"Парус на катамаран - 2"

 

Позволю себе немного прокомментировать статью Михалева Александра Георгиевича "Парус на катамаран" и дать немного практических советов основанных на своем относительно небольшом опыте (участие в проектировании и постройке нескольких парусных катамаранов и тримаранов – как надувных, так и байдарочных).

Немного о парусных катамаранах. По моему мнению, автор незаострил внимание (для опытных парусников это вполне очевидно) на крайне важной части - это возможности постройки катамарана с учетом хождения острыми курсами (бейдевинд). Это принципиальное замечание напрямую влияет на сложность, стоимость и в итоге надежность конструкции. И именно с этого требования, по моему мнению, начинается разделение на сплавные и соответственно чисто парусные катамараны. Все парусные катамараны в своей конструкции имеет(ют) шверт(ы). Увы, без этого приспособления хождение возможно лишь попутными курсами (по ветру) или максимум под прямым углом (это при условии хорошей гидродинамики, что для чисто сплавного катамарана не столь очевидно). Ну и конечно не стоит рассчитывать на установку парусного вооружения площадью соизмеримой хотя бы с тем же "Простором" (~8 кв.м.) без серьезной подготовки. В статье Александра Георгиевича есть ссылки на прекрасные издания, где вопросы постройки парусных катамаранов отражены довольно подробно. Главное, о чем я хотел сказать, это то, что парусный катамаран довольно сложная машина требующая даже на этапе конструирования весьма сложных расчетов (знания из области сопромата). При желании найти соответствующую литературу и людей (опытных строителей) вполне под силу даже начинающему паруснику.

Приведу относительно простой (дешевый и доступный) способ установки прямого парусного вооружения (не более 4 кв.м.) на сплавной катамаран.

Для надстройки рангоута необходимо заготовить несколько деревянных жердей:

1.      Бушприт ~3 метра. На рисунке горизонтальная заштрихованная палка;

2.      Мачта ~3-3.5 метра. На рисунке вертикальная заштрихованная палка;

3.      И 2 части рангоута по ~3 метра. На рисунке горизонтальные желтые палки.

Дополнительно необходимо иметь некоторый запас веревки (вполне подойдет бельевая).

Парус изготавливается из полиэтилена с жестким креплением к рангоуту (желтые палки) с помощью скотча. Бушприт и мачту удобнее всего крепить к поперечным балкам с помощью резиновых лент из автокамер (на рисунке места крепления обозначены кольцами). Для предотвращения проскальзывания на мачте необходимо сделать зарубку. Синими линиями обозначены жесткие веревочные крепления (штаг и две ванты). Правильно установленная мачта должна немного быть наклонена в сторону кормы. Постоянный натяг обеспечивает изгиб штагом бушприта. Черной штриховкой обозначена веревка (фал грота) подъема паруса пропущенная через жестко закрепленную петлю на верхушке мачты. Зеленой штриховкой указаны веревки (шкоты, обычно по правому и левому бортам замкнуты) управления углом установки паруса-грота. Красный флажок носит довольно утилитарную функцию – указатель направления ветра (что на воде, с поднятым гротом далеко не очевидно). На мой взгляд, это довольно простая и надежная конструкция. Попутных ветров и приятного отдыха!

 

Горбачев В.М., г. Обнинск, E-mail: sgorbachev(дворняга)mail(точка)ru


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |