипполино. Надо заметить новый «продукт» своим внешним видом весьма соответствует своему имени, хотя специально к такому эффекту никто и не стремился. Наверное, апофеозом названий был рафт с названием «Дуремар», в настоящее время не производящийся. Чтоб квалификация загребателей не влияла на результат испытаний судна, кататься по порогу давали всем желающим, независимо от пола, возраста и опыта, лишь бы в состоянии были ворочать веслом и сами таскали кат вокруг порога.

При проектировании Чипполино ставилась главная задача – получение катамарана максимально возможного объема для прохождения таких препятствий как Мажойский каскад и ему подобных. Понятно, что главные испытания еще впереди, но и Ревун позволил сделать предварительные выводы. Для получения заданного объема в 1,8муб (больше двух Тритонов!) были применены поплавки специфической формы – в виде перевернутой восьмерки. Кроме большого объема, на мой взгляд, катамаран с такой формой поплавков должен иметь и высокую поперечную остойчивость. При больших углах крена в работу вступают верхние наплывы большего радиуса, обеспечивающие и больший восстанавливающий момент. Прохождение на Ревуне ряда сливов лагом, подтвердили расчеты и умозаключения - ни одного переворота! Ревун конечно не Моткины Щеки, но любой катамаран традиционной архитектуры перевернулся бы стопудово! Так что предварительный вывод – направление выбрано правильное.

По поводу остальных ходовых качеств, по отзывам многочисленных испытателей, удалось достичь достаточного сбалансированного соотношения поворотливость/устойчивость на курсе. Умеренная закаяченность не создает большого индуктивного сопротивления при поворотах и не дает сбиваться с выбранного курса. Транцевая корма (она все равно округлая)  поднята достаточно высоко и на ровном киле не тянет за собой воду, с другой стороны при прохождении сливов кормой вперед не создает большого тормозящего эффекта. Главный недостаток сей конструкции – высокая парусность, но никто на нем кататься по плесам да озёрам и не собирается.

Следующим шагом, по логике развития событий, должно стать изготовление Чипполино в четырехместном варианте, с дополнительными антипереворотными емкостями. Объем ката будет более 3,5муб, и ему будут по плечу решение большинства задач любой сложности на многоводных реках. Ау-у, где вы, заказчики…

При изготовлении опытного образца использовались традиционные материалы – авизент, теза, прорезиненный капрон. Только днище изготовлено из пятислойного ПВХ плотностью 1050г/мв и стойкостью на истирание в 2000 циклов. При производстве возможно любое сочетание материалов, по желанию заказчика. Рама использовалась серийная, полужесткой конструкции, на J-образных хомутах из дюраля Д1Т д40*1,6мм.

 

 

 

Буратино – 4 (версия 2007г)

 

            В это же время, на реках Урсуле, Катуни и Чуе испытывалась рестайлинговая версия катамарана Буратино, в четырехместном исполнении, с дополнительными емкостями-багажниками. Катамаран этот выпускается четвертый год, достаточно известный, но и в него внесли изменения, призванные улучшить его ходовые и эксплуатационные качества. Длина ката увеличена до 5,1м и команде сплавщиков первые дни пришлось адаптироваться к его размерам. Далее дело пошло на лад. После того как они играючи, на этой машине, проскочили Урсул с Катунью, двинули на Чую, где прошли пороги Бегемот, Турбинный и Турклуб Горизонт. При неточном заходе в Горизонте, кат прижимом выбросило на скальную стену правого борта. Крен достиг 45гр, но катамаран с честью справился с возникшей НС и вывез лоботрясов на быстринку. Никаких НС больше не возникло и посмотреть как кат себя ведет в других НС не представилось возможным. Хорошо бы кильнулись раз, другой на Турбинном или Бегемоте, но нет, прошли чистенько, чем и вызвали мое «разочарование». Выводы были единодушны – Буратино действительно «танк», без всяких натяжек. Следует заметить, что экипаж обладает довольно «скромным» опытом прохождения сложных порогов и высокая пассивная безопасность катамарана была очень кстати.

            В сплаве принимал участие серийный катамаран, на дюралевой полужесткой раме из трубы 40*1,6. После бурноводинга осмотр соединительных элементов рамы показал, что они не деформировались, резьба не сорвана, трубы не замяло. Вывод - J-образные хомуты вполне достойная альтернатива скруткам на реках 4-5кс. Хотелось бы поюзать эти рамы на препятствиях 6й кс, чтоб сделать окончательный вывод. Кроме того, при необходимости, соединения можно усилить, применив U-образные хомуты и усиленную раму, путем вставки в наиболее нагруженных местах втулок из трубы 36*2, как на катамаране Арбалет.

Старый Бармалей, 2007


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |