Надувная байдарка Ласточка-2 и сравнение с Тайменем.

Или "Вся правда о Ласточке".

 

Далее описан опыт плавания на Ласточке-2-04 по спокойной реке Ветлуге на севере Нижегородской области 1-4 мая 2008 года в группе с тремя Тайменями-3.

 

Сразу привожу плюсы и минусы байдарки:

Плюсы:

- Малая масса (22кг) - больше, чем у Щуки (12кг), но меньше, чем у Тайменя (35кг). Отсюда удобство транспортировки.

- Быстрота сборки (около 15 минут против 30-90 минут для Тайменя)

- Непотопляемость за счет 3 изолированных отсеков

- Простота ремонта (в отличии, например, от Щуки, где баллоны вставляются в шкуру)

- Устойчивость к перевороту (или остойчивость)

- Удобство гребцов (надувное дно, мягкие сиденья)

- Верткость (важно при сплаве по категорийным рекам)

Минусы

- Верткость (рысканье, неустойчивость на курсе)

- Меньшая по сравнению с Тайменем скорость (при одинаковых трудозатратах, примерно на 1-2 км/ч)

- Малый полезный объем кокпита (много места занимают боковые баллоны)

- Мало места для гребцов по длине (близкое расположене сидений), отсюда неудобство гребли

- Неудобный штатный мешок (рюкзак) для переноски лодки в сложенном виде

- При ветре внутрь попадает довольно много воды с весел (касается только исполнения 04)

 

Теперь все по порядку.

 

Еще перед выездом в поход стало ясно, что места для вещей в Ласточке не хватит, в связи с чем было принято решение закрепить часть вещей сверху на носу и корме. Никаких штатных средств для этого нет, поэтому на борта в районе передней и задней арок были приклеены шайбы с проушинами, какие используются на резиновых лодках для размещения вдоль бортов спасательного шнура. С помощью них, а также передней и задней штатных проушин, можно надежно привязать 2 гермы на нос и корму. Больше никаких доработок не делалось, если не считать того, что оба штатных надувных сиденья были прое.., т.е. потеряны (забыты) на берегу еще до похода, при первом испытании лодки, ввиду большого содержания алкоголя в крови испытателей. Но, как впоследствии выяснилось, не очень-то они и нужны.

Первое, на что сразу обращаешь внимание, находясь в лодке, - это ее чудовищная неустойчивость на курсе. Даже легкий гребок одним веслом может привести к развороту лодки на 180 градусов вокруг вертикальной оси. Управлять лодкой при таком рысканьи очень тяжело. После 1-го дня плавания в таком режиме плыть дальше просто не хотелось, очень часто вспоминали создателей лодки, а также их родственников.. Думаю, что даже при хорошей подготовке гребцов и слаженности их действий, сплав на большие расстояния не представляется возможным - половина усилий уходит на стабилизацию курса. В Таймене-3 ситуация обратная - она устойчива на курсе, и вполне управляема, хотя и сильно инертна, т.е. медленно откликается на управление за счет большой массы.

Мириться с такой ситуацией было нельзя, и утром второго дня я решил сделать для лодки стабилизатор. В лесу как раз нашлась подходящей длины тонкая сухая сосна. Из нее был сделан жердь длиной около 3 метров и средним диаметром сантиметров 5. Надо сказать, я заранее предполагал (это стало ясно после первого испытания), что какой-то стабилизатор делать придется, и купил обычную пластмассовую лопасть от байдарочного весла. Закрепив лопасть на шесте, получили длинный руль. Здесь, как нельзя кстати, пригодились проушины, наклеенные на борта. К ним в двух точках вдоль левого борта и был привязан проволокой стационарный руль, т.е. стабилизатор. Стабилизатор выдавался примерно на метр за задний габарит лодки. Идея была в том, что развернутая вертикально и погруженная в воду лопасть, будет создавать момент, направленный против возможного вращения лодки. Никто из присутствующих, да и я сам, до конца не верил, что это сработает, но теория оказалась верна, и лодка перестала рыскать! Причем совсем перестала, поведение  изменилось качественно! Лодка стала устойчива и ей стало можно управлять. Теперь мы могли плыть наряду с Тайменями, а не на буксире у них. При этом следует отметить, что лопасть стабилизатора была погружена в воду максимум до половины своей площади. Т.е., казалось бы, незначительная доработка, а какой эффект! Теперь внимание, вопрос: что мешало разработчикам данного плавсредства заложить что-то подобное в конструкцию своего детища? Нет, конечно, бревно в комплекте с лодкой продавать не надо, - там достаточно приклеить сзади под днищем кусок жесткой резины размером с автомобильный брызговик, вертикально разместив его вдоль продольной оси, - и все, проблема решена. Получилось бы очень изящно, на мой взгляд.

Примерно в это же время я, как задний гребец, открыл для себя новый вариант посадки в Ласточке – сверху на задней арке, т.е. на герме с вещами, засунутой под нее. Преимущества такой посадки очевидны: стало значительно удобнее грести, во-первых потому, что не надо высоко поднимать руки, а во-вторых, за счет большего удаления от переднего гребца; стало можно грести в противофазе с ним, веслами мы больше не соприкасались. Кроме того, в лодке сразу освободилось довольно много места, ранее занимаемое моими ногами. Да, минусы тоже есть: снижается остойчивость, повышается парусность, нет упора для спины. По поводу первых двух минусов скажу сразу, на практике они не ощутимы. Во всяком случае, при спокойной манере грести переднего пассажира, вывалиться из лодки крайне сложно. А вот по поводу отсутствия спинки - это действительно ощущаешь, утром, когда очень тяжело вылезать из палатки.. Но все же вполне терпимо. В целом сидеть стало удобнее и жизнь стала налаживаться.

Теперь о скорости. Гребя, не напрягаясь, каждый из гребцов (без специальной физической подготовки), дает Ласточке примерно по 2 км/ч собственной скорости. В сумме 4. Гребя изо всех сил, те же самые гребцы сообщат лодке максимум по 3км/ч (!) каждый. Для меня это было открытием – я ожидал другой, более линейной зависимости, но, видимо такова конструктивная особенность такого типа лодок. Как выяснилось, кстати, такая же зависимость присуща и Тайменям, но там эти цифры превращаются в 3 и 4 км/ч соответственно.

Равнинная река Ветлуга в половодье имеет сильное течение (местами до 8 км/ч), таким образом в среднем мы шли со скоростью 10 км/ч, проходя в день до 35 км. Мы видим, что скорость Ласточки, при прочих равных, в среднем на 2 км/ч ниже скорости Тайменя (с двумя гребущими). Т.к. мы плыли в группе с Тайменями-3, то разность скоростей была еще больше, т.к. у них двое гребли, а один отдыхал, т.е. они уставали меньше. На практике эту разницу можно скомпенсировать, посадив в Ласточку более сильных гребцов. А возникает эта разница в скорости, как мне кажется, в первую очередь из-за формы носовой части лодки. Таймень имеет обводы как у катера или корабля, т.е. борта сходятся под углом к килю, образуя острый нос, разрезающий воду. У Ласточки же - как у резиновой лодки – дно плоское, а нос приподнят, поэтому воду она перед собой не рассекает, а как бы подминает под себя, упирается в нее резиновым валиком. Внимание вопрос номер 2: что мешало разработчикам данного плавсредства офрмить носовую часть лодки правильным образом? Для этого даже не надо перекраивать существующие формы, достаточно приклеить спереди фальшкиль-обтекатель из резины.

Общий вывод после трех дней соревнования с Тайменями такой: если хочешь побалансировать в верхней посадке, ощутить близость воды и силу ветра, а попутно накачать мышцы спины, рук, и ног - садись в Ласточку! Если хочешь комфортно провести время и отдохнуть, изредка опуская весла в воду, насладиться видами природы, – тогда в Таймень! Конечно, качать мышцы можно и в Таймене, но ощущения все же не те! Кстати, в Таймене интенсивно грести менее удобно из-за низкой посадки, широких бортов, и жестких сидений; сидеть здесь предпочтительно на вещах или на пенке, постеленной на сиденье.

Раз зашла речь о комфорте пассажиров, не могу не отметить тот факт, что несмотря на то, что хоть в Ласточке и тесно, зато в ней тепло при любой погоде. Надувное днище и борта плюс надувные сиденья создают  непревзойденную теплоизоляцию. В Таймене такого нет, там приходится стелить пенку. Ласточка в исполнении 2-04 не имеет фартука и юбок, поэтому в лодку попадает некоторое количество воды с весел, особенно много при ветре. При сплаве по некатегорийной реке в отсутствие сильного волнения и при теплой погоде это никак не отражается на комфорте пассажиров. Единственная проблема здесь - это вещи, расположенные на дне. Для них нужна гермоупаковка. Обычных полиэтиленовых пакетов в общем случае недостаточно. Либо можно крепить вещи сверху на носу и корме, там полиэтиленовых пакетов достаточно, а вниз класть то, что не опасно намочить - палатку, тушенку, пластиковые бутылки, и т.д. Таймень без фартуков заливается водой примерно с той же интенсивностью, так что гермы нужны почти всегда. Ласточка в исполнении 2-05 имеет несъемный фартук с юбками, что конечно дает ей преимущество, но тут возникает вопрос с удобством посадки и доступом к вещам. На мой взгляд, оптимально сделать съемный фартук, а крепить его, например, липучками к бортам. Сел в лодку - надел фартук, и вещи доступны в любой момент.

В отсутствие фартука необходима непромокаемая одежда. Лучше всего костюм куртка плюс штаны из непромокаемого легкого или мембранного материала. Обувь луше легкую, чтоб быстрее сохла, но закрытую, например, кеды (замерзнуть в Ласточке нельзя).

Штатный рюкзак для переноски лодки, больше похожий на армейский вещмешок, таскать на себе крайне неудобно. У него даже нет нормальных завязок для горловины. Поэтому переносить его лучше вдвоем в горизонтальном положении как сумку за две ручки. В горловину мешка надо сразу продеть капроновый шнурок, тогда есть шанс ничего не потерять. Преимущество мешка в том, что кроме собственно лодки, весел, сидений и насоса, туда еще влезает 4-местная палатка и один спальник. Если планируется транспортировтаь лодку на себе на расстояние больше километра, лучше ее упаковать в нормальный рюкзак. Ласточка-2 в исполнении 05, судя по паспорту, комплектуется уже не мешком, а рюкзаком, но я его не видел, поэтому, что он из себя представляет, не знаю.

К сожалению, ничего не могу сказать про сплав на Ласточке по сложным рекам. Здесь, судя по отзывам, тоже много противоречивых мнений. С одной стороны, плавучесть и верткость, с другой малая жесткость из-за отсутствия каркаса. Хотя, я где-то читал, что некоторые фанаты делают каркас и для Ласточки. Если это действительно имеет практическое значение, то почему бы и нет? Мне такой каркас представляется как две изогнутые нужным образом алюминиеве трубы (складные конечно), идущие вдоль бортов лодки вдоль стыков баллонов с днищем. Они будут надежно там зажаты при надувании лодки, и должны, как мне кажется, обеспечить необходимую жесткость всей конструкции.

Что касается безопасности, достаточно сказать, что, когда один из Тайменей в нашей группе напоролся днищем на затопленную корягу, то он полностью ушел под воду примерно через 30 секунд вместе с вещами и людьми (никто не пострадал). Ласточка, по данным изготовителя, сохраняет плавучесть при разгерметизации любого из отсеков. А безопасность на воде значит не мало. В любом случае, спасжилеты будут не лишними. Или, как минимум, закрепить вдоль бортов лодки спасательный шнур, за который можно держаться, находясь в воде.

В споре, что лучше, Ласточка или Таймень, если их вообще можно сравнивать, я бы сказал так: Таймень - для туристов, Ласточка - для спортсменов! А еще Ласточка - для отдыха и походов выходного дня, где не надо никуда спешить, не надо грузить много вещей, и требуется небольшое, легкое, и практичное плавсредство - как раз такое, как Ласточка!

Делайте выводы, друзья!

 

Евгений Просин

Нижний Новгород

12.05.2008

 

Фотобонус

Image002Image003

Image010Image005Image006Image007Image008Image009


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |