Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 


Руль для К-4


DISCLAIMER OF WARRANTY.
WE MAKE NO REPRESENTATIONS ABOUT THE SUITABILITY OF THIS THING FOR ANY PURPOSE. IT IS PROVIDED "AS IS" WITHOUT EXPRESS OR IMPLIED WARRANTY
Описанный ниже руль для катамарана предназначен для любителей погрести на этом деле "по ровной воде". Для которой катмаран вроде как и не предназначен, но разных карельско-уральских маршрутах длинные участки "ровной воды" регулярно встречаются... Также небесполезен при попытках поднять на кате какой-нибудь парус из подручных материалов. В общем, может кому пригодится. Конструкция неоднократно использовалась на К-4 в разных "семейных походах". Сильно облегчает жизнь - поскольку позволяет успешно ехать куда надо при любом количестве гребущих. Бывает весьма полезен также при "бечевании".

Руль прошел через несколько "редакций" и переделывался неоднократно, прежде всего ради достижения нужной прочности и удобства пользования (поднять-поставить и т.п.). Хотя все равно слабые места есть (будут оговорены отдельно). Размеры, материалы и отдельные детали догмой не являются, могут быть скорректированы на основе того, что окажется под рукой. Главное - не снижать прочность нагруженных узлов. Размеры и материалы в описании взяты с реально имеющегося и действующего экземпляра.

Для изготовления руля нужно иметь:

Крепление руля на задней поперечине ката собирается из 4-х кусков дюралевого уголка.
Нужны 2 отрезка уголка примерно 30х30 (один можно взять меньше, например 20х20) с толщиной стенки 2 мм и длиной миллиметров 400-450 и два отрезка 40х40 с толщиной стенки 3 мм и длиной миллиметров 60 (очень строго размеров можно не придерживаться - привожу размеры и пропорции имеющегося изделия, размер 60 мм определялся в большой степени найденным для подвеса руля куском профиля - см. ниже).

Один уголок 30х30 длиной 450 мм используется как основной несущий элемент. Он крепится к задней поперечине катамарана. Крепление осуществляется методом "пришнуровки", главное - плотно (хорошо работает резиновая лента из автомобильной камеры, возможна мягкая проволока с затягиваеним пассатижами, годится предварительно вымоченная в воде брючная тесьма, очень удобно - монтажный скотч, только его тяжело отдирать потом и всё железо становится липкое и противное).
К этому уголку, по центру, крепим два больших уголка - между ними будет закреплен подвес руля. Крепить прочно - у нас используется два винта М6, затянутых гайками и расклепанных, чтобы самопроизвольно не откручивались. Это место испытывает сильные боковые нагрузки и все предыдущие попытки применить что-то полегче и похлипче приводили к его разламыванию.
Еще один уголок используется как доп. опора, чтобы все это хозяйство не качалось вокруг оси, образованной задней поперечиной. Он крепится под прямым углом к первому ("основному") уголку и уходит назад. Крепление двумя винтами М4. В "транспортном положении" (при упаковке) - один винт откручивается и уголки складываются - чтобы проще было укладывать. На доп. опору, наверное, даже уголок не обязателен, возможна в приципе и полоса толстого дюраля, но под рукой был уголок, да и прочнее он все-таки. Опорой доп. уголку служит маленькая "поперечинка" - короткая, привязываемая рядом с задней поперечиной рамы, между центральными продолинами. В качестве этой "попереченки" может использоваться тонкая дюралевая трубка (например байдарочный стрингер), тот же дюралевый уголок или вырезанная в ближайшем лесу палка. Больших силовых нагрузкок на нее практически нет, если только рулевой сильно не обопрется. В общем, эту "поперечинку" можно изобрести по вкусу. Подробнее установка руля на кат будет описана ниже.
Соединение всего этого крепления показано на рисунке
:

Подвес руля - коробчатый дюралевый профиль (какой нашли - кусок волновода) с толщиной стенок 2.5-3 мм, размеры 60х40х40 мм (размеры опять же определялись тем, какой нашли, но заметно меньше чем 40х40 не стоит).
В торцах делаются круглые отверстия диаметром 15 мм. В боковых стенках - отверстия под шпильку М6, соединяющую подвес с креплением:

Подвес крепится к опоре шпилькой М6, гайки обязательно законтрить, можно (очень стоит) использовать самоконтрящиеся гайки. Отверстие под шпильку должно позволять подвесу свободно поворачиваться вокруг шпильки - это используется для подъема руля. Внешний вид опоры в "рабочем" положении с установленным подвесом - на фото:

Перо руля вырезается из дюралевой пластины толщиной 1 мм или типа того. Размеры "рабочей части" пера примерно 450х250 мм, что дает общую площадь около 0.1 кв. м. По верхнему краю пера просверливается 5 отверстий под винты М3, которыми перо будет крепиться к "баллеру". Но спешить с этим не надо, лучше сначала сделать тот "баллер" (см. чуть ниже). Внешний вид пера руля - на рисунке:

"Баллер" руля - это красивое слово для обозначения того, что соединяет перо руля - т.е. то, что рулит, с румпелем - т.е. тем, чем рулят. Попросту - палка. В нашем случае - гнутая. Но пусть будет "баллер". Так вот - "баллер" делается из дюралевой трубки диаметром миллиметров 13-14 (в общем, чтобы в отверстие в подвесе проходила). С толстыми стенками (миллиметр по меньшей мере). Прочность этой трубки играет важную роль - было дело, слишком хлипкая просто переламывалась (боковая нагрузка .на перо руля бывает очень большой). Длина трубки - миллиметров так 900-1000. Конец трубки длиной миллиметров 200-250 аккуратно загибается под примерно прямым углом, радиус изгиба - какой выйдет, такой выйдет, главное аккуратно, не замять и не треснуть. Способы гнутия люралевых трубок (с отпуском) неоднократно описаны. В загнутой части "баллера" аккуратно сверлятся отверстия под винты М3 для крепления пера руля (ну и в пере просверлить так, чтобы совпадало с "баллером"). В верхней части - два сквозных отверстия под винты М4, в плоскости, совпадающей с плоскостью изгиба (для крепления румпеля). В итоге получается примерно это:

Перевозятся перо и "баллер" отдельно, перед использованием скрепляются 5-ю винтами М3. Гайки - со стороны пера руля, под них обязательно шайбу и разрезную шайбу (гровер) во избежание самораскручивания. Получается так:

Еще одно изделие, которое надо изготовить - стопор, которым будет определяться высота установки руля. Сделан из дюралевого кольца, внутренний диаметр 15 мм, внешний - сколько получится (на толщине стенок не экономим), высота миллиметров 10 по меньшей мере. В стенках сверлятся три сквозных отверстия и в них нарезается резьба М4. Вот так (ну не очень аккуратное кольцо получилось):

Для установки руля в подвес снизу вставляется "баллер" с прикрученым пером, сверху надевается стопор и фиксируется винтами. Место установки стопора определяет, наколько глубоко руль будет опущен в воду (подбирается по размерам и осадке ката). В сборе это дело выглядит так:

Осталось поставить румпель, т.е. то, за что держится рука рулевого. Для его изготовления был взят кусок того же коробчатого профиля (волновода), в торце проделано отверстие диаметром 15 мм и вставлен отрезок той же трубки, что пошла на "баллер". Крепление - винтами М4. Это самое нагруженное место, так что крепить плотно, прикручивать надежно, по возможности законтривать или принимать иные меры против самораскручивания (наш вариант в этом смысле не оптимален и доставляет проблемы.. можно придумать что-то получше). Для крепления румпеля на "баллер" в профиле делается отверстие диаметром 15 мм. Примерно так (в двух проекциях):

Теперь румпель надевается сверху на "баллер" и закрепляется двумя винтами М4. Закрутить гайки изнутри профиля - непросто, случается люфт. И тогда бывает, что винты, крепящие румпель, просто срезает (потому и М4, хотя трубку это ослабляет... но трубка по этому месту ни разу не ломалась). В целом над этим узлом надо еще подумать. В сборе все вместе, с дополнительной опорой, выглядит так:

Всё это ставится на заднюю поперечину ката. Методом "привязки" (притяжки, пришнуровки) - лучше эластичной, хорошо натягивающейся и прочной лентой, максимально плотно, чтобы не болталось. И привязки-притяжки не жалеть. Естественно, пером руля вниз, а румпелем вверх. Глубина, на которую опущен руль определяется местом, на котором закреплен стопор. При необходимости - легко сдвинуть вверх-вниз. Вид сверху на это выглядит примерно так:

Когда руль не нужен - он поднимается из воды. Вытягиваем вверх, наклоняем опору (вокруг крепящей ее шпильки, служащей осью поворота) назад и поворачиваем руль на бок. Цепляем румпель за "поперечинку" с помощью какой-нибудь заранее привязанной петли. Все. Руль поднят, никому не мешает и торчит сзади над водой. Примерно так (вид сверху):

"Живьем" эта конструкция выглядит например так (на снимке - рама с деревянной задней поперечиной, так уж вышло):

Руление осуществляется путем держания рукой за румпель и поворота руля куда надо (чтобы было куда надо, а не куда попало - надо немного потренироваться :-). Рулевым может быть один из задних гребцов (руль вполне успешно компенсирует недостаток гребной силы на одном борту). А можно посадить "пятого рулевого" сзади, за сппинами задних гребцов. Для этого задние гребцы сдвигаются вперед и за из спинами мы крепим "багажники" - стягивающиеся ремнями (стропами) упаковки с плотным дном и стенками из легкой тряпочки, в которые кладутся гермики (стандартно используем по два 40-50-ти литровых гермика, например от ФМК или аналогичные). "Багажник" видно на фото выше. Гермики, естественно, выбираются мягкие - со спальниками, шмотками и т.п. Иначе садизм по отношению к седалищу рулевого и угроза для хрупких вещей, буде таковые в гермике окажутся. Ну вот на них рулевой и сидит - на любом желаемом борту. Иногда по желанию перебираясь с одного на другой, когда седалище сильно затекает. При этом скорее всего выходит перегруз на один борт, но это в общем-то не страшно. Можно частично компенсировать загрузкой, рассадкой экипажа...

Недостатком руля можно считать то, что он не "самоподъемный", т.е. его не выкидывает вверх, когда он наезжает на какое-то препятствие. Точнее - его замечательно выкидывает (подвес-то вращается вокруг шпильки, на которой закреплен), но при этмо он поворачивается в непредсказуемую сторону и главное - мешает рука рулевого, держащая румпель. И если что - удар отдается в нее. Если удар будет сильный - может выйти нехорошо. Но на тех скоростях, на которых это используется (при гребле по ровной воде или типа того), ничего страшного обычно не происходит. Даже при переходе с плеса на порог-перекат-шиверу на какой-нибудь "карельской 2-3" - рулевой вполне успевает среагировать и убрать руль, если начинает цеплять им за что не надо.

Вместе с рулем с собой, естественно, надо иметь набор инструмента - отвертку, пассатижи, полезен небольшой гаечный ключик S6, а также пригоршню винтов нужной длины на М3 и М4, гайки, шайбы, гроверы - все с запасом. Может пригодиться пинцет - для удерживания гайки в труднодоступном месте. В общем, если изготавливать такую конструкцию, то пару раз собрать ее дома и понять, какой инструмент и запчасти, и в каком количестве нужны.


Забредун


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |