ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА

МОСКВА

 

Технический отчет о морском путешествии

по Баренцеву и Белому морям,

совершенном с 1 августа по 22 августа 2012 года.

 

 

Маршрутная книжка № П24 от 2012 г.

Руководитель – Гаврина Ася Васильевна

г. Мытищи

vesloru@yandex.ru

 

 

 

 

  1. Предисловие

 

Идея путешествия пришла неожиданно зимой 2012 года, и в конце февраля была поддержана группой. Небольшой, но боевой опыт морского заполярного сплава Югорский Шар – о. Вайгач – Амдерма костяка команды позволил  замахнуться на более протяженный и интересный маршрут. Реализации задуманного предшествовала солидная подготовка  в технической части, а переписка с УФСБ Мурманской области и Штабом Северного флота заняла ровно четыре месяца. 

Хождение по морю – особый, и достаточно рискованный вид отпуска, но он того стоит. Этот непростой маршрут удивителен для "матрасника", и его появление в мозгу автора отчета так и осталось загадкой.

В начале похода не обошлось без сомнений в его успешном завершении. Но в итоге нам удалось все, что было запланировано, и стоит отметить доброе участие высших  сил  - повезло с погодой, с трансфером, с техникой, со стоянками... И, конечно же, со сплавом, в меру наполненным экстримом.  Мелкие неурядицы, типа сгоревших носков, не повлияли на ход событий.

 

 

2. Справочные сведения  о походе

 

2.1. Паспорт похода

 

- Проводящая организация – «Клуб Хронических Водников» (весло.рф), г. Москва

- Вид  – путешествие

- Район – Мурманская область, Кольский полуостров

- Вид туризма – водный (морской), категория сложности – 4 (усл.)

- Средство сплава – туристический моторный катамаран «Рафтмастер» рег. № Р71-12МЩ

- Протяженность активной части маршрута (сплав) – 377 км

- Протяженность пассивной части маршрута – 730 км, из них на теплоходе – 365 км, на машине повышенной проходимости «ЗИЛ» и автомашине «УАЗ»-буханка тоже – 365 км. Итого 1107 км.

- Сроки путешествия: 1 августа – 21 августа 2012 года, продолжительность – 21 день, из них сплавной части – 15 дней.

- Нитка путешествия: г. Москва – поезд – г. Мурманск – т/х “Клавдия Еланская” – ЗАТО Островной (Гремиха), стапель –  мыс Святой Нос – Лумбовский залив - мыс Орловский – р. Поной – д. Сосновка – р. Даниловка – р. Пулонга – фактория Чапома, антистапель – «ЗИЛ-131» - р. Варзуга – «УАЗ» - г. Кандалакша – поезд – г. Москва

 

 

Место размещения отчета – http://veslo.ru/2011/otchet/kolakrug/kola.html

Карточка активности маршрута - http://veslo.ru/outdoor/card.asp?kod=106

 

 

2.2. Состав группы       

 

ФИО, ник, водные походы

ГР

 

Предыдущий туристский опыт по открытым акваториям

 

Обязанности, судовая роль

1

Гаврина Ася Васильевна

(Ханума) до 3 к,

1964 г.

Белое море, Карское море

Руководитель, видеосъемка

Пассажир

2

Тарасов Павел Иванович

(Айболит) до 4 к.с.,

1957 г.

Белое  море, Карское море,

оз. Байкал

Врач

Капитан

3

Горбатов Константин Геннадьевич (Кот)

до 5 к,

1976 г.

Карское море

Моторист,

рулевой

4

Вуколов Алексей Викторович (Vuk)

до 3 к,

1974 г.

Белое море

Фотосъемка

Штурман

5

Моздор Сергей Владимирович (loovit)

до 4 к,

1944 г.

Белое море, Карское море

Пом. по тех. части,

пассажир

 

6

Попок Ирина Александровна (Heaven)

До 3 к

1982 г.

-

Завхоз

пассажир

 

 

3. Выбор маршрута и организация путешествия

 

Среди определяющих факторов выбора маршрута были: море, север,  максимальное отсутствие людей, но при этом и отсутствие в качестве трансфера малой авиации, по ряду причин. Не последним пунктом шла  смена поднадоевшего водного формата «река-лодка».  Кроме того, автору отчета давно хотелось съездить на «брюхо осьминога», посещенного еще в 1987 году отнюдь не для отдыха.

Однако южный терский берег уже не представлял особого интереса из-за доступности и людности, особенно в той его части, где проложены дороги. Северный же берег, самый интересный в ландшафтном плане, считается закрытым для туристов, и только самые упорные просачиваются туда всеми доступными способами…

Морское путешествие было задумано с целью увидеть как можно больше прибрежных красот полуострова, и посетить не одну-две реки, а максимально возможное количество. Достаточно короткий трек сплавной части был выбран не случайно: небольшой опыт команды на море, и небольшой, увы, отпуск. Кроме того, скорость нашего передвижения по техническим причинам была низкой, а характер моря - предмет темный.

Одной из основных задач организации стали точная стыковка транспорта и целостность нитки маршрута - отсутствие дней ожидания, запрет на длинный перенос груза, пешки и волоки, учитывая несильную команду (только двое молодых мужчин, на которых легла основная физическая составляющая похода. Попытки усилить команду не увенчались успехом - все кандидаты почему-то отваливались. Судьба такая...)) И мы решили, что осилим все сами, деваться некуда.) 

Эпопея этого года включила в себя два новых фактора, явившихся ключевыми по сложности: оформление документов и  построение нового катамарана.

 

3.1. Оформление документов в ЗАТО

 

В настоящее время существует один вариант заброски в Гремиху  «колесами в воду» – это  теплоход «Клавдия Еланская», который отходит от Мурманска 4-5 раз в месяц. Расписание судна  на ближайший месяц становится известно ближе к концу текущего месяца, и лучше заблаговременно звонить в кассу. Для покупки билетов необходимо иметь пропуск, высланный вам факсом из администрации Гремихи. В нашем случае к нему было приложено особое разрешение. Очень тщательно все бумаги военные проверяют при высадке с теплохода – если что-то не так, вас отправят обратно.

 

Нам впервые пришлось оформить путешествие в МКК, и зарегистрировать  катамаран с мотором  в ГИМС, и это несмотря на то, что уже был на подходе закон об отмене регистрации маломерок.  Однако без судовой роли морфлот может не дать разрешения на выход в море,  а судовая роль должна иметь официальный номер маломерного судна, и печать выпускающей организации (в нашем случае – Федерация спортивного туризма г. Москвы и подпись Николая Рязанского).

Путь оформления нашей команды отличается от других, поэтому я опишу его подробнее, опуская детали походов на почту, бумагописания и многодневного розыска активных телефонов  и людей, с которыми можно разговаривать.

Первый этап был похож на историю «Лютого» Андрея Литвинова – я написала письмо в Штаб Флота, вложив в него несколько соответствующих документов, и принялась ждать. Через месяц мне пришел ответ, что Штаб не имеет возражений против нашего нахождения в море, но при условии отмашки ФСБ на посещение ЗАТО.  При этом выяснилось, что  к пограничникам мне обращаться уже не надо, и с этого момента у нас пошел «первопроход» по переписке. Дело осложнялось тем, что Штаб и ФСБ не общаются с народом по электронной почте, а только по обычной. Позже, уже в процессе, я изыскала рабочие факсы, что ускорило процесс. К маю у меня  накопилась целая папка документов. 

Итак, через месяц ФСБ сообщило, что не имеет возражений против нашего нахождения в ЗАТО, но при условии, что Штаб флота даст специальное разрешение на гражданку Украины  В июне мне выслали из администрации Гремихи  пропуск только на 5 человек, а это равносильно тому, что команда не едет.

Иностранцам находиться на территории  ЗАТО запрещено.  Мне с трудом удалось упросить УФСБ принять ходатайство о транзитном посещении  на один день, и отослать новые документы адъютанту Штаба. Дело передали в секретный отдел. К этому моменту «Клавдия Еланская» сделала финт ушами и  ее расписание вышло из рамок оговоренных ранее сроков. Нам пришлось сдавать купленные на поезд билеты, и снова корректировать сроки, посылая ходатайства в оба органа. С июля я не отходила буквально от факса на работе и не отрывала мобильник от уха...

После внутренней переписки с ФСБ, Штаб флота, наконец, выслал разрешение на Ирину, а также подтвердил новые сроки нашего нахождения на море и в Гремихе.

В итоге за девять дней(!) до начала отпуска мы НЕ ЗНАЛИ, сможем ли поехать в путешествие, которое несколько месяцев готовили. Однако упорно все делали так, как будто нам уже давно дали последнюю бумагу. Оформление данного похода признано группой, как «6 к.с.»

 

Ходатайства в органы (5 шт, архив)

Сканы документов и ответов:

 

 

3.2. Катамаран и техническое оборудование

 

Для путешествия  в «Рафтмастере» на Красной Сосне были заказаны баллоны (d=60 см) и рама, для катамарана размером 6 м х 3,4 м. Дно баллонов мы усилили особо прочной импортной тканью, что очень помогло при перетаскивании судна по острым камням. Во избежание разлома корпуса под центром был добавлен еще один баллон от старого ката - получился тримаран, повысилась жесткость палубы и увеличилась грузоподъемность до полутора тонн. Соответственно, мы ни в чем не отказывали себе в этом походе, взяв большое количество груза.  Зато тащить такой крейсер было адским трудом. 

В той же фирме были заказаны два транца, палуба и надувные сиденья для мотористов, после чего команда уже своими силами сделала «будку» из ПВХ,  с прозрачными окнами, на каркасе  d=20 мм.  Метод крепления труб и пошива обсуждался почти месяц. В итоге, каюта не ломалась, не заливалась и не продувалась, сделав путешествие для пассажиров максимально комфортным в любую погоду. В ней же ехали все наши личные вещи,  упрятанные в большие гермы, нарезался перекус и грелась команда.

По сравнению с хлабудой, на которой ходили по Карскому, получился просто океанский лайнер! Правда, подводники-гремихинцы смотрели на это чудо с большим сомнением, и их можно понять.

 

Несмотря на 10 поперечин и натяжную палубу, встал вопрос о более жесткой конструкции. Новую палубу мужчины сделали из нескольких листов 6-мм фанеры, купив ее в Мурманске на строительном рынке, после чего по судну можно было ходить, как по настоящей яхте.

Игнорируя  мировой опыт мореплавания, вязка рамы была сделана не на болтах, а мягкой, речной. Можно поспорить по данному поводу,  но мы уже второй раз ходим на мягкой конструкции по волнам, и считаем, что благодаря такому способу раму не ломает, а только прогибает на сложных местах. Впрочем, и у этой вязки есть недостатки - после прохождения Святого Носа один баллон  отвязался, и мы доехали до бухты буквально «на соплях», после чего пришлось более вдумчиво закреплять конструкцию.

 

Катамаран двигали два небольших мотора - Mercury (2T) 2.5 л/с  и  Suzuki (4Т) 2,5 л/с, для питания которых были куплены шесть 20-литровых качественных канистр «Сорокин» (всего 120 литров бензина АИ-92), масло,  две пластиковые пятилитровки и удобная воронка для ходовой заправки. Бензин  брали в Мурманске, в итоге литров 17 у нас осталось.

Примерный расчет потребления: 1 литр в час на один мотор, или 20 литров на 100 км. Итого было взято топлива примерно на 600 км, но так как средняя скорость оказалась ниже расчетной (не 10, а 8 км/ч), то мы уложились полностью в пять канистр и немного взяли от шестой. Оставшийся бензин отдали фактории.

Для более удобного управления судном между движками был поставлен руль. Моторист рулил ногой (не левой…)))

Правда, руль оказался рассчитан на более мягкую волну, и дважды  ломался на суровой северной воде. Не лишним будет сказать, что с собой мы брали большой инструментальный набор, включая дрель, и запчасти.

 

Наше судно с натяжкой предназначено для хождения по морским акваториям, и у него есть серьезные  ограничения – только прибрежное плавание, высота волн не более ~70 см, и ветер не более 4-5 баллов. Кроме того, основной опыт похода у группы – речной. Тем не менее, наш «Рафтмастер» успешно преодолел все трудности, несмотря на то, что рулевому ничего не было видно из-за царской будки 8)) Но для этого нес вахту штурман, который все время стоял, прокладывал по навигатору курс и отдавал команды, пытаясь перекричать ветер. 

 

 

Другое специфическое снаряжение:

- Эхолот Hummerbird Piranha MAX215, переделанный под работу от 8 АА-батареек, работал ежедневно, показывая глубину. На поход хватило двух комплектов alkaline батареек. Датчик был укреплен к раме ката на железной струбцине.

- Гудок пневматический, навигационный фонарь и якорь-кошка. В итоге оказались не нужны, зато не зря  был взят крепкий причальный линь, сечением 1 см. Длина линя желательна не менее 30 метров.

- Кроме спасжилетов, каждый член группы имел штормовой костюм,  сообразно предпочтениям.

       - Надувная лодка «Каньон» с веслами, для решения мелких тактических задач.

- Дозиметр. На всех стоянках радиационная обстановка – в норме (0,20 - 0,08 мк3в/ч).

- Радиостанция для морской связи. Подробно описана в разделе «Радиосвязь»

- Пистолет "ОСА" для аварийной сигнализации в качестве ракетницы, "светошум" и фальшфейеры от медведей.

- Барометры в наручных водонепроницаемых часах.

- Воронка и Ко, для комфортного плавания женщин-пассажиров.

- Бинокли  до 15 крат.

- Солнечная батарея на 12в, использовалась для подпитки USB-накопителя и прямой зарядки коммуникаторов.

- Термометр спиртовой бассейновый, для измерения температуры воды и воздуха.

- Бортовые мешки и носовые гермы , в которых ехала еда и хозяйственная утварь. Они же служили отбойниками волн.

 

 

      3.3. Заброска на маршрут

 

Как было указано выше, заброска к месту стапеля осуществлялась на теплоходе, который отходит из Мурманска вечером, и прибывает в порт Гремихи утром следующего дня. С этого года из-за наплыва желающих плыть на "Клавдии Еланской" бронь стала возможна только телеграммой, и во что это выльется – непонятно. Переговоры телеграммой вести невозможно, так что мы удачно проскочили, начав их за полтора месяца до выезда, по телефону.

Сложность ситуации и в том, что длинная переписка с органами на посещение ЗАТО в результате  даст не более 1-2 дней, в которые вы сможете там находиться. Если сильно заранее получить пропуск,  можно с радостью узнать, что теплоход в эти дни как раз не идет. И оформлять все

по новой.  Думаю, это тонкое место целиком зависит от вашей везучести. Надо быть очень настойчивым и целеустремленным человеком, чтобы получить и состыковать все бумажки и сроки, или сразу планировать свой отпуск в другое место… либо сочинять нелегкий путь с волоками в обход закрытой зоны. При наличии времени – возможен самоход от Мурманска, с иным оформлением документов.

 

Для  разъездов по Мурманску, которые заняли более 4 часов (оформление груза, получение пропуска в порт, супермаркет, строительный рынок), мы заранее наняли микроавтобус, который катал нас по городу с вещами. Кроме того, два часа пришлось посидеть в очереди, чтобы выкупить бронь, и потратить время на загрузку багажа на борт. Поэтому приезжать на поезде впритык к теплоходу не рекомендуется.

«Клавдия Еланская» нам очень понравилась, и само путешествие на ней - тоже.

 

 

3.4. Выброска с маршрута

 

Выброска с маршрута в Кандалакшу осуществлялась стыковкой двух машин – повышенной проходимости из Чапомы, и «буханки» от Варзуги.

С владельцами машин договоренность была еще в Москве. У хозяина фактории вообще не было уверенности, что мы доплывем, и тем более к сроку (у нас – тоже), поэтому был взят в аренду старый спутниковый телефон Iridium для подтверждения намерений. Тяжелую машину из Тетрино гнали в Чапому только  после звонка. Дороги там нет, она условна – местами машина едет прямо по морю, местами карабкается по скалам и болотам, и занимает это 7-10 часов.  «ЗИЛ» отлично оборудован для подобной поездки, и я считаю, что это был грамотный вариант (иначе плыли бы еще три дня). Впрочем, для тех, у кого есть время и нет денег, предпочтительнее самоход морем. Однако всегда надо помнить про погоду – она может  нарушить планы.

Переправа через Варзугу людей и груза была произведена в пару заходов на моторной лодке, как можно ближе к месту подхода машины.

Выброска от Варзуги обычная – песчаная, грунтовая, насыпная, а затем асфальтовая дорога, и привычная команде машина, с верхним багажником. Первый магазин – в Умбе.

По дороге мы заехали на знаменитый мыс Корабль, поискать аметисты.  Не считая поиска камней, ехали мы 5 часов.

В Кандалакше большую часть груза сдали в багажное отделение, а сами ехали в комфорте, взяв два полных купе. Точно так же поступили и при заброске.

 

 

 

     4. Техническое описание сплавной части

 

 

4.1. Краткая характеристика побережья

Наш маршрут пролегал по заполярной и приполярной частям Кольского полуострова, отличающимся суровым ландшафтом, холодной ветренной погодой и малонаселенностью. Пройденное побережье условно можно поделить на несколько частей:

- От устья р. Колы до Гремихи – колоритные скалы, большей частью красиво закругленные ветром  и штормами, достаточно высокие, поросшие мхом, лишайником и низкорослыми травами. Берег часто изрезан небольшими шхерами. Детально описать нет возможности, так как этот путь мы проделали на корабле, но увиденное было весьма живописно. После выхода в море берега становятся безлюдными, за исключением редких постов. Отсюда и почти до Сосновки (>500 км) маломерные суда нами встречены не были – во-первых, в некоторых местах нужно  специальное разрешение на выход в море, во-вторых, в этих краях никто не ходит на маломерках, это попросту опасно. Разительное отличие от Дальневосточного приморья.

- От Гремихи до Поноя – очень красивая и интересная часть маршрута,  которая и была целью похода.   Скалы, в основном из сланца или гранита с кварцевыми жилами, обострились, стали местами высокие и неприютные, с сильным прибоем. Реки в большинстве своем представляют собой мелкую быструю воду в каменистом русле, с каскадом порожков, а иногда водопадов , ниспадающих в каменную губу. Береговая линия в районе мысов изрезана, высота меняется от 1 до 100 м. (губа Панфилова)  Тундра наверху голая и ровная, как стол, сильный ветер. Бухты рек представляют собой скалистые ущелья, заливаемые приливом. Мест для чалок и стоянок в обычном понимании мало, только в редких заливах есть плоский заход. Людей нет, за исключением постов на маяках и военной части в Лумбовке. Почти на всех высоких мысах стоят поморские кресты, как старые, так и «новодел». О крестах подробнее я расскажу в фильме.

- От Поноя до Даниловки –  берега ощутимо снижаются, появляются большие отдельные камни, голые мрачные скалы почти исчезают, уступая место  заросшим травой и кустарником каменным обрывам, с песчаными пляжами. Наверху – тундровое плато, усеянное грибами и ягодами, с болотными лужами.  В долинах рек уже много кустарника и низких деревьев, в устья заходит красная рыба. Явно теплеет, появляются рыбацкие домики, да и сами рыбаки. Скорее всего, их приход связан исключительно с сезонным ходом рыбы.

 

 

- От Даниловки до Чапомы берега в основном представляют собой низкие песчаные выкаты, тянущиеся километрами, в отливной зоне лежат отдельные камни и плавник. Зоны  в ширину достигают  сотню метров и сложны для подхода. Берега поросли травой и мхом, и по-прежнему богатая тундра за береговым валом. Устьевая часть  рек частично протекает в низкорослых лесах. Домики для рыбаков стоят теперь на каждой реке. Деревни почти все вымерли, за исключением Сосновки и полуживой Усть-Пялицы.

 

- От Чапомы до Варзуги  десятки километров плоских песчаных берегов, усеянных камнями и плавником. Тундра спускается прямо к морю. Становится очевидным понятие «северная пустыня». Небольшие возвышения, поросшие корявым сосново-березовым лесом, оживляют пейзаж.  От Варзуги и далее путь наш не всегда пролегал у моря, но и там большая часть  побережья представляла собой те же унылые берега. Изредка в море врезались красивые скальники, наподобие мыса Корабль. Зато на материковой части уже тянутся бесконечные сосновые леса на моховой подстилке, ближе к Умбе перерастающие в хвойные и березовые.

 

 

4.2. Об уровне сложности пройденного маршрута

 

Активную часть маршрута можно условно разбить на 2 этапа – отрезок до Поноя и после. Первую часть, более холодную, с высокими берегами, неприступными скалами, неудобными местами для подходов и стоянок, сулоями, накатом, ветром и постоянно меняющейся погодой - можно назвать  более сложной, экстремальной. 

Второй участок, более теплый, низкий, с песчаными выкатами, с ровной береговой линией и появлением людей – менее сложным, отдыхательным.

Уровень сложности всего маршрута целиком зависит от погоды (скорости и направления ветра, высоты и формы волны),  поэтому однозначно не классифицируется. На маршрут должны выходить только подготовленные группы, без детей, с соответствующей экипировкой и опытом сплава на более простых морских акваториях.

 

4.3. График движения группы

 

дни

дата

участок

способ передвижения

км

1-2

02-03.08

г. Москва – г. Мурманск

поезд

2090

2-3

03-04.08

г. Мурманск – п. Гремиха (стапель)

теплоход

365

4

05.08

п. Гремиха –
ручей Глубокий (ночёвка)
бухта Волоковая –
мыс Святой Нос – губа Долгая –
бухта Коровий Нос (ночёвка)

катамаран

7+40

5

06.08

бухта Коровий Нос –
губа Глубокая (ночёвка)

катамаран

20

6

07.08

губа Глубокая – северная часть Лумбовского залива
(ночёвка)

катамаран

15

7

08.08

Лумбовский залив
(шторм, техническая днёвка)

-

-

8

09.08

Лумбовский залив – мыс Оборный – мыс Городецкий – губа Четырехрогая (ночёвка)

катамаран

60

9

10.08

Губа Четырехрогая – губа Русинга (ночёвка)

катамаран

55

10

11.08

губа Русинга – залив Дятлов** (ночёвка)

катамаран

10

11

12.08

залив Дятлов– р. Поной – р. Даниловка (ночёвка)

катамаран

45

12

13.08

р. Даниловка – р. Глубокая (ночёвка)

катамаран

45

13

14.08

р. Глубокая (днёвка)

-

-

14

15.08

р. Глубокая – р. Пулонга (ночёвка)

катамаран

25

15

16.08

р. Пулонга – р. Пялица –
р. Чернявка (ночёвка)

катамаран

30

16

17.08

р. Чернявка (днёвка)

-

-

17

18.08

р. Чернявка – р. Чапома

(антистапель, ночёвка в фактории)

катамаран

25

18

19.08

д Чапома – р. Варзуга (Кузомень)

ЗИЛ-131

120

19

20.08

р. Варзуга – мыс Корабль (остановка) – г. Кандалакша

УАЗ-3741

245

20-21

21-22.08

г. Кандалакша – г. Москва

поезд

2090

 

** - залив, по карте безымянный, назван нами. Только дятлы выходят в 5 баллов на надувном судне

 

 

4.4. Характеристики мест стоянок  и заходов

 

В этом разделе кратко представлены места, где мы побывали, в последовательном порядке. Морское прохождение от точки к точке часто было слишком далеким от берегов, чтобы описывать их подробно, а сами прогоны иногда имели характер рутинный. Поэтому в данном отчете я ограничилась перечислением мест высадки. Проходы, требующие особого внимания, будут описаны ниже, в специальном разделе.

 

Гремиха

Гремиха входит в состав ЗАТО. Когда-то этот закрытый городок был мощной базой подводных лодок. Что с ним стало сейчас – писать грустно, хотя после Амдермы нас уже трудно удивить разрухой и железными кладбищами. В 90-е годы власти страны почти уничтожили жизнь и работу в малых поселениях на северных границах России. В глобальные причины этого здесь мы вдаваться не будем.

Стапель был произведен на заброшенном пирсе №2, буквально под носом у пришвартованной «Клавдии», который выглядит как обычный каменный мыс. Смысл его в том, что он достаточно ровный, что редкость на здешних берегах. Примета – вертолетная площадка. Все вещи на мыс нам перевез грузовичок, один из тех, что подъезжают к приходу теплохода, так что всегда можно договориться.

В Гремихе есть магазин, в который мы ходили за пресной водой.

 

ручей Глубокий

Это первая, и, фактически аварийная стоянка, куда мы пришли ночью с 4 на 5-ое, так как разрешение находиться в городе было дано на 1 сутки, стапелились весь день, и пришлось встать на воду уже в темноте. Белые ночи в это время есть, но волны и  сложная чалка не позволили идти в условиях плохой освещенности. В губе короткое устье, заканчивающееся тупиком и водопадом, с высокими скалистыми берегами. Лагерь разбили на плато  справа, куда надо подниматься. В отлив воды в губе мало. Стоянка  красивая - большие камни в лишайниках, ягоды. Вода берется из дождевых луж в тундре. Недалеко покоится мертвый корабль.

бухта Волоковая

Живописная бухта с большими круглыми камнями, перед окончанием мыса Святой Нос,  по которой раньше проволакивались поморы. На берегу много железных останков от присутствия военных, можно гулять целый день и снимать историю былого могущества северного форпоста страны.

губа Долгая

Небольшой хмурый залив в скалах, с длинным водопадом. Нормальной стоянки для группы там нет, но зайти посмотреть – святое дело.

бухта Коровья

Это отличная стоянка у восточного основания мыса Святой Нос. Народ устал, но, так как в губе Долгой гостиницу нам не предложили, пришлось идти до основания полуострова, после полного обхода мыса.  Место лагеря слева по ходу, не заходя в основную бухту к рекам. Галечный пляж, закрытый скалами, масса плавника, полки для палаток. Вода берется из верховых болот, стекающих с тундры на скалы  в виде ручейков (далее – болотный ручей), рядом с лагерем нашлось целых три ручейка.  При  засухе можно сплавать к речкам на малом судне.

губа Глубокая

Вынужденная ночная стоянка в очень тихом мелком заливе, полным гниющих водорослей.  Зловещий запах сероводорода. Палатки пришлось ставить прямо в береговой зоне на камнях, поросших мхом. Вода из канистры, наполненной на предыдущей стоянке. Лагерь временный, стоянок в этом и соседних заливах – нет: сплошные камни и косые холмы, поросшие мхом. Но, по-своему, очень красиво. К тому же настоящий водник везде найдет приют…))

Лумбовский залив

Стационарное место для дневки и пережидания шторма, на заходе в залив. В этом заливе всегда тихо. Живописная и удобная стоянка, прикрытая высокими обрывами с моря и с севера. Порывы на плато достигали почти 20 м/с, поэтому мы встали под защиту, на удобной полке, не  заливаемой приливом. Пока бушевал шторм, хорошо погуляли -  морошка, грибы, съемка животных… Несмотря на полигон, людей здесь нет – далеко от самой Лумбовки. Вода в болотном ручье, стекающем с плато.  В заливе несколько мертвых кораблей.

Впоследствии выяснилось, что обещанный NOAA (спасибо Алексею Старухину!) во время шторма мегадождь все-таки выпал в этот день,  но не над Кольским, а над Карелией, вызвав массовые затопления.

Губа Четырехрогая

Великолепная стоянка, встали в первом левом по ходу «роге», с плоским песчаным подходом в высоких скалах. На правой скале водопад и стоит старый поморский крест. В бухте заброшенный маленький домик, очень давно не посещавшийся, там же лежат части нового большого креста и фарфоровые изразцы, для замены старого. Не трогать! Очевидно, у добровольцев пока нет денег для продолжения миссии.  Вода в двух болотных ручьях и в симпатичном озере за домиком. Защищенная с моря полка для палаток – песок с травой. Место очень красивое и удобное. При выходе из губы в катамаран ударило двумя приличными волнами наката, чтобы не расслаблялись…

губа Русинга

Одно из самых сказочных мест, посещенных нами... где даже не пахнет человеком. Однако для стоянки малопригодно – вынуждены были встать по причине надвинувшейся ночи, на маленькой моховой полке прямо на скале, в центре бухты. Подъем с вещами сложный, так как тропа звериная. В ущелье  - первые подосиновики. Вода в ручье за скалой или в речке, выходящей небольшим ступенчатым сливом. На отливной зоне – большие камни, заваленные водорослями, песка нет. Вид был такой, что вот-вот вылезет гном… Спасибо тебе, Север! J

Залив Дятлов

Аварийная стоянка, которую мы стали искать спустя час после выхода в море, по причине сильного ветра и крутой волны с барашками. Искать героических приключений в битве со стихией не хотелось. В скалах пристать негде, и это был первый залив, куда мы поспешно зашли.  Уютный тихий затон из четырех маленьких бухточек с песчаным подходом оказался коварен –  пляжики полностью заливаются приливом. Мы обошли все четыре возможных  пристанища и  встали в правом дальнем «роге». Стоянка возможна только наверху – это стоило тяжкого  подъема с мешками… Так же крайне нелегко было тащить кат к воде на следующий день.   Зато на плато было прекрасно, несмотря на ветер – море грибов и ягод, шикарный вид, прогулки к причудливым скальным обрывам и любование морским простором сверху.

р. Поной

В Поной планировали зайти, но не получилось – не было времени, и волна не слишком не располагала к прогулкам по воде. Кроме того,  на входе стоял большой сторожевой катер рыбнадзора, с которым совершенно не было охоты общаться. Прямо на срезе устья у нас отказал один движок, так что болтались мы долго на виду у катера, и, скорее всего, были приняты за браконьеров.

 

р. Даниловка

Начиная с этой стоянки, характер нашего путешествия меняется. Море становится более спокойным, ландшафт  понижается, подходы к берегу пологие, много песка и  камней в отливной зоне. Данная река, в устье которой мы встали, запомнилась нашим рыболовам отличным ловом семги. На берегу пустой домик, вода из канистры.

 

р. Глубокая

Река выходит к морю очень живописным каскадом водопадов. На правом берегу рыбацкая изба была занята, и мы встали на левом по ходу, на низкой косе. Очень красивое место для прогулок и удачное для лова рыбы. Грибы везде! За водой приходилось идти к нижнему водопаду(?).

р. Пулонга

  На правом берегу стоит единственный домик, в котором пребывал хозяин Владимир и его лайка. Там мы встретили трех северодвинцев, промышляющих рыбу сетями, и двух спиннингистов из Дубны на кате, пришедших с Кашкаранцев. В общем, стало людно. Кумжа, форель, камбала (последнюю нам подарили).  Лагерь разбили у развалин большого дома, а в развалинах сделали кухню, потому что ветер никто не отключал.

р. Пялица

В устье реки мы зашли, в надежде на какой-нибудь магазин в деревне Усть-Пялка. Магазина там не оказалось, ровно как и даров цивилизации, зато на берегу лежал легендарный мертвый катамаран из стеклопластика. По слухам, несколько лет назад он сорвался с якоря и разбился о камни недалеко отсюда, пока хозяева-северодвинцы бдели в каюте.  Теперь его показывают всем любопытным, но восстановят вряд ли.

р. Чернявка

Симпатичная тундровая река, мелкая, однако полная жизни. Последние «дикие» дни и прекрасная погода. Длинные песчаные пляжи с ракушками и камнями. Обловились кумжи и форели. За семгой, оказывается, надо было идти выше, но всем было лень. На тундровом плато – вал подосиновиков, и ягод всех видов….  Вдоль реки уже довольно густая растительность из корявых берез и кустарника. Сделали дневку.

р. Чапома

На Чапоме, в нескольких километрах от устья, есть живописный каскад сливов, под которыми ловится семга. Но нам уже было не до хорошего – все время занял антистапель.  Кроме того, Чапома под «хозяином» - просто так ловить не дадут, надо договариваться заранее и покупать в деревне лицензию.  Хочу отметить, что лицензию на лов семги можно приобрести в Варзуге однако в том случае, если ехать на маршрут с юга. В нашем варианте купить ее было негде, а в Мурманске мы бы просто не успели – подъехали к теплоходу впритык. Также не факт, что там есть разрешения на западный терский берег, слишком далеко. В общем, этот вопрос надо как-то разруливать при организации похода, либо брать грех на душу. Учитывая, что мы ловили только спиннингом и на еду, ущерб государству нанесен небольшой. Три года без рыбалки – команда заслужила!...

Справа по ходу стоит фактория «Чапома», состоящая из большого деревянного дома, уютной бани,  туалета и генераторной (есть электричество). Фактория, в основном для рыболовов-иностранцев, пустовала, и мы сняли обе комнаты,  в каждой  затопили печь-камин, в результате высушили все вещи и поспали, как короли, а также  помылись и попарились в бане (обговаривалась заранее еще из Москвы).  Деревня расположена напротив через устье, в ней есть магазин, но сигарет, водки, пива и хлеба там не бывает. Их не будет от Гремихи до Кузомени, поэтому запасайтесь всем необходимым заранее…)))

 р. Варзуга

     Эта река уже хорошо известна любителям севера. Мы подъехали на «ЗИЛе» к устью, переправились на моторке, и разбили на ночь лагерь под бывшим маяком, в ожидании «буханки». В Кузомени водки  тоже нет, но все остальное и сладости в наличии. Малолюдно, однако присутствие рядом дороги ощущалось. Познакомились со знаменитыми якутскими лошадками-попрошайками и местной мобильной связью. Пресную воду пришлось брать из колеи на дороге (слава дождям!).

р. Гремяха

     Эту красивую порожистую реку мы проезжали на «ЗИЛе» и сделали там небольшую остановку. Гремяха шумно сбегает в море несколькими ступенями, и  полностью оправдывает свое название. На берегах полно брусники, а в устье стоят  избы рыболовных бригад.

 

Мыс Корабль

  Аметистовый берег не ограничивается одним мысом и тянется примерно километр. Хорошая солнечная погода и пара дневок – и красивые находки обеспечены! Когда-то разрытый шурфами и взорванный, берег еще хранит в себе много интересного. К сожалению, у нас было всего  полтора часа, но и за это время мы кое-что нашли - кусочки битых аметистовых жил, натеков,   друзу хрусталя и обкатанные морем мелкие кристаллики. Район мыса - милое местечко, окруженное сосновым лесом, но засиженное туристами. Лишний раз порадовалась, что мы прошли все испытания и не ограничили себя южным терским берегом…

 

 

4.5. Опасные места на маршруте

 

1.    Мыс Святой Нос

Святой Нос - это длинныий скальный мыс (порядка 17 км), разделяющий Баренцево и Белое моря. Святым его назвали в незапамятные времена. "Издавна об этом мысе ходила недобрая слава. По преданию, у мыса обитало морское чудовище, которое «бурлило окиян». Редкий корабль отваживался проплыть мимо него".Святоносский сулой, воспетый еще поморами, которые протаскивали свои суда  по бухте Волоковой с помощью огромного ворота, чтобы не попасть в волны,  является самым известным. И знаковым для нас, потому что мы проходили его буквально в первый же нормальный ходовой день, не успев «обтесаться» на воде. Встреча двух морей на вершине Святого Носа образует внушительную толчею волн. "В результате встречи относительно тёплого прибрежного Мурманского и приливно-отливного течения юго-восточного направления с холодными (значительными по скорости) водами Воронки Белого моря у мыса Святой Нос возникает сулой. "
На самом конце Носа в скалах есть икона Богоматери, и неспроста… Размер  опасного участка плавающий, и в среднем занимает несколько квадратных миль. Мы прошли его при полном приливе между волнами примерно в 50 м от берега, где между плоской скалой (камень Дианы) в воде и накатом образовался небольшой тихий проход.  Совет Андрея Литвинова пройти сулой в 200-300 метрах от берега стоил бы нам больших неприятностей, так как именно там кишело со страшной силой…  «Самое страшное» мы прошли с ходу, и считаем, что нам повезло сразу воткнуться в узкую зону спокойствия.

Обогнуть сам Святой Нос вдоль берега тоже непросто –  скалы без возможности подхода и приличное волнение не дадут вам расслабиться.

 

  1. Мыс Городецкий - У мыса Городецкого было, мягко говоря, неспокойно, и непричальные скалы с накатом. Однако мы не нашли там сулоя, который видел

Андрей Коперский по время своего соло-автонома, и он нигде не описан. Тем не менее, на данный участок стоит обратить внимание, учитывая, что сулои «местного разлива» периодически  возникают на изрезанном ландшафте, в  результате резкого изменения скорости приливного течения - при выходе воды как из сужения бухт, так и из-за мысов.  

 

3. Мыс Крестовый - Довольно сильное волнение у низких берегов. Скорее всего, оно было вызвано догоняющим нас штормом.

 

3. Лумбовский залив - Залив по-прежнему является военным полигоном и входит в состав ЗАТО Островной. Конечно, прежней активности на нем нет, но ржавые остовы нескольких кораблей и выжженные поля на островках напоминают, что периодически здесь идут учения с обстрелом объектов. Мы шли в светлое время суток и по официальному разрешению штаба, поэтому опасений «попасть под бомбежку» не было. Однако, если вы идете «дикарем», да еще прячетесь, вполне можно огрести.

4. Мыс Оборный   Здесь мы ничего особенного не ждали, но чуть не влетели в пикантную ситуацию.  В районе Чаишной Корги много коварных подводных скал, где волны разгуливаются не на шутку. Издалека это кажется обычными барашками, и мы решили пройти между ними. В результате руководитель похода в очередной раз молился в будке... Будь катамаран на метр поуже – неизвестно, чем бы все закончилось… Теперь, на спутниковой карте (см. KML-трек в разделе "Картография...") хорошо видно, как мы вошли в самую гущу неприятностей.  Этот кавардак нужно было обойти мористее.

4. Район мыса Орловский    Довольно сильное волнение и непричальные скалы. В отчетах парусников есть упоминания о сулое у Орловско-Терской гряды мысов. Очевидно, та же история, что и у Городецкого. У нас была большая, но пологая волна, и капитан особо не волновался. Правда, когда отказал Меркурий, стало понятно, что мы только игрушки в руках стихии.. )) (снято через окно)

5. Отмель у м. Якутинского Отмель на ГШ помечена крестиками, что означает плоские скалы, почти скрытые водой. На нее мы налетели в тумане на полном ходу в 200 м от берега, по собственной дурости (расслабились в последний день). Хорошо, что она была без острых сланцев, и стоял полный штиль. Отмель является местом отдыха лахтаков, поэтому их можно там увидеть, осторожно пройдя рядом. Этот случай показателен для всего низкого берега – нельзя приближаться к линии, помеченной на ГШ россыпью точек и крестиков, особенно во время отлива.

 

4.6. Аварийные выходы с маршрута и связь с людьми

 

Маршрут проходит в основном по ненаселенной местности, поэтому возможностей аварийно покинуть его немного. Ближайший от Гремихи населенный пункт – это деревня Сосновка (~200 км), куда раз в неделю прилетает вертолет, или раз в месяц заходит теплоход. Военная часть в Лумбовском заливе тоже вряд ли сможет вас куда-то выбросить, но, по крайней мере, там есть люди. Еще один возможный пункт аварийной выброски  Усть-Пялица, куда вертолет по четвергам(?) завозит продукты, однако вряд ли он сможет взять большую группу с вещами, так как ориентирован на местное население.

Люди есть на Городецком, Орловско-Терском (военно-морские посты) и Никодимском маяках, а также имеется пост на мысе  Святой нос. На посты можно выйти по 16-ому морскому радиоканалу, находясь в пределах радиовидимости (для портативки – до 10 км).

На низком терском берегу, когда кончаются скалы, появляются рыбачьи избы, во время хода красной рыбы к ним приезжают на моторках  или машинах повышенной проходимости местные жители.

Мобильная связь есть в Гремихе и полигоне Лумбовка (Мегафон), а далее только в Варзуге (МТС, Мегафон). В первых двух точках полезно выйти на надежный погодный сайт и скачать себе прогноз на неделю, чтобы быть в курсе штормов.

Спутниковый телефон Iridium берет везде, без проблем. «Звонок другу», сидящему где-нибудь за компьютером в столице, также спасет вас от неприятностей… J

 

 

5. Дополнительные сведения о путешествии

 

5.1. Особенности  погоды и приливного графика

 

  Короткое лето на побережье обусловило рамки похода – с середины июля до середины августа. И хотя современная погода стала подвержена флуктуациям, в целом со сроками мы угадали.

Средняя  температура верхней половины маршрута колебалась от +8 до +13, с пиками до +28 (Гремиха) и спадами до +3 ночью (Русинга).  Заморозков нет. Этот год выдался нестандартным – лета на Кольском почти не было, и мы фактически «привезли» его с собой сначала в Мурманск, а потом и на море. В районе мыса Орловского на берегах еще лежали небольшие снежники, сказывается  дыхание  Ледовитого океана. Холодный сильный ветер – постоянный атрибут северного лета.  В Горле Белого моря  стало теплее, от +12 до +16, но от ветра спрятаться сложнее по причине плоского ландшафта.

Погода, особенно со стороны океана, изменчива и коварна. Ветер может поменять свое направление с  точностью до наоборот за полчаса!  Уже при 5 балльном ветре, если большинство волн покрывается белыми «барашками», и они принимают острую форму, на надувных судах в море лучше не ходить, особенно при боковом и встречном ветре. Полтора часа такого опыта были убедительны  Менее опасны большие, но гладкие волны. Температура воды в акватории  держалась в районе +5 градусов.

За время этого путешествия мы увидели все лица моря – от полного штиля до среднего шторма.

Ежедневно необходимо следить за графиком давления – быстрый подъем его вверх или вниз всегда означает усиление ветра, стабилизация – ослабление ветра и штиль. Вилка давления  758-774 означает хорошую и часто ясную погоду, уменьшение говорит о начале возможной непогоды. На  скалистой части  ЗСЗ ветер и прыжковое падение давления означает приближающийся шторм. Необходимо заранее найти хорошую укрытую стоянку и переждать его, на что может уйти 1-3 дня. В нашем случае давление рухнуло с 760 до 749 за одну ночь, но мы уже были в безопасности.

 

Приливы и отливы формируют течения вдоль береговой линии, и этим нужно руководствоваться при выходе на море. Прилив формирует благоприятное течение  «восток->запад», в то время как отлив гонит воду назад и сильно тормозит ход. При этом следует учитывать ветер и высоту волны. Максимальная скорость нашего судна была зафиксирована 13 км/ч, минимальная – 3,5 км/ч. Средняя скорость по течению 7-8 км/ч, против течения 4-5 км/ч на одном моторе; и, соответственно, 8-11 км/ч и 5-7 км/ч на двух моторах.

 В бухты желательно входить на средней величине прилива. В отлив к берегу подойти сложно, а при полном приливе на следующий день  придется часами ждать этого уровня, чтобы вода «подняла» судно. В противном случае придется разгружать и тащить катамаран к воде, иногда очень далеко, ведь средняя величина подъема воды – 4 метра. Мы не всегда могли следовать графику, который постоянно смещался – то на ночь, то на рассвет, и приходилось волочь судно к воде. В итоге в день без напряжения можно идти не более пяти-шести часов, это порядка 45 километров для нашего хода. Но в ночь лучше не идти – такой опыт показался не слишком веселым.

Средние величины приливов:

Святой Нос – 3 м

Лумбовка4 м

Панфилова – 5 м

Острая Лудка5 м

Орловский – 4,5 м

Поной – 3,5 м

Лиходеевка2 м

Сосновка – 2 м

Пялица – 2 м

Чапома5 м

 

  Графики приливов на любые даты и различные точки Кольского побережья несложно получить с помощью программы WXTIDE32.

Пример графика

 

 

5.2. Вода, дрова, дары

 

Дрова в виде плавника есть почти везде, и чем ближе  к концу маршрута, тем их было больше. В узкие скальники бревна забиваются неохотно, но и там мы всегда находили топливо, далеко заброшенное штормом. Тем не менее, у нас была взята с собой газовая горелка и с десяток баллонов, которые использовались регулярно.

Несмотря на то, что мы всегда старались останавливаться по карте на реках, добраться до собственно речной воды оказалось достаточно проблематично.   Все устья в прилив становятся солеными, а бегать к водопадам иногда не имелось возможности или желания. Поэтому мы в основном пили болотную воду, которая по цвету напоминала чай. Учитывая, что весь июль шли дожди, тундра напилась и теперь стекала со скал в море, откуда только возможно. В итоге на каждой стоянке у нас была вода, даже если не было реки. А складная 20-литровая канистра стала неотъемлемой частью этого похода.

Почти все плато, где мы ходили, оказались усеяны подосиновиками (бледными и суховатыми на открытых местах, и классически оранжевыми в речных
    ущельях). Вовсю спела морошка - в невероятных количествах, черника и голубика. Ко второй части путешествия подозрела и брусника.
На спиннинг ловились     семга, форель, кумжа. Форелью местные жители называют маленькую кумжу, весом примерно до полкило. Завхозу можно смело закладываться на рыбу.

Соответственно, проходная рыба есть только там, куда она может запрыгнуть. На отливе в водорослях сидело много мидий, но они мелкие, и собирать их было лень. Также на песчаных береговых откосах можно найти цветные камни, ракушки - гребенчатозубые и нептунии.

 

 

5.3. Радиосвязь

 

Статус плавания и правила хорошего тона обязывают иметь связь с берегом и морем, для чего была взята портативная УКВ-радиостанция Wouxun KG-699E, перепрограммированная на морские каналы и канальное (не частотное) отображение данных. Если в радио не разбираетесь, лучше купить морскую рацию, хотя бы самую дешевую.

Во время  нахождения катамарана на море рация всегда должна быть включена на прием на 16-ом канале.  Возможные точки вызова на маршруте: мыс Святой Нос, Лумбовский залив, маяк Городецкий, маяк Орловско-Терский, где находятся посты наблюдения. В этом районе по рации часто слышны переговоры кораблей и берега.

Городецкий маяк, под носом у которого мы прошли, почему-то кат проигнорировал, либо мы их не поняли. Зато нас четко запросили с Орловско-Терского – курс, скорость, название, пункт выхода и точку следования судна.

Правила разговоров минимальны: вас вызывают («Какое судно подходит с  севера к мысу такому-то? Прием!») и просят сойти на другой канал для разговора.

Например, вам могут сказать «Один-три, пожалуйста», или «один-четыре на прием». Это значит, что вы должны перейти на 13-ый или 14-ый канал.  Поговорив, вызывающая сторона отпускает вас на 16-ый канал.
При форс-мажорных обстоятельствах на этот канал можно передать в эфир просьбу о помощи – для этого неплохо  иметь более мощную морскую антенну (диапазон 156-162 мгц), установленную на мачте. В общем случае достаточно обычной портативки, так как расстояние до берега при каботажном плавании обычно не превышает пары миль.

Выходить в эфир можно только в двух случаях: запрос о помощи на воде, или ответ на вызов. В качестве исключения, я пыталась запросить маяк о прогнозе, но это явно не приветствовалось, да и не дало результатов, потому что для выяснения погоды маяку нужно вызывать проходящие где-то большие суда. 

 

16 канал – это 156.800 мгц. Полный список симплексных каналов для морских переговоров, и их соответствие частотам  можно найти в Интернете.

 Для переговоров внутри группы мы использовали несколько СиБи  раций КБ «Беркут» - проверенные модели «Егерь» и «Хантер».

 

 

5.4. Навигация и картографический материал

 

К путешествию были подготовлены генштабовские километровки, ГГЦ  и морские карты района, как в бумажном варианте, так и в навигаторах (Magellan Triton 1500, Delorme PN-40, Garmin Oregon).

Для стратегических решений с нами ехала одна большая обзорная карта в ламинате, для тактических – заламинированный альбом А4 с листами, идущими сообразно маршруту, куда  были подшиты и графики приливов, которые пользовались у группы особой популярностью. Гибридные карты в альбоме были созданы путем слияния ГШ и морских, например

 

Трек и точки стоянок морской части похода (ист. - Delorme) в формате kml на google-карте.

(в карточке нажмите кнопку [KML-Точки] и дождитесь построения трека)

http://veslo.ru/porog/card.asp?kod=38

Точки морской части похода и авто (ист. - Delorme)  в формате gpx на google-карте.

(в карточке нажмите кнопку [GPX-Точки] Для получения информации по точке кликните по ней "мышкой")

http://veslo.ru/porog/card.asp?kod=39

 

Трек прохождения на теплоходе не писался.

Топографические карты района доступны для скачивания в Интернете.

 

 

5.5. Тестирование продуктов «Каша из Топора»

 

В путешествие были взяты образцы сушеных продуктов молодой фирмы «Каша из топора», любезно предоставленные на тест нашей команде. Оценки по пятибалльной системе:

- Фарш говяжий варено-сушеный «Калуга» (крупный) - 5.

   Предварительно замачивался, но, судя по всему, в этом не было необходимости. Фарш очень вкусный, даже холодный с макаронами съели  моментально.

- Фарш говяжий варено-сушеный «Москва» (мелкий) - 0.

   Испортили по собственной дурости, замочив и забыв. Выкинули леммингам… Причина – заелись (было взято много продуктов). Предполагаю, что фарш такой же хороший, но оценку выставить не могу.

- Карбонад свиной варено-копченый сушеный - 5.

  Даже слегка недоваренный, будучи вкусным по природе, пошел на «ура» с макаронами

- Рассольник с потрошками – 5.

   Просто вкусно! Включая название J

- Суп томатный с рисом  - 5.

Тоже Ок.

- Борщ Тимирязевский со свининой – 4.

   Сам борщ отличный, но оценку подпортило мясо, которое недоварилось за 40 минут, и сплевывалось как инородный объект…

- Картофель сушеный - 5.

   После разварки стал как обычная картошка. Очень интересный вариант, на порядок лучше картофельной муки и замена сырой картошке (например, для супа).

- Говядина варено-сушеная кусочками - 3.

   Низкая оценка обусловлена хронической «недовариваемостью» мяса. Несмотря на  указанные 30 мин, не варится и за 45.  Она же «утопила» и борщ. Прошу обратить внимание  производителя.

 

Упаковка грамотная, вес минимальный. Итоговая оценка: очень хорошо.

Продукты рекомендуются нашей командой в поход, или на дачу для тех, кто не любит готовить.

http://www.kashatop.ru/

 

 

5.6. Источники информации и полезные контакты

 

- Андрей Литвинов и мореплавание  вокруг Кольского - http://kirjala.narod.ru/travel/barents/Kolskiy/index.html

- Ирина Опанчук и дневник похода по Кольскому http://www.kolamap.ru/arh/vokrug_kolskogo.html

- Лоция Белого моря - http://rivermaps.ru/doc/beloe/beloe-6.htm

- ЗАТО Островной, официальный сайт - http://www.zato-ostrov.ru/index/gorod/0-2

- Святоносский сулой, описание - http://gremicha.narod.ru/inform/spisok/str/2009/gremiha/01.htm

 

- «Рафтмастер» (Рафтсервис) – изготовление катамарана и транцев - http://raftservis.ucoz.ru/ 

Москва, ул. Красная сосна д 20, стр.1. тел: (495) 727-14-52, +7 916-318-71-03. 

 

- Анатолий Кузяев (фактория Чапома, выброска на «ЗИЛе»)  8 (911) 321-7037, 8 (921) 275-4119

30000 руб. машина, 3000 руб. баня, 500 руб. койко-место на доме.

 

- Юрий  (выброска Варзуга – Кандалакша) 8 (981) 303-6438, 8 (921) 155 4493,  9000 руб. «буханка» с верхним багажником

 

- Переправа через Варзугу:  Алексей Тропин, 200-250 рубел. с грузом.

 

- Касса теплохода «Клавдия Еланская» - 8 (911)-3130654, касса находится на автовокзале, ~700 руб. чел, каюты 4 категории, с туалетом и душем. http://fleet.msco.ru/passenger/klavdiya-elanskaya/raspisanie.shtml

   Стоянка теплохода - Угольная база, 5-ый причал, отход в 19.00, приход в 10 утра.          

   Оформление груза: Мурманский морской рыбный порт, ул. Траловая, 12; тел. 8 (8152) 286-749, 286-549, 286-421, 287-658

   Оформление пропуска на машину в порт: г. Мурманск, ул. Траловая, 38

 

- УФСБ Мурманской области – г. Мурманск, ул. Ленина д.64, 8(8152)455-256, дежурный  454-076, факс 8(8152) 476-704

 

- Штаб Северного флота – 184600, г. Североморск, Штаб к/з Северного флота,   факс; 8(81537) 467-26,

- Аренда машины в Мурманске (микроавтобус Ford с багажным отделением, 1000 руб. час) - http://www.absolute51.ru/avtopark/miniveny-i-mikroavtobusy.html

 

 

5.7. Смета расходов на одного человека

 

Учитывая географически близкую заброску, мы надеялись на бюджетный отпуск, но в мероприятие было вложено в два раза больше, чем рассчитывали изначально. Покупка нового катамарана и обновление снаряжения вывели поход на стоимость дальних автономов. 

 

Статья расходов

на 1 человека

Билеты на поезд туда-обратно

12500

Машина по городу

700

Теплоход + бронь

800

«ЗИЛ»

5000

«УАЗ»

1500

Еда

3000

Баня

600

Ночевка в фактории

700

Катамаран и сопутствующее снаряжение

11000

Канистры и бензин

1600

Аренда спутникового телефона

2000

Прочее (фанера, трубы, ПВХ, крепеж, запчасти, утварь, пиво-водка и т.д.)

5600

Итого:         45000 руб. чел.

                             270000 руб. на группу

 

 

 

6. Итоги и рекомендации

 

 Получилось замечательное путешествие, в котором нам во всем повезло, даже комаров практически не было. Мы объехали почти все побережье полуострова, от Мурманска до Кандалакши, и стали настоящими морскими волками...   по полной программе вкусили нрав северной волны и поняли свои возможности, а  также лишний раз убедились, что в море нельзя расслабляться. Отснято большое количество видеоматериала, в том числе с воды.

 Знакомство с чудной и разнообразной природой Кольского запомнится нам надолго. Наконец-то узрели медведя в интерьере (и тут еще), а жирные тюлени повсеместно смотрели на нас… Зловредная лиса погрызла штатив фотоловушки. Богатая тундра вознаградила команду за риск множеством вкусных даров, но все-таки первая, экстремальная часть, больше запала в душу своей угрюмой красотой, скалами и волнами.

По мнению группы, необходимо больше времени на подобные путешествия  - не меньше месяца, чтобы не плыть в опасные дни, наверстывая график, осмотреть как можно больше диковинных мест и поменьше связываться с трансфером. Из-за неясностей с прогнозами мы буквально убегали с самой привлекательной территории, хотя на ней стоило задержаться подольше. К огромному сожалению, мы не посетили в Лумбовке красивейшие устья рек Черная и Западная, прошли мимо внушительных скал Качковской губы и устья Орловки, фантастическую Виловатую... многое осталось за кадром. Низкая скорость передвижения и страх не успеть к назначенным точкам подгоняли лучше любого ветра, не было у нас 80 дней вокруг света, а только две недели. Но команде грех жаловаться - все-таки, мы многое прошли и увидели.  

 Для нормального хода нужен более сильный мотор (>= 5 л.с.), желательно с выходом на 12в для питания автомобильного навигатора с большим экраном, и навигационного фонаря. Если нет паруса, необходимо иметь запасной движок. Остаться на волнах без винта равносильно форсмажору, так как дотащить почти тонну  веслами до реального места чалки - довольно сложно. Также есть смысл приспособить шланг с грушей для подкачки топлива. Двухтактный мотор требует постоянной подготовки бензиновой смеси, и более капризен, поэтому рекомендоваться не может.

Необходимо иметь  более надежный руль, и эхолот, подающий аварийный сигнал на 50 см глубины (у Пираньи  планка в 90 см, что неудобно  для судна с небольшой осадкой).

Если кто-то решит делать каюту – вот черновые выкройки №1 №2 №3 (автор - Кот). Однако я бы сделала ее на 15 см ниже, с полностью прозрачной передней стенкой и более скошенной спереди, для лучшей аэродинамики. Наша уютная будка тормозила кат при встречном ветре, и меняла курс при боковом. Необходимо найти оптимум между комфортом и функциональностью изделия.

 

 Для экономии бензина и времени нужно более рационально использовать приливные течения, полностью подчиняясь их графику, а также срезать  заливы и бухты, держа прямой курс от мыса к мысу. Но следствием этого является «проскакивание» многих интересных мест и опасная дистанция от береговой линии, достигающая нескольких миль.

 

 

Команда благодарит:

 

- Рязанского  Николая – за официальную поддержку идеи,

- Литвинова Андрея – за полезную информацию,

- Старухина Алексея из Гремихи – за предупреждение о шторме и участие,

- Клочкова Михаила из Гремихи – за терпение… J

- Штаб Северного флота и УФСБ Мурманской области - за человеческое отношение к проблеме «иностранки».

 

Фото Вук, Ханума


Отчет для МКК в формате pdf (7 мег):

верстка Константин Горбатов http://veslo.ru/2011/otchet/kolakrug/Kolskiy_MKK.pdf

Фотоальбом путешествия:

Алексей Вуколов - http://fotki.yandex.ru/users/alexey-vukolov/album/260390/

 

Поэма:

Павел Тарасов - "Кольская опупея".. ))

 

Фильм о путешествии "Под Знаком Креста" https://www.youtube.com/watch?v=I0-DIBv0nU0

 

 

 

 

Отчет составила:

Гаврина Ася, сентябрь 2012.

 

 

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  База треков |  Творчество |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |