ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫЙ СОЮЗ СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Отчет о водном (катамараны) туристском спортивном походе пятой категории сложности

по рекам Алтая: Чулышман (средний и нижний), Чуя (Мажойский каскад)

совершенном с 25 апреля по 10 мая 2015 года.

Маршрутная книжка № 19/15

Руководитель – Величков Виктор Иванович

г. Нижний Тагил

город Нижний Тагил 2015 г.

Содержание:

1. Справочные сведения о путешествии.

1.1. Паспорт спортивного похода.

Группа – сборная городов Урала.

Проводящая организация – Клуб туристов «Азимут», г. Нижний Тагил, пр. Космонавтов 36, телефон (3435)243210, http://azimutnt.ru, e-mail: azimut-nt@yandex.ru.

Район путешествия – Алтай (Российская Федерация).

Вид туризма – водный.

Категория сложности – пятая Протяженность активной части маршрута – 131 км,

из них: сплав – 125 км (Чуя–26 км, Чулышман – 99 км),

пешком – 6 км (обносы катамаранов и вещей – 6 км),

Сроки путешествия: 25 апреля – 10 мая 2015 года.

Продолжительность путешествия – 16 дней, из них на активной части – 10 дней.

Нитка маршрута: Нижний Тагил – Барнаул (поезд) –переезд на р. Чулышман до пос. Язула (микроавтобус, автомашина) – сплав по реке Чулышман до устья р. Чульча – переезд до развалин ГЭС на р.Чуя - сплав 5км ниже пос.Чибит с обносом от пор. Президиум до пор. Малыш - Барнаул (микроавтобус) – Нижний Тагил (поезд).

Уровень воды: Чуя– ниже среднего; Чулышман – выше среднего до р. Куркуре, далее средний.

Маршрутная книжка №19/15.

Маршрут рассмотрен Областной и зональной туристско-спортивной МКК ТСС Свердловская обл. (166-00-56665555).

Место хранения отчета – Спортивно-туристский клуб г. Екатеринбурга, ул. Московская 28б, www.turist-club.ru, e-mail: turist-club@ural.ru, тел. (343) 2122028, 2124303, 2125322 (факс).

1.2. Состав группы:

Фамилия, имя, отчество ГР Туристский опыт
(последний)
Обязанности, распределение по судам Домашний адрес, телефон
1 Величков
Виктор Иванович
1957 Тянь-Шань р.Коксу 5усл.кс.Р.(2011) Алтай р. Башкаус(верхний)-р.Чуя 5усл.кс. Р.(2013) руководитель,
капитан К1
г. Нижний Тагил,
2 Гавриленко Григорий Владимирович 1977 Алтай р. Башкаус(верхний)-р.Чуя 5усл.кс. У.(2013) Саяны р.Ожу-Бий-хем 4усл. кс.У.(2012) реммастер, матрос К1 Н-Тагил
3 Брухно Генадий Алексеевич 1978 Тянь-Шань р.Чилик 5к.с.У(2014) Алтай р.Чуя-Катунь 5к.с.У.(2014) медик,
капитан К2
Г.В-Салда
4 Сосновский Денис Валерьевич 1979 Алтай р.Чуя-Катунь 5к.с.У.(2014) Алтай р. Башкаус(верхний)-р.Чуя 5усл.кс. У.(2013) хронометрист,
матрос К2
Г.В-Салда
5 Зудин
Игорь Викторович
1972 Алтай р. Башкаус(верхний)-р.Чуя 5усл.кс. У.(2013).Кавказ Б.Лаба 2кс.с эл 5 У.(2014) фото,
капитан К4
г. Екатеринбург
6 Бурдин
Дмитрий Леонидович
1975 Кавказ Б. Лаба 2 с эл 5кс.У.(2014) Алтай р. Песчаная 3кс.Р. р.Катунь 3кс.У. Завхоз матрос К4 г. Екатеринбург
7 Новиков Михаил Васильевич 1978 Алтай р.Кумир-Коргон 3кс.У.(2014) Урал р.Вижай 2кс.У.(2013) видео,
капитан К4
Свд.обл. Алапаевский р-н. с. Арамашево
8 Чистяков Данил Владимирович 1977 Алтай р.Башкаус(верний)-Чулышман 5кс.У.(2014) р. Чуя-Катунь 4кс.У.(2014) фото,
матрос К4
г.Трехгорный Челяб. обл.

Слева на право: Зудин.И. Гавриленко.Г. Новиков.М. Чистяков.Д. Величков.В. Бурдин.Д. Сосновский.Д. Брухно.Г.

Слева на право: Зудин.И. Гавриленко.Г. Новиков.М. Чистяков.Д. Величков.В. Бурдин.Д. Сосновский.Д. Брухно.Г.

Нумерация катамаранов условна, указывает на место при движении походной колонной, К4 катамаран четверка. К1 – катамаран-двойка «Рафтмастер Fox-2т», производство: г. Москва, фирма «Рафтмастер», http://www.raftmaster.com, длина 3,8 м, ширина 2 м, объем 1,2 м3;

К2 – катамаран-двойка «Белрафт 2тб», http://belraft.com/, г. Минск. Длина 4,0 м, ширина 2,04 м, объем ~ 1,22 м3,

К4 – катамаран-четверка «Буратино-4», http://aqua-sport.perm.ru/index.php?go=3г. Производство: Пермь, длина 5,1 м ширина 2 м, объем 2 м3.

Все катамараны имеют форму типа верблюд. Рамы металлические.

1.3. Определяющие препятствия маршрута:

вид
препятствия
расположение название категория сложности прохождение
река Чуя (Мажойский каскад)
1 каскад порогов и шивер Мажойский каскад Пр 3-8 все
2 порог Мажойский каскад Пр 9 все
3 порог Мажойский каскад Пр 10 Суровый все
4 порог Мажойский каскад Пр11 Пирамида все
5 порог Мажойский каскад Пр14 все
6 порог Мажойский каскад Пр17 Гарнитур все
7 порог Мажойский каскад Пр18 Поворотный все
8 порог Мажойский каскад Пр19 Трио все
9 порог Мажойский каскад Пр32 Малыш все
10 порог Мажойский каскад Пр33 Гулькин нос все
11 порог Мажойский каскад Пр34 Зайсан все
река Чулышман
12 каскад порогов и шивер Шавлинское ущелье Мини-каша, Катушка, №7, Башни, №9 все
13 каскад шивер Шавлинское ущелье №11, Длинный, №13-15 все
14 порог Шавлинское ущелье Стадо бегемотов-1 все
15 порог Шавлинское ущелье Стадо бегемотов-2 все
16 порог Шавлинское ущелье Кульминация Все кроме К2 (обнос 20м последний слив)
17 порог Шавлинское ущелье №23 все
18 порог Шавлинское ущелье Пустячок все
19 шивера-порог Шавлинское ущелье №26 все
20 порог порог Каша 4 ступень К4 (сборный экипаж)
21 порог - Ворота непроход проводка вдоль ПБ
22 порог Туданский каскад Туданский все
23 порог Туданский каскад Коварный все
24 порог - Итыкайский все
25 шивера - №51 все

Порог Каша 4 ступень проходил сборный экипаж в составе:

Гавриленко, Брухно, Зудин(кап), Чистяков.

Итого пройдено: 5С – 4, 5В – 7, 5А – 8, 4С - 5 препятствий.

В отчете использована классификация, в которой сложность препятствий измеряется по шестибальной шкале. Категории 4, 5, 6 имеют подкатегории А, В и С. При этом к препятствиям 6 к.с. относятся 5С, 6А, 6В, 6С, к препятствиям 5 к.с. – 4С, 5А, 5В, к препятствиям 4 к.с. – 4А и 4В. В отчете приведена оценка уровня сложности препятствий для наших конкретных условий. При изменении уровня воды сложность порогов может существенно меняться. Препятствия ниже 4 к.с. не категорировали.

2. Выбор маршрута и организация путешествия.

Алтай наиболее близкий район к Уралу, позволяющий совершать походы любой категории сложности, поэтому путешествия в майские праздники группами из нашего региона, когда многие ограничены во времени, всегда наиболее предпочтительны. И в течение ряда лет весенний поход выбирается именно здесь.

Ежегодные поездки на Алтай создали проблему в виде дефицита весенних маршрутов. В этом году мы продолжили исследовать малопосещаемые весной реки. Давно собирались пройти Чулышман, но все как то не сходилось. Прохождение «Мажойского каскада» в пятерочном варианте добавлял сложности и интереса. Маршрут становился конкурентно способным в соревнованиях по водному туризму на первенство федеральных округов Урала и Поволжья.

За десять дней до выхода на маршрут на пороге Ревун (р. Исеть, Свердловская обл.) был проведен тренировочный сбор, на котором (помимо собственно сплава) основное внимание было уделено вопросам безопасности и проведению спасательных работ.

Группа сформировалась неоднородная: большинство имело хороший туристский опыт, но для двоих поход стал первой пятеркой.

3. График движения группы.

дни дата участок способ передвиж. км ТХВ определяющие препятствия
0-2 24-26.04 Нижний Тагил – Екатеринбург
Екатеринбург – Барнаул
эл/поезд
поезд
- - -
2 26.04 Барнаул – Акташ м/автобус 600 10.00 -
3 27.04 Акташ – пос.Язула р.Чулышман
стапель, сплав до Шавлинского ущелья
а/машина
катамараны
104
10
5.10
1.02
-
4 28.04 начало Шавлинского ущелья - пор. Кульминация катамараны 14 8.30 №5-9, №12-15, Стадо бегемотов 1, 2 Кульминация
5 29.04 пор. Кульминация - пор. Пустячок катамараны 5 8.45 Кульминация(3ст) №23
6 30.04 пор. Пустячок-за пор. Каша обнос вещей и катамаранов катамараны
пешком
14 2 10.30 Пустячок, №26
7 1.05 пор. Каша- Туданский каскад
катамараны 22 6.10 Каша 4я ступень
8 2.05 Туданский каскад- р. Чульча катамараны 32 8.00 Туданский, Коварный, Итыкайский, №51
9 3.05 переезд к развалинам ГЭС на Чуе а/машина

131 5.30 -
10 4.05 развалины Гэс- кошара катамараны 10
6.30
Струйный, пр 3-8, пр9, Пирамида, Суровый
11 5.05 кошара- пор. Поворотный катамараны 3.0 7.30 пр№14, Гарнитур, Поворотный (1ст)
12 6.05 пор. Поворотный-Оройский мост- пор. Малыш катамараны
пешком
1,0
4,5
7.00 Поворотный (2ст)
13 7.05 пор. Малыш - 5км ниже Чибитской поляны мост катамараны
пешком
7
1,5
9.10 Малыш, Гулькин нос, Зайсан
14 8.05 мост – Барнаул м/автобус 4
16
0.27
8.00
-
15-16 8-10.05 Барнаул – Екатеринбург
Екатеринбург – Нижний Тагил
поезд
автобус
- - -

ТХВ - техническое ходовое время, включающее в себя общее время работы на реке: сплав, остановки, разведку порогов, ремонт, обносы, проводки, обед и т.д.

Для машин указано общее время движения со всеми остановками – еда, ремонт, заправка и т.д.

Все расстояния активной части маршрута приведены по показаниям GPS-навигатора, с округлением до 0,5 км.

Погода. В первый и последний день активной части было по-летнему жарко. В остальные дни днем было тепло, температура от +160 до +250, чаще всего переменная облачность или малооблачно. Утром и вечером на берегу, и особенно на воде, прохладно. Нам повезло. В эти же сроки в Акташе, например, в течении недели температура на поднималась выше +50.

4. Краткое описание рек.

Маршрут нижний Чулышман -Чуя(Мажойский каскад) проходит по Улаганскому району республики Алтай. Чуя–правый приток Катуни, берёт свои истоки с северных склонов юго-восточных отрогов Курайского хребта и течёт на север-запад, севернее Курайского хребта.

Истоки Чулышмана стекают с отрогов южной части Шапшальского хребта в озеро Джулу-Коль (Джулукуль) в южной части Чулышманского нагорья (часто озеро называют истоком). Вытекая из него, Чулышман спокойно течёт по горной тундре до устья р. Узун-Оюк (Оин-Ору) – это верховья реки. Ниже Чулышман врезается в Чулышманское плоскогорье, долина приобретает V-образную форму, возрастает уклон (местами до 25 м/км). Десятикилометровый участок от р. Бабичек (точнее 1 км выше её) до впадение р. Ябалу называется Ябалинским ущельем и используется для раскатки перед более сложными препятствиями.

Ниже устья р. Ябалу река на протяжении 9 км течёт по широкой долине, затем начинаются препятствия Язулинского каньона, который продолжается около 20 км. Язулинский каньон – это Верхний Чулышман – участок, определяющий сложность маршрутов 6 к.с. Тут находятся почти все знаменитые пороги Чулышмана – «Чёртов мост», «Три Вовы», «Затычка», «Винт», «Марьиванна» и другие. Всего в каньоне 80 препятствий, из которых 27 имеют 5 и 6 к.с. Каньон заканчивается при впадении р. Верхний Тартагай, вдоль которой приходит дорога из долины Башкауса. Тут же находится автомобильный мост (по нему дорога переходит через Чулышман и направляется в пос. Язула) и начинают сплав группы по маршруту 5 к.с. (Нижний Чулышман).

После р. В. Тартагай Чулышман спокоен на протяжении примерно 10 км, но постепенно втягивается в Шавлинское ущелье. Протяжённость Шавлинского ущелья несколько менее 20 км, на этом участке лоции выделяют 30 препятствий, хотя следует отметить, что весь участок от пор. «Мини Каша» до пор. № 26, представляет собой сплошную шиверу, практически без участков спокойной воды. В Шавлинском ущелье при любом уровне воды выделяют два порога 5 к.с.: «Кульминация» и «Пустячок».

При приближении к устью Шавлы долина Чулышмана расширяется и остаётся таковой на протяжении 15 км после Шавлы, из препятствий тут только разбои и перекаты.

Постепенно Чулышманское нагорье и Улаганское плоскогорье снова сжимают долину реки, местами до ущелья. Берега становятся выше, горы часто подходят прямо к воде. Порог «Каша» – сложнейший на участке реки после Язулы, находится в одном из таких мест. Представляет он собой череду сливов, высоких валов, мощных бочек, навалов и прижимов на протяжении 2 км и вполне заслуживает своё название. При этом берега высокие, иногда с осыпями, местами без полок у воды. Лоции делят порог на 4-6 ступеней, но деление это весьма условное. Для прохождения порога требуется подробная разведка, причём по береговой линии, а не с тропы обноса, а также тщательная работа по обеспечению безопасности прохождения.

После «Каши» река продолжает падать, но чуть слабее, основные препятствия валы и бочки. Через 20 минут сплава от последней ступени «Каши» находится порог «Ворота», образованный скальными обломками, перегораживающими реку, проходимый только в высокую воду. Далее после продолжительного участка спокойного течения на реке расположен Туданский каскад. Каскад начинается несложными шиверами, за которыми следует порог «Туданский», технически сложный, требующий разведки и страховки. Ещё один именной порог каскада «Коварный» также достаточно сложное препятствие. В районе Туданского каскада вдоль реки идет дорога, по которой можно обнести пороги, а также сняться с маршрута и уехать.

Далее на реке Итыкайские шиверы, начинающиеся с порога «Итыкайский», интересного тем, что представляет собой в первой ступени слалом, а во второй мощную горку. После окончания шивер остается ещё 6 км спокойного сплава до устья р. Чульча. Течение остаётся сильным, участок проходится быстро.

Ниже устья р. Чульча уклон падает, и Чулышман приобретает равнинный характер. От прохождения участка от Чульчи до Телецкого озера на вёслах заставляет отказаться сильный встречный ветер, поэтому большинство групп заканчивают сплав в устье Чульчи с обязательной прогулкой до водопада Учар, расположенного в 8 км.

Мажойский каскад на реке Чуя – один из сложнейших и интересных участков реки. Русло реки здесь пробито в скальных породах, образующих каньон с высотой стенок 50-60 м. Всего на 12-километровом участке реки, насчитывается более 30 порогов из них более 15 порогов – 5-6 категории сложности. Выделяются наиболее интересные и сложные пороги, названия которых говорит само за себя –Суровый, Пирамида, Президиум, Каскадер, Малыш и т.д.. Сложность препятствий в каньоне нарастает постепенно. Популярностью среди туристов-водников Мажойский каскад пользуется из-за удобных подъездных путей к началу и к концу сплава.

Этот маршрут идеально подходит для тех у кого мало времени, но кто хочет получить острые ощущения.

Также сплав по Мажойскому каскаду хорош как тренировка перед Аргутом, Чулышманом, Башкаусом.

5. Аварийные выходы с маршрута.

На Чуе аварийный выход несложен – дорога идёт по правому берегу вдоль реки на всем протяжении. Движение по ней не очень интенсивное, но машину перехватить можно, пастухи пасут коней. Здесь есть два крупных населённых пункта – пос. Чибит это вниз по реке и пос. Акташ вверх по реке на Чуйский тракт.

На нижнем Чулышмане аварийный выход сложен от начала Шавлинского ущелья, где заканчиваются подъезды со стороны Язулы и до р. Карасу, где от пос. Акташ по левому берегу к Чулышману подходит дорога из Усть-Улагана через пос. Балыктуюль. На этом участке на карте показана тропа, порой уходящая далеко от реки. Есть ли она по всему участку, и какого качества, неизвестно. Но поскольку на Нижнем Чулышмане весьма бодрое животноводчество, более-менее утоптанные тропы по берегу есть.

Выходить по реке стоит вверх – до пос. Язула, либо вниз – до одной из турбаз, где можно найти транспорт. Единственное место на этом участке, где есть люди – кордон Чодро, у кордона ведется строительство турбазы. На кордон раз в месяц прилетает вертолет, в самое ближайшее время там обещают наладить сотовую связь.

От р. Карасу и до Телецкого озера по левому берегу вдоль реки проходит автомобильная дорога. Летом движение регулярное, весной машины ходят редко.

6. Регистрация в МЧС.

В случае планирования прохождения туристских маршрутов, необходимо зарегистрироваться в поисково-спасательном подразделении МЧС России по адресу: 649000 г, Горно-Алтайск, ул. Алтайская 26 кв. 2, тел. (388-22) 2-29-14, факс 4-17-97 или Главном управлении МЧС России по Республике Алтай по адресу: 649000, г. Горно-Алтайск, ул. Улагашева 13, тел (388-22) 2-37-58, 2-37-64, факс 2-76-05, абонентам МТС по телефону 112 (звонок бесплатный). Информацию о регистрации также можно направлять электронной почтой через Главное управление МЧС России по Республике Алтай на адрес: mchs_ra@mail.ru (с пометкой для Алтайского РПСП МЧС России), заверенные подписью руководителя группы или выпускающей организации, а также подтвердить данную информацию перед непосредственной отправкой группы на маршрут в подразделении.

Для регистрации указываются следующие сведения:

фамилия, имя, отчество, возраст и квалификацию руководителя группы и его заместителя, телефон, адрес места жительства;

фамилии, имена, отчества, возраст, адрес места жительства участников группы;

- наименование, адрес, телефон выпускающей туристической организации;

дата начала и окончания маршрута (мероприятия);

маршрут движения с указанием контрольных пунктов (начального, промежуточных и конечного) и предполагаемое время их прохождения;

маршрут преждевременного (аварийного) выхода;

порядок связи с группой на маршруте;

- сведения о страховании участников группы на случай проведения медико-транспортировочных работ (наименование и контактные телефоны страховой компании, номера страховых полисов, сроки страховки).

После выхода группы с маршрута, но не позднее заявленного срока окончания мероприятия необходимо уведомить спасателей об окончании похода по телефону или прибыв непосредственно в подразделение.

Регистрация и консультация туристов по вопросам безопасного прохождения маршрутов и метеоусловиях в районе прохождения маршрутов спасателями проводится бесплатно.

Мы по электронной почте выслали требуемые данные за 7 дней до похода, затем по телефону из машины сообщили о старте и финише группы.

Сообщив в МКК о старте группы, попросили добавить к маршруту возможный радиальный выход на водопад Учар. В последний момент некоторые члены группы воспылали желанием совершить пешую прогулку.

7. Подъезд, переезд и отъезд.

Из Нижнего Тагила в Екатеринбург добирались электропоездом, обратно автобусом.

До Барнаула ехали поездом 096 Москва – Барнаул, билеты приобретали за 45 дней до отправления. Обратные билеты на поезд 095 Барнаул – Москва брали индивидуальные за 45 суток до отъезда.Так как приехали в Барнаул на сутки раньше поменяли билеты на ближайший поезд, и удачно уехали.

В настоящее время на реки Алтая самой логичной является прямая заброска одной машиной, либо с пересадкой на полноприводную технику, где это требуется. Существует множество фирм, осуществляющих перевозки. Хорошая картотека автоперевозчиков есть на сайте клуба «Альтаир-Алтай» (http://www.altair-altai.ru/). Сразу решили, что подъезд-отъезд будут полностью автомобильные, без летнего варианта выброски на катерах через Телецкое озеро, т.к. не владеем информацией о навигации по озеру в мае.

Наша группа давно пользуется услугами ИП Козицин Сергей (8-903-948-8639, ksp727.mail.ru). За многие годы он не подвел ни разу, четко выполняя все договоренности. При необходимости может организовать комплексную заброску (микроавтобус + полноприводная машина, либо микроавтобус + лошади). Оплата возможна по безналичному расчету. Заранее платится аванс на обратную дорогу, сумма по договоренности.

В настоящее время у Сергея микроавтобус «Fiat Ducato» на 14 мест плюс два откидных сиденья, имеется прицеп под груз. Заброска на Чулышман ИП Стонт Макар Макарович (с. Акташ, 8-960-968-1035, 8-603-919-7704). Он нам понравился. Человек добросовестный и обязательный. Машина новая (вахтовка), в этом году поставил на нее дизельный двигатель. У Макара в Акташе есть своя гостиница (ул. Трудовая 9), если кто-то любит комфорт, можно воспользоваться.

Все автомобильные перевозки проводились по следующей схеме. Из Барнаула до Акташа ехали на микроавтобусе, пересаживались на ЗИЛ, который доставлял группу на Чулышман и забирал ее от устья Чульчи, и вез до развалин ГЭС на Чуе. Ниже Чемала 5км у моста следовала пересадка на микроавтобус до Барнаула.

8. Техническое описание маршрута.

Сокращения в тексте: ПП, ЛП – правый, левый поворот; ПБ, ЛБ – правый, левый берег, ЧХВ – чистое ходовое время, н/п - непроход; в скобках после названия препятствия – категория сложности для условий на момент прохождения.

8.2. Река Чулышман

27.04.2015

В назначенное время приехал ЗИЛ-131. Загрузились и в 08.15 часов выехали на Чулышман.

Вначале дорога повторяет заброску на Башкаус. Перед р. Иолду развилка, стоит указатель поворота на Язулу. Путь пролегает вдоль ПБ Иолду, грунтовка плавно забирается вверх на высшую точку – перевал 2167 м. Затем идет по ЛБ Баханди и В.Тартагая, высоко над реками и крутым серпантином спускается в долину Чулышмана к мосту. Сразу за мостом, на ПБ Чулышмана большая поляна и небольшой сосновый лесок. Дорога от Башкауса в приличном состоянии, но весной отдельные отрезки ее проходимы только для полноприводной техники, причем мощной. УАЗ-буханка, например, может и не пройти. Летом будет пригодна практически для любого транспорта.

Общее время переброски 5.10. Встали в лесочке, т.к. не очень хотели встреч с местными жителями, а так хоть есть небольшое прикрытие. Собрали катамараны, и в 17.00, вышли на старт. Уровень воды оценили выше среднего, что потом подтвердили пороги Шавлинского ущелья, а также местные жители. По их словам, первый подъем воды бывает при таянии снегового покрова, затем следует спад до малого уровня на 7-10 дней и новое постепенное нарастание. Видимо мы застали окончание весеннего снегового паводка, а т.к. установилась дневная теплая погода, остатки снега хорошо подпитывали реку и колебаний уровня воды практически не было, он оставался неизменным – выше среднего до реки Куркуре.

Сразу после старта пара мощных шивер, затем в течение 1.02 ЧХВ шиверы и перекаты 2-3 к.с.

Встали на ночевку на ЛБ.

28.04.2015 Собрались быстро, идет нудный дождь. Вышли в 08.55, в первый час сплава довольно зябко.

1. Шивера. Сама из себя ничего не представляет. Просто интересней и мощнее всех предыдущих препятствий. Служит скорее как ориентир приближающихся порогов Шавлинского ущелья.

Препятствия 2-4 не распознаются. До «Мини-Каши» около 5 минут сплава.

5-9. Каскад порогов и шивер (4С). Сюда относятся: порог «Мини-каша», шиверы «Катушка», №7, порог «Башни», шивера №9. Препятствия переходят одно в другое, ориентиры нечеткие. Первое же из них в корне отличается от всего предыдущего на реке, уклон становится гораздо заметнее, валы становятся выше и мощнее, появляются сливы и бочки, на камни порой сильные навалы. Все это заставляет активно работать и маневрировать.

Каскад прошли походной колонной за 18 минут. Были приятно удивлены мощностью препятствий. В паре бочек отдельные катамараны хорошо притормозило. Пристали к ПБ за каскадом, обед совместили с просмотром участка впереди.

10. Порог «Поперечный» (4В). Первое препятствие, которое однозначно определяется. Начинается в конце прямого участка реки. В пороге каменистый остров с 3-4 деревьями и кустами. В самом начале острова слева впадает р. Адульгем. Основная протока левая, идет вокруг острова по плавной правой дуге. На входе серия невысоких сливов и валов, на выходе гряда обливных камней с валами, сливами и бочками В правой протоке гораздо меньше воды. Чалка после порога на быстротоке к ПБ. Разведка по ПБ.

К1и К2 прошли порог колонной, выставил один спасконец и сняли на видео К4.

11-15. Порог-шивера (4С). Участок до порога «Стадо бегемотов-1» по сути длинная шивера, осложнённая сливами, валами, бочками, навалами на обливные и надводные камни. Сплав динамичный и напряженный. Линия движения довольно хорошо читается с наплыва.

Участок прошли колонной, четко соблюдая интервалы.

Ориентиром следующего препятствия может служить большой остров с деревьями. Основная протока левая. Через 100 м от острова гряда камней от ЛБ отжимаете струю под правую скальную стенку. Далее ЛП. Чалка к ЛБ либо перед ЛП, либо перед грядой камней. Во втором случае легче зайти в порог по оптимальной траектории.

16. Порог «Стадо бегемотов-1» (5А). Около 150 м длиной. Начинается через 150 м от острова на ЛП. В начальной части несколько ворот со сливами, затем основной поток перемещается (фото 14) вправо, левая часть замусорена. Далее навал на камни у ПБ с косым сливом, струя идет в центр. На выходе короткая горка в сужении с пологим сливом и валами. Чалка, страховка и разведка по ЛБ. Первым прошел К1 у ЛБ через слив, остальные прошли аналогично.

Пр.16 «Стадо бегемотов-1» проходит К2-1.

Пр.16 «Стадо бегемотов-1» проходит К2-1. Сразу за порогом на ПП начинается

17. Шивера (4В). Расположена на прямом участке реки. Длина 150-200 м. Перед ЛП – чалка на ЛБ для разведки. К1 попал в мощную бочку, был развернут и на боку вышел из шиверы. Впечатлений больше чем от порога. Остальные прошли нормально.

18. Порог «Стадо бегемотов-2» (5А). Начинается на крутом ЛП. Две ступени. Первая – горка с большим падением, в русле большие глыбы. Участок с мощными валами и чуть менее мощными бочками отделяет первую ступень от второй, которая представляет собой водоскат на местном ПП напротив отвесной скалы ЛБ. Ниже порога короткий участок быстрой чистой воды.

После небольшого осмотра препятствие прошел К1 и страховал с воды остальные экипажи, прошедшие тандемами.

19. Порог «Черный клык» (4С). 200-250 м. Начинается от двух больших округлых троллейбусов, лежащих посреди реки. За ними продолжительная каменная гряда (в небольшую воду каменистый остров), делящая поток на две части. Основная протока – правая, по ней шиверой идет гораздо больше воды. Через 80-100 м от ПБ отходит гряда камней, необходимо резкое перестроение ближе к центру реки. Момент, когда необходимо отрабатывать влево с воды читается плохо. В левом потоке меньше воды, больше камней, может стать непроходимой в малую воду. В конце порога сужение русла и справа большой прибрежный камень черного цвета, давший название порогу. Напротив него слив через всю реку с мощной бочкой, у самого ЛБ слив пологий. В правой части потока, где идет основная линия движения слив двойной, соответственно с двумя мощными бочками.

Порог прошла передовая двойка. После командир выступил в качестве сигнальщика для остальных катамаранов, т.к. очень неочевидна точка перестроения в середине порога. Остальные катамараны прошли нормально.

Пр 19. «Черный клык» проходит К2-2

Пр 19. «Черный клык» проходит К2-2

Пр 20. Шивера. Расположена в 100 м ниже. В начале шиверы справа впадает р. Нижний Кулаш. В русле крупные полуобливные глыбы, но струя выражена достаточно четко.

21. Шивера (4А). Начинается практически сразу за преп. 20 у острова с деревьями, перед которым стоит большая глыба серого цвета. Река делает здесь ПП. Чуть больше воды уходит в левую протоку, но в правой струя более концентрированная и мощная, в начале слив с хорошей бочкой. По ПБ скальная стенка. За островом короткая горка со сливом через обливные камни и валы. По ПБ высокая осыпь. Сразу за горкой чалка к ЛБ перед порогом «Кульминация».

Шиверы прошли колонной, последнюю левым вариантом, правым вариантом пошел К2 в результате углубился почти в порог чалка на ПБ. В дальнейшем пронесли катамаран на 150м вверх и прострелили на ЛБ. Осмотрели порог «Кульминация». По итогам разведки команда К2 решила обнести препятствие.

Перед порогом есть достаточно хорошая стоянка. Судя по отчетам, места для нескольких палаток найдутся в середине и в конце препятствия.

22. Порог «Кульминация» (6А). Самый сложный порог Шавлинского ущелья. Можно выделить две ступени. До них 70-80 м мощной шиверы. Обе ступени представляют из себя группы камней, перегораживающие реку, образуя сливы с навалами. В первой ступени камни меньше, чем во второй, расстояния между ними чуть больше. Между ступенями несколько сливов,во второй же ступени каждые ворота заперты ниже другим камнем, и при этом вторая ступень мощнее первой. Вода очень сильно наваливает на надводные камни, центральная глыба залита полностью, слив порядка 2-2,5м с глубокой бочкой. свал воды с обливных камней тоже очень мощный. После гряды камней 30 метров спокойного быстротока, далее следует непростой участок с мощными бочками и валами (косыми и обратными), река делает ЛП, после него гладкий быстроток, это окончание порога.

Разведка обязательна для определения линии движения среди нагромождения камней. Вариантов прохождения основной части несколько, выбор в значительной степени зависит от уровня воды. Вдоль порога по лесу идет тропа для обноса рюкзаков. Катамараны, при необходимости, за 2 ступень можно обнести по прибрежным камням.

К1 проходил вдоль ЛБ. Перед главным сливом чалка в улово ЛБ, обнос 20м. В таком виде порог сложностью (). К4 прошел аналогично, испытав трудности при причаливании мешало полузатопленное бревно. К2 обнес первую ступень. Прохождение заключительной части порога отложили на завтра.

Страховка: одна морковка за 1 ступенью, две морковки за 2 ступенью. Дополнительно с воды первым прошедшим катамараном. Ночевали на ЛБ ниже порога.

Пр22. «Кульминация» К2-1 в первой ступени

Пр22. «Кульминация» К2-1 в первой ступени

Пр22. «Кульминация» К4 в первой ступени

Пр22. «Кульминация» К4 в первой ступени

29.04.2015

С утра выставили страховку и прошли 2 ступень Кульминации.

Пр 22. «Кульминация» К2-1 в второй ступени

Пр 22. «Кульминация» К2-1 в второй ступени

За препятствием около 5 минут следует так называемый прогонный участок (4А). Здесь есть слив, 5-6 бочек, пара из них очень впечатляющих, обливные камни и жесткие валы. Перед ЛП чалка на ПБ, в русле на повороте крупные глыбы.

23. Порог (5А). Порог мощный. Состоит из двух ступеней, разделённых шиверой в 60-70 м. Первая – крутой слив-горка. Вся струя сваливает к ПБ и бьет в глыбу, лежащую у берега, далее череда валов, сливов и бочек, осложненная надводными камнями, которая постепенно переходит в шиверу.

Вторая ступень. После шиверы на ЛП поток упирается в гряду надводных камней. С воды проходы не читаются. Есть возможность чалки, предпочтительней на ПБ. Два варианта прохода, слева мощная горка, пенные ямы и прижим к скалам ЛБ(5С). Правый вариант начинается серией сливов между глыб с неширокими проходами (фото 19), далее участок валов. Завершается сливом с глубокой бочкой, образующейся на большом обливном камне.

Прошли порог правым вариантом. Вначале после осмотра К1, прошли входной слалом в конце порога накинуло на полуобливной камень и вышли из порога минуя наброс на обливную глыбу. К4 заход прошел под ПБ затем сместился в центр, в бочку попали боком вышли нормально.К2 прошел нормально правым вариантом.

Пр23. Прохождение К2-2

Пр23. Прохождение К2-2

Пр23. Прохождение К4

Пр23. Прохождение К4

24. Шивера (4В). Начинается почти сразу после порога на местном ЛП. Очень длинная, с обилием обливных и надводных камней. Выделяются три мощные бочки, занимающие больше половины русла. Последняя из них расположена в самом конце, после нее необходимо сразу зачалиться для разведки порога «Пустячок», разрыв между препятствиями очень короткий.

Линия движения довольна проста и буква В в к.с. поставлена только из-за впечатления, произведенного бочками. Шли колонной, зачалились на ПБ сразу после последней бочки.

25. Порог «Пустячок» (5В). Начинается длинной шиверой. Водный поток делится на две примерно равные части, идущие у обоих берегов. Есть неприятные навалы на камни. После шиверы слив по всей ширине, в левой части его мощнейшая заварная бочка. За сливом скала причудливой формы, проход предпочтительней справа и через 30-40 м ворота меж двух скальных обломков. Большая часть потока упирается в правый обломок (есть отбойный вал) и отразившись от него падает сливом 1,5-2 м с мощной бочкой.

После осмотра, появилось желание обнести вещи, порог длинный все хождения заняли много времени. Подошли тандемом примерно за 200м до конца порога и встали на ПБ на ночевку.

30.04.2015

С утра экипажи двоек обнесли вещи за порог, К4 решили проходить на груженом катамаране этому помогло падение воды за ночь на 30-40см. К4 прошел по основной струе через бочку, ушли от навала чалка на ПБ. К1 и К2 пошли справа по основной струе. К1прыгнул в слив и ушел от навала на глыбу. К2 сильно накинуло на скальный обломок, но за счет отбойника и правильных действий экипажа удалось удержать катамаран от переворота.

С берега порог особого впечатления не производит, и настолько неожиданно он оказался таким мощным.

Пр 25. «Пустячок» К1-2 и К2-2 проходят порог тандемом

Пр 25. «Пустячок» К1-2 и К2-2 проходят порог тандемом

Пр 25. «Пустячок» К4 уходит от навала на глыбу

Пр 25. «Пустячок» К4 уходит от навала на глыбу

26. Шивера (4С). За ПП поворотом после «Пустячка». Около 200 м. ПБ – скала, вдоль которой по плавной левой дуге несется узкий концентрированный поток. Вся левая часть густо замусорена камнями, через которую фильтруется часть воды и сливается двумя протоками ближе к концу препятствия. В меньшую воду здесь будет среднеглыбистая отмель. В середине шиверы по центру мощный котёл, перекрывающий почти все русло. Далее по всей ширине разбросаны в беспорядке валы и бочки.

27-30. Шиверы. Несколько препятствий, постепенно упрощающихся.

Долина постепенно расширяется, это конец Шавлинского ущелья. По берегам много хороших стоянок.

Последние препятствия прошли колонной. До реки Шавла 30 минут ЧХВ.

Чулышман в полной мере проявил себя в Шавлинском ущелье, которое представляет собой непрерывную цепь препятствий на уровне 5 к.с. Ничего простым не было, а участники впервые идущие маршрут пятой категории, да еще в таком плотном графике, получили полный букет впечатлений. При нашем уровне воды значительно выше среднего река давит своей жесткостью и мощью.

После устья Шавлы воды в реке значительно прибавляется. На протяжении 15 км река равнинная, разбивается на протоки.

Целый день донимает сильный встречный ветер. На спокойной воде приходится активно работать веслами. Поэтому до порога «Бегемот» от устья Шавлы шли 2.42 ЧХВ.

31. Порог «Бегемот» (4А). Представляет собой 4-5 шивер с отдельными крупными глыбами в русле, разделенных быстротоками. Последняя из них самая сложная, в которой помимо валов есть пологий слив и бочка. При прохождении в бочке придержало катамаран секунд на 5-7.

Через 3-4 км на скале ПБ четко видны две светлые жилы в форме буквы V. От этой скалы до «Трубы» 18 минут сплава. Непосредственно перед порогом два крутых поворота – сначала правый, потом левый. Для осмотра надо зачалиться перед ЛП на ЛБ, там есть полка.

Перед ЛП пристали к берегу, сделали небольшую разведку по высокому ЛБ.

32. Порог «Труба» (4В). За ЛП река сжимается высокими берегами, правый скальный. Река тут – бурный поток с высокими, мощными валами. Есть несколько крупных обливных камней и 2-3 хороших бочки. За порогом 100 м спокойной воды.

33. Шивера «Предкаша» (4А). Довольно простое препятствие. Камни в русле, требуется маневрирование. Опасна тем, что практически без перерыва переходит в самый сложный порог нижнего Чулышмана – «Каша».

Ориентирами для причаливания является появление высокой светлой осыпи по ПБ (это уже начало порога), а также появление тропы по ЛБ – она скорее угадывается, чем просматривается.

Перед порогом на ЛБ хорошая стоянка среди деревьев.

С перечалками аккуратно прошли порог 33. На стоянке остановились, перекусили и понесли рюкзаки за порог «Каша» ЧХВ 58мин. Взяв фонарики пошли за катамаранами, двойки успели обнести до темноты, четверку оставили на тропе. Установили лагерь, легли рано, завтра много работы.

01.05.2015

Вначале даю описание порога «Каша» в исполнении Безродного Сергея, который прошел порог полностью в мае 2011 года.

34. Порог «Каша» - самое сложное препятствие на нижнем Чулышмане. Порог – это почти непрекращающаяся цепь мощных сливов, пенных ям, валов, бочек, навалов на камни на протяжении около 1,5-2 км с расходом воды порядка 80 м3/сек. Полностью оправдывает свое название. Обходных вариантов и канализаций не существует, надо обязательно влезать в самую кашу. По описанию В.Мустафина, можно условно разделить на 5 ступеней, которые можно рассматривать как самостоятельные пороги.

Во всех отчетах это описание переписывается почти дословно. На наш взгляд, оно недостаточно четкое и подробное, поэтому при описании прохождения туристы относят одни и те же участки к разным ступеням. Мы попытались дать свое описание «Каши». Основной критерий деления на ступени – уверенное место чалки. Хотя по другой воде порог будет выглядеть иначе, да и само деление на ступени в любом случае достаточно условно.

По ЛБ идет хорошая тропа обноса. Сразу от стоянки она забирается вверх и идет высоко над рекой, опускаясь вниз за порогом. Расстояние около 2 км. Во второй половине заросли кустов, при обносе собранных катамаранов возникают большие проблемы. С тропы достаточно хорошо видны только 2 и 3 ступени. При прохождении нужен детальный осмотр. Вдоль всего порога можно пройти по прибрежным камням.

Стоянка есть перед порогом, на берегу среди деревьев. Отсюда, тропа поднимается на полку, где тоже можно стоять среди кустов. В конце тропы, за порогом есть еще одна. Из всех самая удобная первая.

1 ступень (5С). Около 350-400 м, длиной. Начинается длинной мощной шиверой с большим уклоном. В первой половине река делает несколько небольших зигзагов. Постепенно появляются сливы и бочки, есть ворота с навалами среди обливных и надводных камней. Ключевой является 150-метровая заключительная часть, перед которой есть очень короткий (~30 м) участок быстротока. Представляет собой крутую горку с чередой мощных сливов, валов и бочек. В конце ее вода в пологом мощном сливе наваливает на большой подводный камень, образуя большую водяной бугор-гриб, ниже которого образуется большая пенная яма. Перед сливом, левее его навал на зуб, осложняющий обход слева (у нас был обливной). После слива быстроток. Большое улово за выступом ЛБ, у ПБ тоже есть улова. Здесь река делает ЛП. У окончания ступени на ЛБ высокая скала с табличкой Венгеру А.Б.

2 ступень (6А). Расположена на прямом участке после ЛП. 250-300 м. Начинается несложной шиверой. В русле отдельные надводные камни. Постепенно река разгоняется и следует основной слив ступени, высотой около 2,5 м. Обойти его нет возможности, можно только выбрать вариант захода: либо по центру, либо смещаясь в сторону. Река здесь сжата до 10 м выступающими камнями с обоих берегов. Слив сложной структуры, посредине обливной камень (в меньшую воду будет торчать). За сливом бочка и большая водяная подушка на подводной плите. С подушки еще один слив с мощнейшим пенным котлом сложной структуры (фото 22), в котором по центру торчит зуб. Заключительная часть – мощная шивера с валами, сливами и бочками по всей ширине реки. В конце выступ с ПБ, за ним начинается ПП, через 30 м небольшой слив у больших глыб с ЛБ. После выступа ПП и далее на протяжении 80-100 м хорошие места для чалки у обоих берегов.

3 ступень (6А). Около 350 м длиной. Состоит из 2 частей: первая на ПП, вторая на прямом участке. В первой части одиночный слив менее 1,5 м в воротах из камней, шириной 8-10 м, есть пологий язык. Далее быстроток около 50 м, здесь тоже можно зачалиться к обоим берегам. Вторая часть начинается с нескольких валов и сразу следует слив по всей ширине реки с последующей мощнейшей бочкой. В сливе два обливных камня (по другой воде будут надводными). В левой части бочка менее мощная, но сам слив винтообразный с навалом на большой полуобливной камень. И следом каша из валов, бочек, сливов, навалов на протяжении 150 м. Постепенно переходит в мощную шиверу. В конце ступени на ЛП около 70 м быстротока. Чалка возможна к обоим берегам.

4 ступень (5С). 300-350 м. На прямом участке после ЛП. В начале гряда камней с узкими воротами и сливами разбивает струю на 2 части: правая более забита камнями, менее мощная, левая – чистая, мощная, ярко выраженная, идёт под ЛБ. Через 100 м потоки соединяются. Ближе к концу порога у ЛБ начинается длинный водосток, который на выходе с силой бьет в подводный камень и образует при этом водяной гриб высотой 2- 2,5 м Очень похож на гриб 1 ступени, только чуть меньший, но от этого не менее криминальный и впечатляющий. Под ПБ сливы, бочки и слалом между обливных и надводных камней. Большая глыба у ЛБ через 50 м после гриба свидетельствует об окончании «Каши». За ней хорошее улово, до стоянки еще 70-100 м простой шиверы.

С утра подъем в 5,00 после завтрака экипаж четверки ушел на занос катамарана к ступени №4, экипажи двоек подняли катамараны к порогу снизу. Выставили два спасконца и К1 на страховку, фото, видио.

Всю ступень проходили в правой части потока без отклонений от намеченной линии движения. После гриба уходили влево и чалились за глыбой ЛБ. Позже спустились ниже, к стоянке. Порог проходил сборный экипаж.(Зудин кап, Чистяков, Брухно, Гавриленко)

Пр 34. «Каша»

Пр 34. «Каша»

Пр 34. «Каша. 4 ступень» К4 проходит последний слив

Пр 34. «Каша. 4 ступень» К4 проходит последний слив

Пр 34. «Каша. 4 ступень» К4 выходит из бочки

Пр 34. «Каша. 4 ступень» К4 выходит из бочки

Сплав закончили в 11.20 собрали рюкзаки и вышли.

35-37. Шиверы. Хорошие шиверы, перемежающиеся участками быстротока.

До порога «Ворота» шли 27 минут.

За 200 м до порога на крутом ЛП небольшой порог. Присутствуют все атрибуты: сливы, мощная струя, камни. Простой, но может служить в качестве ориентира. Через 50 м становятся видны большие скальные обломки, перегородившие реку. Чалка и осмотр по любому берегу, предпочтительнее правый, т.к. вдоль него осуществляется проводка катамаранов.

38. Порог «Ворота» (н/п). Образован большими скальными обломками, перегораживающими реку. Между ними щели не более 1 м, застрявший плавник. Перед обломками мощная шивера, которая образует на них сильный навал. Единственный существовавший ранее нормальный проход у ЛБ ныне завален обломком скалы в результате землетрясения. Однако у самого ЛБ остался узкий (чуть больше ширины катамарана) проход сложной формы с навалом на камни в конце. Проход вдоль ПБ по средней и ниже воде закрыт на выходе камнями и используется для проводки катамаранов.

Зачалились перед порогом на ПБ. В нашу воду под ПБ проход был, шириной чуть больше 2 м, немного мешал обливной камень на выходе. Рисковать не стали и провели катамараны на чалках.

Пр. 38. Порог «Ворота»

Пр. 38. Порог «Ворота»

39-41. Шиверы. Упрощаются по мере удаления от «Ворот».

До правого притока Куркуре 17 минут сплава. Остановились через 50 м после впадения притока. Большая удобная полка во впадине, защищенная от ветра. В 300-400 м от устья р. Куркуре находится красивый водопад, высотой порядка 15 м

Подойти к нему можно по любому берегу. Далее есть тропа, по которой можно подняться ко второму водопаду. Он менее высокий, но не менее красивый. Сварили обед, осмотрели водопад очень красиво.

Водопад «Куркуре»

Водопад «Куркуре»

42. Шивера.

Дальше на реке до Туданского каскада препятствий нет, кроме перекатов и плёсов.

После шиверы, километра через 1,5-2 прямо с воды виден высокий водопад на правом притоке Карасу. Напротив домики турбазы. По ЛБ в долину Чулышмана спускается дорога. Еще через пару километров, после моста, справа впадает река Катуярык. На ней 2 водопада, первый менее чем в 1 км от устья.

Примерно через 3 км первое препятствие Туданского каскада

43. Порог-шивера с крупными надводными камнями, но несильным течением. Проходы широкие и видны с наплыва.

44. Порог (4А). Начинается за резким ПП. Река перед порогом разбивается на три протоки, лучше держаться правее. Затем река делает поворот направо, и здесь по диагонали к руслу от ЛБ река перегорожена камнями и глыбами, есть навалы.

Участок прошли колонной. Перед порогом притормозили, сделали краткий осмотр. Порог действительно простой, но на заходе совсем не просматривается линия движения.

45. Шивера (4А). Расположена через 200-300 м. В русле надводные камни, валы и несколько мощных бочек. На ЛБ у воды в начале и в конце шиверы большие глыбы. Впереди видно нагромождение скальных обломков в русле.

До порога от водопада 1.56 ЧХВ. Встали на ночевку на ПБ.

02.05.15

46. Порог «Туданский» (5В). Красивый. Около 200 м. Разведка возможна по обоим берегам, предпочтительнее по левому. Перед порогом сильный подпор, вода практически стоит. Вход в порог разделен двумя крупными скальными обломками на три части. Между ними сливы высотой 1,5 м: левый с обливным камнем в сливе; средний прямой и чистый (фото 28); правый проходим только в большую воду. Ниже левого слива в русле скальный выступ ЛБ, на который наваливает. Далее быстроток-плес 50 м. Струя с прижимом упирается в глыбу по центру русла и образует узкий слив влево с навалом на камень ЛБ (фото 29). Справа от глыбы в большую воду открывается проход с очень сложным сливом. Ниже идет 100-метровая цепочка мощных валов и бочек, а также навалов на камни до конца порога. За порогом хорошая чалка к любому берегу.

Порог проходили поочередно. Страховка 3 морковками в конце порога плюс первым прошедшим катамараном. Первым проходил К1 через центральный слив ,затем вошли во второй слив и ушли наискосок к ЛБ. К2 вошел в порог левым сливом уйдя от навала на камень затем во второй слив нормально.

Пр.46 «Туданский» второй слив проходит К2-1

Пр.46 «Туданский» второй слив проходит К2-1

Пр.46 «Туданский» первый слив проходит К4

Пр.46 «Туданский» первый слив проходит К4

После 50-70 м быстротока начинается шивера-порог (4А), не упоминаемая в лоциях. 150-200 м. В русле много больших камней, неширокие проходы, есть 3 слива. В середине, после второго слива, навал на два больших булыжника. Проход слева. Правый путь приводит в скопление валунов. По всем канонам, можно считать второй ступенью порога «Туданский».

От конца шиверы до порога «Коварный» около 5 минут хода, одно препятствие.

47. Шивера. Есть подводные и надводные камни, проходы широкие, струя выражена четко. После шиверы плес порядка 100 м на небольшом ЛП.

Перед порогом остановились. Совместили обед с просмотром.

48. Порог «Коварный» (5А). ~300 м. 2 ступени. Вход в порог перегорожен грядой больших валунов. Начинается горкой, упирающейся в камень по центру русла. На него сильный навал. Вправо мощный косой слив. Слева широкий проход, но туда идет меньше воды. После 60-80 м спокойной воды мощный слив с бочкой и навал на гряду камней от ЛБ. Затем длинная цепочка мощных валов. На выходе сильный навал на камни по центру реки и узкие косые ворота под ПБ.

В окрестностях 46-48 препятствий прекрасные стоянки.

Порог проходили правым сливом, собираясь в уловах за первой ступенью и за порогом. К1 в первой ступени встал после слива почти на свечку.

Пр.48 «Коварный» 1ступень проходит К2-1

Пр.48 «Коварный» 1ступень проходит К2-1

Пр.48 «Коварный» 1ступень проходит К4

Пр.48 «Коварный» 1ступень проходит К4.

49. Шивера. Скорее это каскад шивер, разделенных спокойными участками. Есть бочки, навалы на камни, мощные валы. Начинается сразу за «Коварным» и продолжается практически до «Итыкайского». Участок идется за 15-20 минут.

Прошли колонной. Причалили к ПБ.

50. Порог «Итыкайский» (5А). В конце спокойного прямого участка река упирается в гряду камней, линия движения с воды совершенно не просматривается. Длиной около 200 м. Состоит из 2 частей, совершенно разных по характеру. Начинается длинной горкой с хаотичным нагромождением обливных и надводных камней, на них навалы, между ними сливы. Без перерыва формируется мощная струя с валами, бочками и сливами. Заканчивается сливом по всей ширине реки через гряду обливных камней.

После небольшого осмотра начальной части и выбора линии движения порог прошел К1и К2 парой. К4 прошел придерживаясь центра. Отдельные катамараны навалило на камни.

Через 100 м спокойного течения на ЛП начинается

51. Шивера (5А). Прямой участок реки между двумя ЛП с большим падением сжат скалой ПБ и высокой осыпью ЛБ. Основные препятствия – широкие и глубокие бочки, расположенные в русле в шахматном порядке, а также высокие и жесткие валы.

52-54. Шиверы (4В-4А). Несколько мощных шивер на протяжении 1-1,5 км, которые постепенно упрощаются.

Далее появляются плесы, но река окончательно не успокаивается почти до устья Чульчи. После каждого плеса в обязательном порядке следует либо шивера, либо горка, иногда со сливами и бочками.

Во многих отчетах объединены 50 и 51 препятствия под общим названием «Итыкайские шиверы», а протяженность их указывается в 2 км. Судя по схеме, сюда же включены шиверы 52-54. Утверждаем, что №50 и №51 это отдельные препятствия, гораздо сложнее и мощнее последующих.

От порога «Итыкайский» шли походным порядком. За 51 шиверой, которая очень впечатлила, и парой следующих передовой катамаран вставал в улова на подстраховку. Очень хотелось дойти до Чульчи. Река течет в ущелье, солнце скрылось, навстречу дул сильный холодный ветер.

В 18:20 дошли до Чульчи, встали ночевать на территории второй базы на ЛБ 100руб. с палатки. В 23:00 двое посетили баню, остальные не дождались уснули.

03.05.2015 Утром ярко светит солнце, тепло.

В 9:20 выехали в Акташ. Расстояние 131 км, время в пути 5.20.Макар довез до развалин ГЭС на р.Чуя. Собрали катамараны, выполнили мелкий ремонт, получилась полу дневка.

04.05.2015

Вышли в 9:30 река ровная, вода ниже средней. Через 15 минут подошли к пор.Мены на местном ЛП шивера, прошли сходу по основной струе. На ПП шивера, метровый слив, после короткого просмотра прошли кильватерной колонной, это 2ступень. Далее через 120м 3ступень, с наплыва прохода не видно, камни, бревна. Подойдя ближе, виден проход ближе к ПБ, прохождение по основной струе тандемом.

Постепенно горы сжимают реку, ПБ скала на ПП у ЛБ улов, причалили. Поднялись повыше и увидели мощное ложе Маашея промытое селем, сам приток по нашей воде 1,5-2м3, видимо подъем воды метра на два позволит подумать о сплаве по притоку. Прошли по притоку метров 800, пофотографировали.

Левый приток Чуи р. Маашей

Левый приток Чуи р. Маашей

Мажойский каскад

ПР1. Порог «Струйный»(4С) Длина 200м. По нашей небольшой воде шивера с валами 1метр. Прошли тандемом. Ниже порога новый мост через Чую, метров через 200 развалины старого. Подошли к ПП слева улов дальше прижим к скале ЛБ.

ПР2.(4А) прошли сходу тандемом отгребаясь от прижима. Прошли 500м по шивере и зачалили на ПБ, впереди справа скала желтого цвета, шивера уровня 4КС.

Пошли с Гришей на разведку по верхней полке, прошли порядка 2,5-3км, в это время экипаж К4 сообщил о пробое гондолы. Посоветовали им пройти по реке 300м и встать на полку ПБ для ремонта и обеда, что и было выполнено. После разведки решили проходить каскад с вещами, на сложных порогах обносить рюкзаки.

ПР3-Пр8(4С) Препятствия, представляют из себя, шиверу, в паре мест более сложную, общий фон 3-4кс. Проходили колонной, иногда коротко просматривая реку. Не доходя 1км до «Сурового» слева наледь, чалка, просмотр, не та наледь, едем дальше. Впереди ПБ скала, слева крупная глыба, наледь. Чалка на ЛБ в улово, обнос вещей за вторую ступень пор. «Суровый».

ПР9(5А)Длина 150м. Струя отжимается под скалу ПБ на ЛП крутой слив больше метра, в сливе камень. Проход возможен с правой и левой стороны, слева положе. Затем струя уходит влево, наваливаясь на левобережную глыбу.

Пр.9 проходит К2-1

Пр.9 проходит К2-1

ПР10(5С) Порог «Суровый» Длина 300м. После глыбы навал на обливной камень далее по диагонали слева на право 4 крупных глыбы на все наваливает, сбрасывая вправо в протоку за остров( протока не просматривается ПБ скала) остров делит порог на две части, рабочая протока левая. Основная струя концентрируется и бьет в камень в 25м ниже по течению, далее крупная глыба делит поток на две части. На этом основная часть порога заканчивается, далее дуга под ЛБ(скала) на выходе короткая шивера с косыми воротами и слияние правой и левой проток. На этом порог заканчивается.

Пр.10 «Суровый» проходит К2-1

Пр.10 «Суровый» проходит К2-1

Пороги 9 и 10 проходили сразу, девятый воспринимался как первая ступень пор «Суровый».

Первым пошел К1, сделали траверс реки под правый берег зашли в ЛП, слив прошли левым вариантом, затем отгреблись от навала на глыбу ЛБ. Прошли левее обливного камня, в гряде камней первый прошли справа сместились за него остальные камни прошли слева, отгреблись от навала на камень и вышли в ворота правой стороной, чалка на ЛБ. Следующим пошел К4, прошел аналогично К1 пор 9, затем прямо через обливной камень, при обходе первого камня в гряде развернуло кормой, так и прошел до места чалки. К2 прошел порог без происшествий, по линии движения К1.

Привязали рюкзаки и прошли выходную шиверу. За ЛП чалка на ЛБ в 50м пор «Пирамида».

ПР11(5В) Порог «Пирамида» длина 150м. Просмотр и страховка с обоих берегов.

За ЛП река разбивается на две протоки, левая более мелководная, через 70м протоки сливаются и концентрированным сливом бьют в пирамидальный 5м камень. Большая часть воды уходит вправо где и наваливает на очередную глыбу ПБ, слева проход чистый. Ниже в 20м слив и мощная бочка.

Первым проходил К1, прижаться к ЛБ заранее не дают мелкие камни приходиться идти почти по центру. Спрыгнули со струи и чисто ушли влево, прошли слив ,бочку чалка на ПБ. Страховали двумя спасконцами с ЛБ. Вторым пошел К2, войдя в поток не смогли угрестись от камня, набросило на камень и сломало раму(рама была погнута по центру камнем в шивере еще на Чулышмане). Денис с гондолой прошел левым вариантом, брошенный спасконец не долетел, встал самостоятельно на отмель у ЛБ. Гена прошел правым вариантом, вышел на берег самостоятельно еще до страховки. Оба участника отпустили гондолы с рюкзаками. К1 убедившись что с участниками все нормально пошел за гондолами, одну вытолкал на ЛБ вторую на ПБ. Дениса подобрал К4.

Пр.11 «Пирамида»

Пр.11 «Пирамида»

Пр.11 «Пирамида» К2-2 при прохождении был сломан на две части.

Пр.11 «Пирамида» К2-2 при прохождении был сломан на две части.

ПР12 и 13 прошли сходу с взаимостраховкой, шивера сложность 3-4кс. Ночевали на ЛБ, не дойдя 200м до кошары.

5.05.2015

Подъем в 6.00 завтрак. Экипаж К2 переправился на ПБ вырубили березки на поперечины и занялись ремонтом. Вышли в 10.30. в реке легкие шиверы, через 700-800м крутой ЛП в реке видны крупные камни, чалка на ЛБ.

ПР14(5А) Река делится на две части островом из крупных глыб, основная протока левая. Ближе к ЛБ ряд полуобливных глыб на выходе мощный навал на камень

Первым пошел К1 по основной струе прижимаясь к острову, затем прострелили влево уходя от навала на камень, чалка на ЛБ. К4 не очень четко прошел вход, был сброшен под ЛБ прошел между камнем и ЛБ в малогабаритный проход. К2 пошел по правой протоке где и застрял на камнях, минуты 2-3 бились наконец вышли и миновали навал на камень с правой стороны прошли порог.

Пр14.Проходит К4.

Пр14.Проходит К4.

Далее ПП шли около 2км сложность шивер не выше 4кс, порог «Карман» на общем фоне не выделили. Делали короткие просмотры, остановились перед пор. «Гарнитур».

ПР№17 Порог «Гарнитур»5С длина 400м.

Просмотри страховка –ПБ.

Начинается на ПП, ПБ переходит в скальный выход, слева осыпь переходящая в скалу. Русло сжато до 15-18м очень крупные глыбы(5-10м).

1 ступень начинается на локальном ЛП, метровые сливы слева, затем гряда камней поперек реки.

2 ступень слаломный участок. Глыбы ЛБ с сильным навалом, в сужениях мощные бочки, на выходе глыба делит поток на две части, метровые водопадные сливы. В левой части прижим к скале ЛБ.

3 ступень водопад «Тихий». Единственный проход под ЛБ, высота слива 1,8м бочки нет.

Причалили к ПБ перед скальным выходом, поднялись на скалу, увидели вход в порог, хороший улов за скалой. Осмотрели первую ступень порога, решили сделать обнос рюкзаков за порог. Перечалили каты в улов за скалу, понесли рюкзаки за порог. Три человека пошли по низу, остальные прошли по верху. Пришли практически одновременно за 35минут.

Первым пошел К1 гряду прошли слева через полу обливной камень, чалка на ПБ в улов. Остальные катамараны прошли аналогично. Страховали 3 морковками из улова ПБ.

Вторую ступень первым пошел К1, прошли слалом затем закололись и ушли в правый слив, чалка на ПБ. К4 и К2 прошли слалом затем в левый слив отгребаясь от прижима . Далее прошли водопад «Тихий» (водопадность по нашей воде явно преувеличена). Чалка на ПБ, К1 прошел последним слив, без проблем. Страховка переносилась по мере прохождения порога.

Пр17. «Гарнитур» К2-2 проходит вторую ступень.

Пр17. «Гарнитур» К2-2 проходит вторую ступень.

Пр17. «Гарнитур» К4 проходит третью ступень.

Пр17. «Гарнитур» К4 проходит третью ступень.

В 70 метрах на ПП начинается 1 ступень пор. «Поворотный»

ПР№18 «Поворотный»(5В) Длина 200м.

1ступень- валы, камни, зажатый поток.(Длина 50 м) через 25м быстротока 2 ступень- гряда камней, под ПБ поток разгоняется проходит вторую гряду камней и бьет в скалу ПБ.

Первым пошел К1, прошли по струе 1 ступень, чалка на ПБ. Аналогично прошли К4 и К2. Страховали 2мя спасконцами. Привязали рюкзаки и переправились на ЛБ, прошли вперед по склону на 100м и поставили лагерь. Вечером просмотрели реку до Оройского моста, все можно идти сходу.

Пр18. «Поворотный» проходит К2-2

Пр18. «Поворотный» проходит К2-2

Пр18. «Поворотный» проходит К4

Пр18. «Поворотный» проходит К4

6.05.2015

С утра свернули лагерь, решили идти без груза до моста. Выставили страховку два спасконца, фото, видио. Первым пошел К1, в слив под ПБ затем смещаясь наискосок влево прыгнули в крайне левый слив. К2 также вошел под ПБ вяло пытался угрестись влево но был стряхнут в прижим где и застрял. Две три минуты боролись и наконец вышли из порога. К4 вошел в порог под ПБ сместился влево и прошел центральным сливом.

Дальше пошли кильватерной колонной.

ПР19.Порог «Трио»(4В) Мощная бочка и отдельные камни.

К4 прошел по центру бочки, К1 и К2 по левому краю бочки, дальше слалом и проход до моста 500м, его видно. Зачалили сразу за мостом, можно и перед мостом. Вынесли катамараны на дорогу, и пошли за рюкзаками через мост. От моста начали челноком обносить шестерочную часть Мажоя 3,5км, дорога пошла в верх, много народа гуляет, ездят машины. Виктор сходил вниз осмотрел пор. «Президиум», памятник Александру Функу с которым раньше ходил в походы.

Памятник Алексанру Функу

Памятник Алексанру Функу.

Обносили 3ч40м, три рюкзака подвезли на джипе. Встали на верхней площадке напротив пор. «Малыш» очень красивое место, один минус до воды 50м вертикали. Рядом стояла сборная группа городов.

7.05.2015

С утра соседи ушли проходить «Малыш» попросили присмотреть за лагерем. Мы оставили Диму с рацией в лагере, сами начали спуск с катамаранами к «Малышу». Надули катамараны, переправились на ЛБ, сходили осмотрели новообразованный порог «Малышка», три слива 4м,5м, и 2,5м. Очень красиво и мощно, порог пройден командой Блошкина в 2014г.

Порог «Малышка»

Порог «Малышка»

ПР32 порог водопад Малыш(5С) Длина 20м, общее падение около 4м. Струя разгоняется на повороте и на прямом участке уходит к середине. В пороге слева водопадный слив, справа мощный пологий слив с неоднородным потоком. Страховка первого судна с уступа ПБ, следующих дополнительно с воды. Проходили К1 и К4 парой левым вариантом, в уловах дождались К2 который страховал с берега и занимался съемкой. Все прошли без происшествий.

Пр32.порог водопад «Малыш» проходит К2-2

Пр32.порог водопад «Малыш» проходит К2-2

ПР 33 Порог «Гулькин нос» (5В)

Находится в каньоне в 200м от препятствия 32. Две ступени на повороте и за поворотом. Глыбы в русле определяют прохождение под ЛБ, в струе валы.

ПР34 Порог 34 «Зайсан»(5В)

Длина 200м следует за ПП под горой. Вначале гряда камней через всю реку-заход слева. Далее хаотичные валы, мощные косые бочки среди полуобливных глыб проход по диагонали слева на права. Далее долина расширяется, река постепенно успокаивается.

Пороги проходи кильватерной колонной с взаимостраховкой. В «Гулькином носе» вылезли камни по малой воде, проходили под ЛБ, аккуратно обходя камни (по возможности нужно просматривать вход на предмет бревен, в апреле было). Все прошли чисто.

«Зайсан» прошли по основной струе, очень впечатлила косая бочка, дошли до поляны зачалились. Здесь один навес и мужчина охраняет вещи, попросили присмотреть за катамаранами и пошли за рюкзаками. Через 1ч 20м. вернулись к катамаранам, привязали вещи и двинулись вниз по реке, через 40минут дошли до моста, встали на ночевку на ЛБ. Разобрали катамараны, высушили снаряжение, ночью приехал Сергей на микроавтобусе. Вечером сходили в баню на базу.

8.05.2015

Выехали в 8ч30м, в 18ч были в Барнауле, поменяли билеты с 9 на 8 мая и поехали домой на поезде.

9. Итоги, выводы, рекомендации.

Маршрут пройден полно и уверенно. Все запланированное выполнено. В наших условиях оценили маршрут очень сильной пятеркой. Очередность прохождения рек поменяли, так как это было необходимо водителю Макару Макаровичу.

На реках очень много определяющих и предопределяющих препятствий. Летний маршрут Чуя– Чулышман вполне успешно проходится и в весеннее время, когда многие группы сталкиваются с дефицитом времени. От Барнаула до Барнаула мы затратили 13 дней.

Радиальный выход не получился, так как день был использован как резерв на прохождение Чулышмана.

На Алтае весной день короче чем на Урале, в 21час уже темно. Чтобы максимально использовать светлое время мы работали так; в 6.00 подъем для всех, при прохождении 4 ступени пор «Каши» подъем был в 5.00 шли до 18.00. В обед были перекусы, чай в термосах, все это позволило очень быстро и надежно пройти маршрут.

Надо продуманно строить график движения и максимально эффективно использовать время работы на реке.

По нашей воде впечатлило Шавлинское ущелье Чулышмана. Очень плотная, продолжительная полоса препятствий. Группа четко должна представлять свои возможности, и соответственно, выбирать режим движения.

Многие препятствия Чулышмана обманчиво просто смотрятся с берега. И только при прохождении в полной мере ощущаешь мощь реки.

Нам повезло с погодой, но нужно быть готовым к тому, что поход может пройти и в суровых условиях.

График движения был напряженным, для менее опытных групп рекомендуется добавить 1-2 дня.

Наиболее интересная и сложная часть верхней Чуи Мажойский каскад(малая вода) проходили после Чулышмана (высокая вода), что позволило пройти каскад с вещами, делая локальные обносы рюкзаков.

Сложность маршрута может значительно меняться в зависимости от уровня воды, поэтому он не рекомендуется группам, не имеющих опыта 5 к.с.

Клещей попадалось мало, но нужно предпринимать меры по защите от укусов насекомого.

10. Приложения.

10.1. Смета расходов на одного человека.

статья расходов на человека
э/поезд Н.Тагил – Екатеринбург, автобус Екатеринбург – Н.Тагил 420
пассажирский поезд Екатеринбург – Барнаул - Екатеринбург 3338+1603=4941
микроавтобус Барнаул – Акташ – Барнаул 6000
автомашина ЗИЛ-131 Акташ – Чулышман - развалины ГЭС Чуя 4250
страховка 200
питание на маршруте 3200
медицинская аптечка и ремнабор 200
багажные билеты, обмен билетов 1000
итого: 20251

10.2. Весовые характеристики груза, взятого на маршрут.

Итого: 310 кг. Нагрузка на мужчину – 39 кг.

10.3. Список группового снаряжения.

10.4. Список личного снаряжения.

10.5. Питание на маршруте.

Раскладка продуктов была стандартная, без изысков.

наименование в день на человека, г
суповые пакеты 60
крупа 70
рожки, пюре 100
сухари 120
печенье 60
конфеты 20
сахар 100
чай 15
соль 10
масло топленое 20
тушенка 65
колбаса, сыр, сало 35
изюм 25
лук, чеснок 40
кофе 5
молоко сухое 35
специи 3
масло растительное 10
итого 793

10.6. Содержание медицинской аптечки

Общие:

Перевязочный материал:

От желудочно-кишечных заболеваний

Мышечные:

Обеззараживающие:

Для лечения ран и ожогов:

Обезболивающие и жаропонижающие:

Сердечные:

Прочие:

10.7. Состав ремонтного набора.

11. Литература.

1. Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута 6 к.с. по реке Чуя. Руководитель Уткин,С.Ю. 2009.

2. Отчёт о прохождении водного туристского спортивного маршрута 5 к.с. по рекам Верхний Башкаус и Нижний Чулышман. Руководитель Безроднов.С.Б.2011.

3. Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута 5 к.с. по реке Чуя-Катунь. Руководитель Катаев.Р. 2012.

12. Картографический материал.

Все карты масштаба 1:100000 (в 1 см – 1 км)

Карта 2. Чулышман

Карта 2. Чулышман

Карта 3. Чулышман

Карта 3. Чулышман

Карта 4. Чулышман

Карта 4. Чулышман

Карта 5. Чулышман

Карта 5. Чулышман

Схема 3. Чулышман. Шавлинское ущелье

Схема 1. Чулышман. Шавлинское ущелье

Схема 2. Чулышман. Нижнее ущелье

Схема 2. Чулышман. Нижнее ущелье

Схема 3. Чулышман. Заключительные препятствия

Схема 3. Чулышман. Заключительные препятствия

13. Маршрутная книжка.

Маршрутная книжка Маршрутная книжка Маршрутная книжка Маршрутная книжка Маршрутная книжка Маршрутная книжка Маршрутная книжка Маршрутная книжка

   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |