Реклама: Одесса гостиницы и отели одессы.

Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 

Отчет об автомобильно-катамаранном путешествии в Монголию
с 01.07.15 по 28.07.15

Содержание
  • 1. Идея похода
  • 2. Участники
  • 3. График движения
  • 4. Дневник
  • 5. Смета похода
  • 6. Выводы и рекомендации
1. Идея похода

Первое, что хочется сказать, так это то, что поход сначала не планировался на автомобилях. Осенью 2014 года мы раздумывали куда поехать следующим летом и неожиданно в разговорах всплыла такая далекая и мало известная страна, как Монголия. Тем более, что визы для украинцев (и для россиян тоже) в эту страну не нужны. Достаточно загранпаспорта. Стало интересно, что там со сплавными реками.
Перешерстив Интернет, стало понятно, что выбор рек в этой стране не велик, так как большая часть территории, это пустыни и степи, но на севере страны все-таки есть неплохая речная сеть и даже каньоны (очень живописные судя по фото).
Посовещавшись с коллективом мы приняли решение, что нужно ехать. Каньоны, рыбалка, удаленность от цивилизации, а также отсутствие лоции и потенциально интересный с точки зрения спорта маршрут добавляли романтики и заставляли сердце учащенно биться.
При разработке маршрута заброски оказалось, что билеты на самолет стоят неприлично дорого. Мало того, от аэропорта в столице, куда прибывают все рейсы, ехать до реки еще около 700 км. Мы слегка приуныли, но тут в коллективе мелькнула мысль: «Может плюнуть на все и поехать на машине?» Конечно, сразу закрались сомнения, но чем дальше, тем больше эта мысль занимала наши умы. Как бы это странно не звучало, но заброска оказывалась минимум в два раза дешевле, чем самолетом, хотя естественно в несколько раз дольше.
Так обычный водный поход превратился в коротенький водный поход с очень длинной автомобильной заброской, если так можно сказать. Или наоборот автомобильное путешествие через половину Азии с активной частью в виде сплава по двум рекам Сумын-Гол и Чулуутын-Гол.

 

2. Участники

Ф.И.О.

Год рождения

Кривошапко Андрей

1980

Прейгер Евгений

1981

Матрук Григорий

1981

Маненко Александр

1975

Перекопский Андрей

1977

Андрейко Юрий

1974

Лешков Сергей

1977

Лобач Андрей

1981

3. График движения

01.07. Киев – Курск.
02.07. Курск – граница с Казахстаном.
03.07. Граница – Хромтау.
04.07. Хромтау – Павлодар.
05.07. Павлодар – Барнаул.
06.07. Барнаул – Кош-Агач.
07.07. Кош-Агач – 10 км до Цагануура.
08.07. Цагануур – Ховд.
09.07. Ховд – Алтай.
10.07. Алтай – Цэцэрлег.
11.07. Цэцэрлег – озеро Белое (исток р. Сумын-Гол).
12.07. – 16.07. – сплав по р. Сумын-Гол и Чулуутын-Гол.
17.07. Выброска с реки.
18.07. Окончание выброски. Ундер-Улан – Харахорин.
19.07. Харахорин – Улан-Батор.
20.07. Экскурсии по Улан-Батору и окрестностям.
21.07. Улан-Батор – граница с Бурятией.
22.07. Граница – Турка (Байкал)
23.07. Дневка на Байкале
24.07. Турка – Иркутск
25.07. Иркутск – где-то между Красноярском и Новосибирском.
26.07. Доехали до Уфы.
27.07. Уфа – Пенза.
28.07. Пенза – Киев.

4. Дневник
01.07.

В 14.00 выезжаем из Киева. Едем по трассе Киев – Москва до Глухова. Хорошая дорога позволяет нам проехать расстояние в 300 км за три часа. У нас есть две таможни на которых мы можем пересечь границу – 1-я Катериновка на дороге Глухов – Рыльск или 2-я Бачевск непосредственно на Московской трассе. Предпочтительнее Катериновка, так как если ехать через Бачевск, то нужно отъехать в сторону около 50 км. Позвонив знакомым и выяснив, что людей мало и там, и там решаем ехать через Катериновку.
Таможню проходим довольно быстро, но тут оказывается, что у нас в лекарствах есть 1% димедрол (средство от аллергии) и этот препарат является запрещенным к провозу через границу (по мнению таможенников). Саша Маненко ввязывается в спор. Он считает, что данная концентрация допустима к провозу. Таможенники не согласны с этим мнением. Ищут что-то в законах. В конце концов после длительных препирательств таможня машет рукой, типа не нашли, но мы все равно правы и пропускает нас, предупредив, что в России за такое депортация на три года.
Решив не испытывать судьбу, данный препарат «теряется» на нейтральной территории и мы спокойно проходим российскую таможню.
В Курской области дорога становится почти идеальной (видимо только закончен ремонт), особенно в сравнении с практически полностью разрушенной дорогой от Глухова до Катериновки. Заезжаем на первую попавшуюся заправку и заправляемся более дешевым российским топливом (в Украине дизель 20 грн, в России 32 руб = 13 грн).
Удивляет тот факт, что при просьбе заправить «до полного» кассир на заправке, говорит, что по банковской карте не положено, только если оставить в залог наличку. В Украине данная просьба не вызывает удивления – просто заправляют и все.
Ближе к Курску ужинаем и расстилаем спальные места. Мы едем двумя машинами (Ford Tourneo Castom и Mitsubishi Pajero Sport). В бусе оборудованы три спальных места (специально подготовленная полка вместо последнего ряда сидений над багажником), а во внедорожнике два спальных места (сложенные задние сидения и пустой багажник предоставляют возможность лечь), поэтому у нас есть возможность спать в дороге и двигаться по маршруту быстрее.
За день прошли 480 км.

02.07.

От Курска до Воронежа едем ночью и уже ранним утром заезжаем в Воронеж. На улице солнечно и жарко – хорошо, что в машинах работает кондиционер. Остановили ГИБДД, проверили страховку и напомнили нам, что с тонированными стеклами на водительской и пассажирской двери ездить по России нельзя, но когда инспектор услышал, что мы едем в Монголию и там предполагается страшная жара, то только махнул рукой.
Дорога от Воронежа до Саратова чуть хуже, чем в курской области, но все-равно достойная. Так как объездной вокруг Саратова нет, пришлось ехать через город. Страшные пробки, везде идет ремонт улиц, жара. Ад, одним словом.
При преодолении моста через Волгу всем очень захотелось покупаться и смыть дорожную пыль больше, чем за тысячу километров пути. Решили, что выедем за город и там где-то покупаемся.
Очень позабавил дорожный указатель одновременно на г. Энгельс и г. Маркс. Чтят еще коммунистических деятелей.
За Саратовом принялись искать какие-то съезды к воде. Оказалось, что это довольно проблематично. Либо все так застроено, что не подъедешь, либо берег заросший камышом. В конце концов потратив пару часов мы все-таки нашли пляж на каких-то дачах. Покупались и приготовили обед.
От Саратова до границы с Казахстаном дорога стала отвратительной. Скорость движения уменьшилась, а спящим в машинах доставались довольно болезненные удары с последующим подбрасыванием.
Проехали за день 1050 км. С начала пути 1530 км.

03.07.
На границу приехали четко в пересменку в 00.00. Пятнадцать минут подождали, а потом к нам подошел пограничник Анвар и спросил: «Я тут живу недалеко. Подбросите?» Мы согласились и процедура прохождения таможни значительно ускорилась. (Совет для украинцев: В Казахстан можно заехать по внутреннему украинскому паспорту, но если вы путешествуете на машине, то оказывается, что нельзя. Т.е. если бы была граница Украина-Казахстан, на самолете, к примеру, то пустили бы, а в схеме Украина-Россия-Казахстан нет. Берите заграничный паспорт).
Пока подвозили пограничника, он нам рассказал где оформить страховку, предупредил, что до Уральска дорога будет еще хуже, чем в России, а потом уже пойдет хорошая.
Дорога действительно оказалась отвратительная. Мы по ней двигались с черепашьей скоростью и в Уральске были только к утру. Этот город нас встретил пустыми улицами и очень злой полицией. После спуска с моста висел знак «40», который я поздно заметил и естественно не успел затормозить. Результат превышение скорости на 15 км и радостный полицейский.
Оказалось, что в Кахахстане можно +10 к скорости, обозначенной на знаке, а не как в Украине +20. Минимальный штраф в этой стране 29000 тенге. Это приблизительно 3000 грн. или 7500 руб. Естественно о пополнении бюджета речь не шла, так что договорились за половину. В дальнейшем оказалось, что в Казахстане вообще злая полиция, так что правила лучше соблюдать.
В расстроенных чувствах выезжаем из Уральска и тут на посту нас снова тормозит полиция. Не понятно почему. Правила не нарушали. Паджеро осмотрели и отпустили, а вот с бусом оказались проблемы. Причем не с самим бусом, а с тем, что Женя (водитель) вышел из машины и подошел к полицейскому. Оказывается, это страшное нарушение – водитель обязан сидеть за рулем и ждать пока к нему подойдет инспектор.
В этот раз обошлись без штрафа, так как закон новый и полицейский не смог найти положенную за это нарушение сумму штрафа.
Дорога до Актобе хорошая, свежепостеленная без ям. Едем по степям. Просторы!
Немного гуляем по Актобе. Город похож на Абу-Даби в миниатюре. Чувствуется, что в государстве есть деньги. Много новых домов, но все как-то неупорядоченно, даже я бы сказал искусственно, как будто на советского человека одели костюм арабского шейха, но не обучили как себя вести. После Актобе выезжаем в направлении Хромтау и Костаная.
За день проехали 750 км. Всего с начала пути 2280 км.
04.07.
Ночью начинает портиться погода. Ветер, дождь. Температура падает до +9С. С утра доезжем до Рудного. По впечатлениям не самое гостеприимное место на планете. Мне лично этот город напомнил Кривой Рог. Те же трубы, которые беспрестанно дымят, те же унылые промзоны, словом задерживаться не было никакого смысла.
Завтракаем в чайхане. На улицу даже выходить не хочется – не верится, что сейчас лето настолько холодно и ветрено. Весь день едем под дождем в направлении Астаны, дорога среднего качества, но в целом более-менее. В Астану въезжаем вечером и становимся возле полиции (через дорогу на пакровке для фур) обсудить, что мы будем смотреть.
Полиция не дремлет. Тут же выбегает инспектор и штрафует нас за тонировку. Опять та же схема - минимальный штраф 29000 тенге, но мы уходим за половину. Причем к оплате принимают и тенге, и российские рубли.
Попадаем на какой-то праздник в Астане. Концерт и нарядные казахи. Город еще больше напоминает Арабские эмираты, само название «Астана», кстати, переводится как «Столица». Множество строек. Краны повсюду. Все подсвечено, но опять же как-то аляповато и не очень качественно. То гранитная плитка отпадает, то подсветка не доделана, то еще что-то. Заехали на «Дерево Жизни» - башня Байтерек. Монумент казахскому роду в самом центре города. Посмотрели на город сверху.
Чувствуется Азия во всех ее проявлениях. Оказалось, что на верху башни есть отпечаток Нурсултана Назарбаева и все стоят чтобы приложиться. Прямо как в мавзолей в советские годы. Ужинаем в ресторане национальной кухни и выезжаем в направлении Павлодара.
Тут идет реконструкция дороги, везде ограничения «50». Мы в начале даже ехали по правилам, но потом увидели, что все местные едут гораздо быстрее, так что было принято решение ехать, как все.
За день проехали 1400 км. Всего с начала пути 3680 км.
05.07.
Ночью погода еще ухудшается. Ветер поднимается до практически ураганного. В бусе порывом ветра при открытии двери выворачивает сначала водительскую дверь, а потом пассажирскую. Так на скотче доезжаем до Павлодара. В дороге выясняется, то на колесе у буса выскочила шишка, а еще что на каждом колесе есть специальная секретная гайка, по этому принимаем решение ехать на шиномонтаж и на ремонт дверей.
Колесо залатали, двери более-менее поправили, но ключ от секретных гаек сломался. Появилась проблема, как менять колесо в полевых условиях. Несколько часов искали нужный ключ, но так ничего и не нашли. Приняли решение решать проблему в Барнауле. Выдвинулись в сторону границы.
Казахскую границу прошли довольно быстро, а вот на российской возникли вопросы. Первое, что смутило таможенников было, то что 9 человек из Украины едут в Россию да еще и через Казахстан. У бедного таможенника, аж руки затряслись и он побежал спрашивать начальство можно ли вообще запускать такое количество украинцев – вдруг мы из СБУ. При осмотре автомобиля на полном серьезе задавали вопросы, типа: «Где ваши ПЗРК и АКМ? Доставайте» Еще пытались нас укорить в том, что, мол, у вас война там, а вы в Монголию едете.
На все эти провокации мы не поддавались и вскоре спокойно прошли границу. Вечером где-то на пути к Барнаулу остановились приготовить ужин. Натянули тент между машинами и под непрекращающимся дождем приготовили ужин.
За день проехали 550 км. Всего с начала пути 4230 км.
06.07.
В 3:00 были в Барнауле. Решили ждать утра, чтобы в официальном сервисе Форд узнать про ключ на секретные гайки. К 8:00 сервис открылся, но нужного ключа не оказалось. Машина новая и не очень распространенная.
Женя ездит по рынкам и мастерским. В конце концов проблема решается тем, что к секреткам привариваются обычные гайки и секретки выкручиваются, а на их место вкручиваются обычные гайки. Теперь можно спокойно ехать дальше.
Дорога от Барнаула до Бийска хорошая, но перегруженная потоком транспорта. Проезжаем Бийск и выезжаем на знаменитый Чуйский тракт. Постепенно дорога входит в горы.
Заезжаем в Горно-Алтайск. Это уже не Алтайский Край, а Республика Алтай, что есть две большие разницы. Очень бегло осматриваем город. Ваня покупает какой-то жутко целебный напиток из крови маралов. Оказывается, что это местная достопримечательность. Во всем остальном обычный небольшой областной центр, а может даже ближе к районному центру. Словом, ничего интересного, хотя может быть мы просто не внимательно искали.
Дорога прекрасная, практически, как в Норвегии. К вечеру выезжаем к турбазе «Бирюзовая Катунь» и платному мосту. Ходим, гуляем. Катунь очень мощная и великолепная река, а сейчас плюс ко всему еще много воды, по этому цвет реки не бирюзовый, а скорое кофе с молоком.
За день проехали 600 км. Всего с начала пути 4830 км.
07.07.
К сожалению, наша дорога по горному Алтаю проходила ночью, так что толком мы не смогли насладится видами. Мы переживали, что чем ближе к границе и выше в горы, тем будет хуже с заправками, но оказалось, что страхи были не обоснованы. В Кош-Агаче была заправка, а также в последнем населенном пункте перед границей – Ташанте. Мало того, они принимали банковские карты, так что заправились мы без проблем.
Приехали к погранпереходу к 4:00. Переход работает с 8.00 до 17.00 и перерыв с 12.00 до 13.00. Стали в очередь из машин. За бортом температура -4С. Ужас. Кто мог подумать, что в середине лета будет так холодно?
Решили, чтобы как-то скоротать время, приготовить завтрак. Прямо между машинами поставили газовую горелку и сварили кашу, а потом кофе. Холод пробирает до костей.
С открытием таможни, оказалось, что в очереди 200 машин, а обычно через этот переход проезжает 20 – 25 машин в день. Вчера проехало около 70 машин и многие в очереди уже стоят вторые сутки. Чуть позже мы узнали, что в Кош-Агаче была ярмарка и многие монголы теперь возвращаются домой. У них там начинается праздник Наадам. Это праздник середины лета, еще именуемый праздником «Трех мужских игр». Борьба, скачки и стрельба из лука.
Очередь почти не двигается. Оказывается, что очень много наглых монголов и казахов лезут без очереди и часто дело заканчивается дракой и побитыми машинами. Работники таможни, даже дали нам совет, типа не пускайте наглых монголов, а не то будете стоять тут еще пару дней.
Мы даже пробовали не пускать наглецов, но пока Женя с ребятами не взялся системно за решение проблемы ничего не помогало – они лезли и лезли. Женя, Гриша и Саша взяли старые бочки, обломки стройматериалов, какие-то шины и перегородили боковые подъезды к пункту пропуска. Далее совместно с казахами переписали всю очередь и, договорившись с пограничниками, пускали только машины из списка.
Дело пошло быстрее, хотя находились хамы, которые пытались прокатить ребят на капоте или просто договориться, но украинская команда пресекала эти попытки. Было забавно наблюдать за поведением людей в этой ситуации. Это было как маленькая модель жизни – кто-то в борьбе за ресурсы дает взятку, кто-то лезет напролом, а кто-то просто стоит и ждет.
Благодаря, тому, что была стройная очередь и героическим усилиям таможенников. Вся очередь прошла границу до конца рабочего дня и где-то в 18.15 мы выехали на нейтральную территорию. Оказалось, что до монгольской таможни еще ехать около 20 км. Причем это еще российская территория, а на самой границе стоят солдаты и по команде монгольской стороны открывают ворота для пропуска.
У нас возникла небольшая заминка, так как монголы не хотели запускать машины. У них на погранпереходе закончился рабочий день и поэтому всех хотели отправить обратно. После получасового ожидания нас все-таки запустили на монгольскую территорию. В 20:30 мы прошли таможню и поехали дальше.
Асфальт тут же пропал и пошла грунтовка, правда не прямо по степи, а по насыпи, видимо когда-то тут будет асфальт. Проехали десяток километров и возле ближайшего озера стали на полноценную стоянку. С палатками. Тут же подъехал монгол на мотоцикле. Оказалось, что он неплохо говорит по-русски. Звал переночевать к нему в юрте. Как в гостинице. Мы отказались.
За день проехали 70 км. Всего с начала пути 4900 км.
08.07.
Утро пришло быстро. Не выспались, но нужно ехать дальше. Приехал тот же монгол на мотоцикле и приглашал на завтрак. Бозы у него дома. Мы снова отказались, позавтракали и выехали в сторону Цагааннуура. Это ближайший к нам более-менее большой населенный пункт, где мы хотели поменять деньги, посмотреть достопримечательности и поехать дальше.
Вскоре после выезда началась хорошая асфальтовая дорога, которая привела нас в этот маленький городок. Оказалось, что банки закрыты, а весь поселок на празднике. Наадам начался. Мы немного посмотрели на выступление борцов, погуляли по городу, увидели местную мечеть. Мне было удивительно увидеть этот храм, так как я думал, что в Монголии живут в основном буддисты. Позже выяснилось, что в Цагааннууре большинство населения этнические казахи, которые исповедуют ислам. Век живи, век учись.
Настало время ехать дальше. За Цагааннууром нам нужно было принять решение как ехать дальше. Изначально мы планировали, что поедем северной дорогой через Улаангом в Мурэн, а там уже оставим машины и будем искать заброску в верховья Чулуутын-Гол для начала сплава, но, после общения с монголами на границе, появилось мнение, что лучше ехать по южной дороге через Ховд, Улгий в Цэцэрлэг и там уже решать вопросы с заброской. Вроде бы по южной дороге больше асфальта и проще проехать на бусе, чем по северной. Хотя северная дорога и красивее. Есть над чем задуматься. В конце концов мы решаем ехать по южной дороге и поворачиваем в направлении города Улгий.
До Улгия идет хорошая асфальтированная дорога. Расстояние Цагааннуур Улгий всего 65 км, так что очень скоро мы заезжаем в город. Это областной центр (центр аймака). Город хоть и маленький по украинским меркам (28000 чел.), но вполне цивилизованный. Есть заправки, супермаркет, банк и т.д.
С нами произошел небольшой курьез на заправке. Оказалось, что тут вполне можно сначала заправить машину, а потом подойти оплатить. Т.е. пистолет срабатывает сразу, как только нажмешь кнопку. Я таким образом искупал машину в дизельном топливе.
Заправились мы на заправке фирмы «Петровис», топливо более менее, карты принимают. Забегая наперед хочу сказать, что с заправками в Монголии все нормально. Т.е. они однозначно есть в центрах аймаков и почти всегда в центрах сомонов. Если вы не собираетесь забираться глубоко в пустыню, то канистры можно с собой не брать.
Банк тоже работал, так что деньги поменяли. Как это обычно бывает курс в банке был гораздо лучше, чем у менял на границе, так что совет путешественникам не воспринимать Монголию, как абсолютно дикую страну – тут есть банки и, по крайней мере, в центрах аймаков можно поменять валюту.
Сделав все дела в Улгии, едем дальше в сторону города Ховд. Где-то в 30-40 км подъезжаем к красивейшему озеру Толбо. Виды исключительные – просторы, зеленая трава, снежные горы на фоне чистейшего озера. Просто супер. Покупались, постирались и можно дальше в путь.
Вскоре за озером асфальт заканчивается и начинается бездорожье. Сначала «дорога» идет по равнине, но очень скоро начинает забираться в горы и мы понимаем, что скорость движения катастрофически падает. Почва под колесами сухая и ехать можно было бы с относительным комфортом, если бы не гребенка. Она вызывает настолько сильную вибрацию автомобиля, что кажется будто сейчас начнут отваливаться запчасти. Особенно сильно это отражается на бусе. Сзади лежать совершенно не возможно – подбрасывает до потолка.
На перевале «дорога» практически заканчивается. Высота 2636 м. над уровнем моря. Температура +14С. Оказывается, что нужно преодолевать брод. К счастью река не очень глубокая и мы довольно быстро переезжаем на другую сторону, хотя паджеро немного и помог бусу на переправе.
За день проехали 110 км. Всего с начала пути 5110 км.
09.07.
К городу Ховд подъезжаем глубокой ночью. Заправляемся и едем дальше. После Ховда снова начинается асфальт. Где-то около 100-120 км можно слегка передохнуть от тряски, а вот ближе к рассвету опять идет бездорожье. Едем по степи, а потом снова поднимаемся в горы. Правда, тут более сухой климат и нет бродов, зато тут есть множество наезженных колей от колес. Даже складывается впечатление, что это десятирядное шоссе. Переваливаем небольшой перевал и снова бескрайняя степь. Гребенка настолько сильная, что ехать быстрее, чем 25 км/час просто невозможно.
Степь становится все суше и суше. Вскоре мы обнаруживаем, что вокруг уже не трава, а только сухие колючки, а еще стада верблюдов. Сами не заметили, как заехали в пустыню. Это конечно не та Гоби, самая большая пустыня Азии, но все равно Гоби, только Шаргынская, по названию центра сомона Шарга.
Очень жарко +41С. Ни ветерка. Только верблюды иногда и сухие русла рек. Интересно когда они наполняются? Весной? Или раз в несколько лет? Может быть десятков лет?
Тут у нас случилась неприятность. У буса потекли задние амортизаторы. Причем два сразу, оставив за машиной длинный влажный след.
Примерно посередине пустыни есть цивилизация, выраженная в виде заправки, магазина и нескольких кафе прямо в юртах. Интересный факт, сейчас солнечная батарея, аккумулятор и телевизор, есть почти в каждой юрте. Так что, не смотря, на географическую оторванность кочующих монголов, информационного голода они не испытывают.
Очень интересным оказался магазин. Он построен из кирпича. Две комнаты, в одной собственно магазин с небольшим выбором самых необходимых товаров, во второй живут владельцы магазина. Тут же ползают и бегают дети, работает телевизор – вполне домашняя обстановка, а в углу пристроена печь. Сразу же созрел вопрос: «Зачем печь в такую жару?» Оказалось, что тут перепад температур между зимой и летом может достигать 110 градусов, т.е. зимой тут дикие морозы и ветра. Не самое лучшее место для жизни.
В магазине покупаем фанту и едем дальше. Хочется есть, но еду покупать страшновато, так как где тут берут воду совершенно непонятно. Через какое-то время в колесе Паджеро начался страшный скрежет. Сразу же возникли версии поломки одна страшнее другой и мысли тоже не радостные – бус еле едет без амортизаторов, а тут еще с джипом непонятно что. Застрять в пустыне, что может быть страшнее? В итоге оказалось, что под защиту тормозных колодок попал маленький камушек, который и давал тот страшный скрежет. Камушек вынули и поехали дальше.
Под колесами страшная гребенка и мы едем очень медленно, так как без амортизаторов бус трясет страшным образом, но все в конце концов все заканчивается и пустыня тоже подошла к концу. Мы переехали небольшой перевал и вскоре заехали в город Алтай.
Оказалось, что в этом городе очень много СТО, что не удивительно, учитывая отсутствие дорог в пустыне. Мало того, не смотря на поздний час, некоторые из них работали, а на одном мы даже нашли русскоговорящую женщину. Естественно нужных амортизаторов не оказалось, но местные чудо-мастера отрезали родные крепления и приварили к имеющимся амортизаторам, хотя те были рассчитаны на явно меньшую нагрузку. Выбирать не приходилось и мы были рады хотя бы какой-то возможности отремонтировать авто. Все это счастье стоило нам 122$ за запчасти и работу.
Еще в городе оказалось очень много памятников динозаврам. Сначала мы недоумевали почему, а потом, порывшись в интернете, выяснили, что в Гоби в Монголии найдено самое большое кладбище динозавров в мире. Так что теперь монголы этим гордятся и всячески рекламируют.
Купили воды в бутылках и снова в путь. Немного отъехали от города и стали на ужин прямо посреди степи. Сильный ветер и холодина.
За день проехали 470 км. Всего с начала пути 5580 км.
10.07.
После Алтая еще 120 км асфальта, а потом снова бездорожье. Женщина на СТО рассказала нам, что после города Баянгхонгор до города Цэцэрлег уже будет асфальт и потом на обратном пути до самого Улан-Батора, нам тоже не придется трястись по бездорожью, но между окончанием асфальта после Алтая и началом его в Баянхонгоре около 200 км бездорожья. Радует, то что бродов больше нет, везде, где текут реки или ручьи, есть мосты, но гребенка под колесами просто убивает.
Возле города Баянгхонгор увидели удивительный памятник. Кладбище чемпионов. Там стоят памятники лошадям, которые победили в скачках, а также высечены на памятных досках имена всех лошадей победителей за сто лет. В центре памятника стоит маленький буддистский алтарь, а рядом стоит статуя еще какого-то коня, видимо абсолютного чемпиона. Тут чувствуется, что в Монголии, еще очень сильна связь между человеком и его лошадью, не смотря на засилье автомобилей и мотоциклов.
После Баянхонгора начинается асфальт и, что самое интересное, берут деньги за проезд по этой дороге. Деньги не большие 500 или 1000 тугриков (на разных участках дороги по разному), но и дорога не автобан часто встречаются ямы, почти, как в кировоградской области.
Едем почти без остановок. Проезжаем город Арвайхээр. Едим бозы и местный суп с домашней лапшой в юрте при дороге, возле поворота на Харахорин, а также вездесущие чебуреки, которые по-монгольски называются «Хушуур». Поздно ночью доезжаем до города Цэцэрлег. Становимся на стоянку перед самым знаком. Наконец-то закончились постоянные ямы в монгольском асфальте и ночные бдения за рулем – первая часть автомобильного путешествия подошла к концу. Уже завтра мы будем искать машину, чтобы забароситься на реку Чулуутын-гол и насладиться видами бурной воды. Сплав по ней одна из целей путешествия и нам уже не терпится променять руль на весло, особенно после прелестей пустыни.
11.07.
Быстро позавтракав, мы выдвигаемся в город. Цель найти машину для заброски. Правда, тут есть одна маленькая загвоздка – языковой барьер. Мы знаем русский и английский, а местные монголы только монгольский, но мы настроены оптимистично. Раз тут есть гостиницы, значит хоть как-то сможем изъясниться. Заехав в одну гостиницу, вторую, а потом третью, с ужасом, понимаем, что ни английский, ни русский тут не понимают. Ни слова. Поселиться – пожалуйста, но изъясняются исключительно рисунками.
Мечемся по городу туда-сюда, но все безрезультатно. Находим эстакаду и оставляем бус проводить текущий мелкий ремонт. Видим мойку и решаем узнать, может быть тут нам повезет? Видимо, удача была на нашей стороне, так как на мойке оказываются клиенты из Улан-Батора, которые знают русский. Это семейная пара с сыном. Им около сорока пяти лет, сыну около 16-17. Что характерно родители хорошо говорят по-русски, а сын неплохо по-английски. Позже нам объяснили, что до 1992 года в школах преподавали русский язык, а после английский.
Замечательные люди, они выступили для нас переводчиками и местные тут же нашли две машины для заброски. Это два микроавтобуса типа Митсубиси Делика, с багажником на крыше. Забавно, что водитель, который согласился нас отвести (с дивным именем Тхто) не понимает ни слова из того, что мы говорим. Еле объяснили ему, что нас нужно отвезти на озеро Белое, которое является истоком реки Сумын-гол, по которой мы хотим сплавиться до устья, а потом по реке Чулуутын-гол до впадения в Идэр-Гол и там нас нужно забрать 21.07. Он все пытался сопровождать нас по берегу, но в конце концов благодаря нашим замечательным переводчикам получилось донести до него наш запрос. За заброску и выброску с нас захотели 600$ за две машины.
Мы обменялись телефонами, на случай если что-то пойдет не так и счастливые, и довольные поехали за бусом. Водители пообещали вскоре приехать за нами.
Оставляем машины во дворе у монгольских водителей на окраине города, перегружаем вещи и выезжаем на озеро. Ехать около 120 км. Все время асфальт. Такое впечатление, что то бездорожье, которое было раньше нам просто привиделось.
По дороге останавливаемся на берегу реки Чулуутын-Гол. Очень глубокий каньон. Стенки высотой метров двадцать. Красивейшее зрелище.
Приезжаем на озеро к вечеру. Наши ожидания совершенно не оправдываются. Мы рассчитывали попасть в глушь, а тут огромное количество палаток, машин, работает мобильная связь, т.е. почти модный курорт, а не безлюдье.
С вечера начинаем строительство катамаранов и празднуем окончание такой долгой заброски. От дома около 7000 км.
12.07.
С утра плохая погода. Ветер, дождь, температура +10. На озере волны. Достраиваем катамараны и выходим на воду. Несколько километров проходим по озеру, а потом выходим в исток реки Сумын-Гол. Очень красивые берега из крупной каменной осыпи, поросшие низенькими лиственницами. Учитывая погоду и окружающий пейзаж, можно подумать, что мы не в Монголии, а где-то в Эвенкии или в Якутии, только разбросанный по берегам мусор портит впечатление всеобщей гармонии.
Идем очень медленно. Воды мало, встречный ветер и дождь. Постепенно удаляемся от озера и цивилизации. Мусора становится меньше, а река постепенно входит в ущелье.
За день преодолеваем всего 12 км. Ветер к вечеру только усиливается. Местами даже нужно проводить катамараны, так как перегрести просто не возможно. Становимся на стояку спрятанную между скал и уже там можно немного расслабиться. Деревьев тут практически нет, за исключением нескольких кустов и парочки ив над водой. Интересный факт, в этой местности птицы, какие-то хищники, вьют гнезда не только из веток, но из костей погибших животных. Так как всевозможного скота ходит по степям огромное количество и часть из них естественно погибает, то недостатка в таком строительном материале нет.
13.07.
Воды стало еще меньше, но идет дождь. Парадокс. Ветер стал еще сильнее, чем вчера. Прошли 1,5 часа и распороли баллон на 4-ке. Дыра длинной 1,8 метра. Несколько часов штопаем. Часть команды, тем временем, вытащила удочки и отправилась на рыбалку. Улов оказался неплохим, даже не смотря на ветер и дождь – десяток хариусов, несколько довольно крупных.
За день прошли всего 8 км. Очень сильно отстаем от графика.
14.07.
Красивейшие каньоны. Деревьев нет. Вода, камни и зеленая трава, а еще стада и снова стада. Видели аварийный деревянный мост интересной конструкции. Довольно высокий и уже давно не используемый. Даже проходить под ним страшно. Ближе к вечеру стали появляться отдельно стоящие лиственницы, которые очень красиво зеленели на фоне скал.
Воды по прежнему мало, хотя идет дождь. Стали поздно вечером, при чем в таком месте, где рядочком росли лиственницы. Такое впечатление, будто их кто-то посадил, что совершенно невероятно, учитывая удаленность от цивилизации.
Прошли 22 км.
15.07.
Ночью поднялась вода. С одной стороны, наконец-то будет легче идти по воде, с другой стороны плохо, так как не будет рыбалки. Идем довольно бодро, воды больше, появляются шиверы и маленькие порожки. Река, по-прежнему, в каньоне. Где-то за десять километров до устья Сумын-Гола есть интересная монгольская усадьба с музеем. Видимо раньше это был просто дом на берегу реки, а сейчас это и дом, и мини-гостиница, и музей, и, даже, лодка на канатной дороге для переправы.
Мы остановились, посмотрели старые вещи и купили немного баранины. Сегодня будет шурпа.
Перекус сделали за три-четыре километра до устья, что оказалось правильным решением, так как в устье оказался довольно интересный и динамичный порог. Перед порогом довольно мощный разлив, который больше напоминает озеро, потом сужение через которое перекинут мост, а дальше река уходит в каньон. Порог примерно 4 к.с., протяженностью около двух километров, заканчивается в устье, прижимом к отвесной скале правого берега. Все можно идти сходу, главное вовремя уйти от прижима влево.
После слияния река носит название Чулуутын-Гол и расход воды увеличивается примерно вдвое. Еще примерно десять километров маршрут идет по каньону, на поворотах пороги не выше 3 к.с., а потом долина расширяется, а река становится менее динамичной. Воды много, видимо пришла вода из тех дождей, что поливают нас уже несколько дней.
После порогов на левом берегу среди крупного курумника увидели петроглифы. Это реально здорово прикоснуться к истории. Рисунки сделаны путем выскабливания поверхности камня и лучше проявляются, если их полить водой, но в нашем случае и так было хорошо видно. Олень, лань, еще какие-то животные. Видимо древние люди сидели в пещере и от нечего делать рисовали, а нам теперь радость.
За день прошли 32 км, но настроение не очень. Сильно отстаем от графика и по этому все подавленные и ругаются между собой. Вечером стали на правом берегу. Оказалось, что недалеко стоят несколько джипов и палаток с монголами из Улан-Батора. Они приехали на рыбалку. Пришли в лагерь знакомится, говорили по-английски, пока не поняли, что мы из Украины и тогда перешли на русский. Признались, что приняли нас за европейцев. Было приятно…
Поговорили о том, о сем. Выяснилось, что они семьей папа и мама где-то лет сорока пяти, а дочь где-то лет 14. Сказали, что знают русский, так как изучали его в школе, а после 1992 года обучение русскому в школах отменили, по этому их дочь знает английский, а не русский.
Говорят, что тут очень хорошо ловится ленок и таймень, но так как вода мутная, то они будут уезжать. Рыбалки не будет. Угостили нас рыбой – жаренный ленок и налим. Очень вкусно. Вполне цивилизованные и приятные люди. Мужчину зовут Моно, мы взяли у него телефон и потом еще несколько раз звонили за советом.
16.07.
Вода еще больше поднялась и наконец-то вышло солнце. Сплав уже не представляет интереса, так как река разлилась и затопила все камни. Теперь это больше похоже на Днепр. Понимаем, что, если дальше идти по такой реке, то не будет никакого кайфа. Ни рыбалки, ни порогов. Только зря потерянные дни.
Решаем найти какое-то подобие дороги и как-то выбираться с маршрута, тем более, что на карте прямо по курсу указана тропа, пересекающая реку.
Недалеко от планируемого места стоянки встречаем интересную группу монголов. Много мужчин, женщин и детей, типа выехали на пикник или что-то вроде этого. Вначале я даже подумал, что тут какой-то пансионат и отдыхающие вышли посмотреть на туристов.
Мы причалили, вышли на берег и пообщавшись с местными поняли, что никто не говорит ни по-русски, ни по-английски. Немного походив по территории, я пришел к выводу, что это совсем не пансионат. Больше всего данная стоянка напоминала хутор. Когда несколько домов (именно домов! Из дерева!) построены на берегу реки. Не село, так как домов всего три-четыре, а именно хутор. Есть пара сараев и загонов для скота.
Все эти люди оказались местными жителями и их родственниками из города (мы так поняли из-за разного стиля одежды). Все сразу стало на свои места – Наадам же.
Местные нас угостили интересными сладостями. Они сделаны из творога с добавлением сахара и потом в определенных формах, видимо сушится на солнце. Сладости имеют разный вкус, наверное, сделаны из разного молока. Потом еще угостили местным самогоном. Прозрачная жидкость, имеющая крепость около 10-15% и явный привкус молока. Довольно приятная, кстати. Мы в ответ дали конфет и бутылку украинской водки.
Еще немного пообщавшись с монголами, мы двинулись дальше. Оказалось, что буквально за поворотом находится то место из которого мы планировали выехать в цивилизацию. Это поляна в устье р. Асайтын-Гол и еще одного безымянного притока. Тут же по карте проходит тропа и на пригорке тоже стоят несколько домов. Такой же хутор, как и два километра назад.
О чудо! Возле одного дома стоял маленький китайский грузовичок, а чуть дальше старенький седанчик, но мы решаем позвонить нашему водителю Тхто, чтобы он приехал и забрал нас. Все-таки была изначальная договоренность.
Естественно никакой мобильной связи тут нет, но благодаря тому, что в этом походе у нас есть спутниковый телефон, позвонить удается.
Путем огромного числа звонков в Улан-Батор (людям которые знают русский), чтобы они потом звонили нашему водителю удалось выяснить, что Тхто совершенно не хочет нас забирать. Он не понимает куда ехать и готов соблюдать изначальные договоренности, т.е. мы должны пройти еще больше сотни километров. Все аргументы про GPS координаты совершенно не помогают.
Через час переговоров понимаем, что есть перспектива застрять надолго в этих степях. Решаем поговорить с владельцами грузовичка, но нас опять постигает неудача. Водителя нет – он уехал на праздник в город, причем выяснить это удалось опять применяя технологию удаленного перевода (по телефону). Вот так технологии упрощают нашу жизнь.
Начинает охватывать легкое беспокойство. Что же делать? Я решаю сходить в хутор выше по течению и узнать там, возможно есть транспорт. Прохожу эти пару километров и вижу китайский грузовичок. Возможно тут мне помогут?
Опять неудача. В домах только женщины и дети, хотя еще несколько часов назад было много мужчин. Все уехали, а водитель грузовичка будет только завтра. Меня пригласили в дом, налили чая с молоком, дали печеньки и настойчиво предлагали переночевать. Одна из дочек хозяйки слегка говорила по-английски, так что кое-как удалось объясниться.
Было очень интересно посмотреть на то как живут монголы в глубинке. Поразительно, но это не юрты, а настоящие дома, в которых есть печь, кровать, какие-то тумбочки, а также телевизор и прочие электроприборы, а также фотографии внуков в городе и еще какие-то грамоты. Словом, если не знать, что ты в Монголии, то можно подумать будто в обычной сельской хате.
Через какое-то время, я вернулся в лагерь. Был уже вечер, так что с мыслью о том, что завтра приедет водитель, мы отошли ко сну.
17.07.
Утром долго решали, что делать. Пришла мысль в голову, что может быть нас довезут хотя бы до Ундер-Улана (это центр сомона), а оттуда мы сможем выехать на общественном транспорте в Цэцэрлег. Мы с Сашей Маненко еще раз пошли к собственникам старенькой тойоты седана. Как ни странно, водитель нашелся и согласился ехать. Некоторое время мы еще торговались. Это выглядело очень комично, так как торговля происходила с помощью рисунков, где фигурировал бензин, плохая дорога и так далее. Наконец мы пришли к окончательной цене и поехали в Ундер-Улан. Водитель взял еще с собой жену и ребенка, видимо, чтобы погулять в «городе».
Всего расстояние от лагеря до Ундер-Улана где-то 70 км, но за то какие это километры. пять бродов, два перевала и бескрайние степи. Честно говоря, после этой поездки, я еще больше зауважал японские автомобили. Кто бы мог подумать, что переднеприводный седан не первой свежести легко преодолеет брод глубиной в 50 см?
Прошло два с половиной часа и мы приехали в этот райцентр. Водитель любезно показал нам к кому обратиться чтобы уехать отсюда. Дело в том, что привычного автовокзала или хотя бы автобусной остановки тут нет. Есть только телефон человека, который набирает полную машину пассажиров и везет их в центр аймака. Если бы нам не подсказали, то думаю, что искали бы мы долго.
Через сто километров приезжаем в Цэцэрлег и под удивленными взглядами родственников нашего водителя Тхто (его самого не было дома) уезжаем обратно. Саша остается в бусе в Ундер-Улане, а я еду на Паджеро в лагерь. Приезжаю уже к вечеру. Ребята успели походить по окрестным горам и приготовить ужин. Очень были рады меня видеть, так как уже начали переживать.
18.07.
Отвожу часть команды в Ундер-Улан. Опять портится погода, идет дождь. В реках через которые еще вчера было легко переехать, добавилось воды и теперь страшновато преодолевать броды. Степь размокла и дороги больше стали похожи на болото, но выбраться удается без происшествий.
После обеда возвращаюсь за оставшейся частью команды, дождь настолько сильный, что иногда не видно дороги. Реки превратились в грязные бурные потоки и переезжать их стало еще страшнее. Спуски с перевалов уже начинают напоминать катание с горок – глина скользкая и кажется, что еще чуть-чуть и машина покатится вниз, как на лыжах.
К вечеру наконец-то удается вывезти всю команду в цивилизацию и теперь можно спокойно вздохнуть. Дальше планируем экскурсионную программу и обратно домой.
Ужинаем в Ундер-Улане в придорожном кафе (опять печь, страшненький интерьер и дети за стенкой) и берем курс на Харахорин – древнюю монгольскую столицу. Теперь нас ждет только асфальтная дорога до самой границы с Россией и можно немного расслабиться.
19.07.
Утро началось еще ночью, когда мы приехали в Цэцэрлег на заправку и нас там ждал Тхто, наверное, договорился с людьми на посту оплаты за дорогу (в Монголии даже такое бывает), чтобы ему сказали, когда мы будем ехать.
У нас вышел небольшой конфликт. Оказалось, что этот прекрасный монгольский водитель хочет взять с нас еще денег, так как мы договаривались на большую сумму. На все аргументы, что он нас бросил на реке, ответ был только в виде значка «доллар» нарисованный на бумажке. Спор у нас был в картинках и не понятных друг-другу словах. Когда дошло уже практически до драки, мы плюнули и отдали ему 50 долларов из ста которые просил этот вымогатель.
Утром добрались в Харахорин. Посмотрели исторический музей (очень классный), бывший буддистский монастырь и поехали дальше в направлении Улан-Батора.
Остановились на перекрестке дороги из Харахорина и основной трассы Улан-Батор – Алтай, поели традиционные бозы и тут опять входит Тхто да еще и с каким-то другом. Весь аппетит испортили. Опять стали требовать у нас деньги, но на этот раз нам этот развод уже надоел. У владельца харчевни мы попросили телефон полиции и пригрозили, что напишем заявление про вымогательство денег у иностранных туристов. Тхто с другом немного подумали, а потом уехали. На этот раз навсегда.
К вечеру доехали в Улан-Батор. Вполне современный город. Небоскребы в центре, пробки из дорогих машин, повсюду реклама, словом цивилизация полным ходом. Попытались поселиться в хостеле – оказалось все занято. Объехали пять-шесть адресов, но везде отказ. Потом плюнули и поселились в гостинице на окраине города. Ничего страшного на экскурсии можно и на машине поехать.
20.07.
Утром едем на рынок за сувенирами. Рынок нам разрекламировали так, что это должен была быть нереальных размеров торговая площадка национальных сувениров. Оказалось, что все намного прозаичнее. Торговые ряды китайским барахлом и пара рядов сувениров, которые мы еле нашли. Выбрали несколько сувениров, самый колоритный из которых бубен, диаметром сантиметров 70 из шкуры козла.
После обеда едем за город около 60 км. Смотрим музей-статую Чингизхана. Это огромное сооружение высотой сорок метров, покрыто нержавеющей сталью, так что просто ослепляет в солнечную погоду. Нам, правда, удалось увидеть это чудо только на фоне дождя и грозовых туч, что совершенно не испортило настроение. Внутри статуи есть музей, картинная галерея, ресторан и сувенирные лавки, а также лифт который вывозит на смотровую площадку в голове лошади.
В конце дня посетили мемориальный комплекс Зайсан. Это комплекс, посвященный памяти о битве на реке Халхин-Гол. Нужно преодолеть около 400 ступенек, чтобы взобраться на гору и увидеть комплекс вблизи. Дополнительным бонусом является возможность посмотреть на город с высоты птичьего полета. После этого мы спустились вниз и прошлись буквально 500 метров, чтобы увидеть Центр духовного и культурного развития Занабазара. Очень забавно смотрится статуя Будды на фоне памятника советским воинам, возле которого мы только что были.
Вечером едем в центр и идем праздновать завершение активной части похода в ресторан «Модерн Намац». Очень классный ресторан национальной кухни. Вкусная еда и напитки. Потом ходим по ночной столице – забавное зрелище. На площади Чингиз-Хана все подсвечено, гуляют горожане, молодежь тусуется кучками, словом все как в обычных мегаполисах. Наконец уставшие и довольные возвращаемся в гостиницу.
21.07.
С утра мы посетили музей Богдо-гэгэна (последний хан Монголии). Это оказался довольно классный музей. Вещи начала ХХ века, принадлежавшие хану, множество фотографий, а самое запоминающееся на мой взгляд, это юрта из шкур снежных барсов, в которой Богдохан медитировал.
Посетили монгольский национальный исторический музей, который находится недалеко от площади Чингиз-Хана, а потом прошлись пару кварталов до пятиэтажного супермаркета в котором на пятом этаже было огромный магазин сувениров. Намного лучше, чем на базаре. Тут было все начиная от чашек и футболок, и заканчивая картинами и обувью.
Мы все накупили сувениров, а потом радостные и довольные вернулись к машинам. Еще какое-то время погуляли и выехали в сторону границы около 22.00
22.07.
Приехали к границе рано утром и как раз попали на пересменку (с 7.00 до 8.00), после этого довольно быстро прошли таможню и поехали в сторону Улан-Удэ. У нас был план купить продуктов в столице Бурятии, а потом заехать на Байкал и провести там денек, а дальше уже домой.
По дороге остановились на берегу Селенги, покупались, приготовили еду и привели себя в хорошее расположение духа. После этого заехали в Иволгинский дацан. После храмов Монголии выглядит расфуфыренным новоделом. Множество маленьких храмов на одной территории и не очень вежливое отношение смотрителей (Ваню и Гришу даже не пустили вовнутрь). Словом, не очень понравилось.
В Улан-Уде были после обеда. Посмотрели самую большую голову Ленина в мире (памятник на центральной площади), купили пива, рыбы, а также мясо изюбря и лося (что для нас было большой диковинкой) и выехали в сторону Байкала. Целью был городок Турка, а там дальше предполагалось найти поляну, чтобы разбить лагерь.
Проехав живописную дорогу через горы к берегу Байкала, мы поняли, что с поляной будет не так просто. Каждое свободное место вдоль дороги было занято какой-нибудь компанией, а после Турки мест стало меньше и ситуация еще хуже. Пришлось поискать, но, наконец, около девяти вечера мы нашли платный кемпинг (300 руб с машины) и облегченно вздохнули. Это было хорошее решение, так как поляны оказались большие и оборудованные столиком, навесом, туалетом и мусорными баками.
Быстренько разложив лагерь, мы приготовили ужин и под шум волн расслабились окончательно.
23.07.
Прекрасный солнечный день. Купаемся, гуляем вдоль берега. Пейзажи местами напоминают южный берег Крыма и все время кажется, что вода будет соленая, но естественно этого не происходит. Что очень заинтересовало, так это то, что в течении пары километров береговой линии песчаный пляж может смениться галечным и обратно. Вокруг тайга и отличная погода. Просто СУПЕР!
Покупаем мороженного омуля в поселке и устраиваем настоящий пир. Жаренная рыба, шашлыки из изюбря и лося, вареная картошка и соленый омуль, а еще чуть-чуть водочки.
Несмотря на сухую погоду, удается найти несколько больших подосиновиков, которые тут же идут в дело. Словом, не просто отдых, а сказочный отдых на берегу огромного озера Байкал.
Вечер завершается в отличном настроении, хотя мы все понимаем, что до дома еще ехать пять с половиной тысяч километров.
24.07.
Выезжаем в дорогу в дождь. Говорят, что это к удаче. Возвращаемся в Улан-Удэ, переезжаем Селенгу и снова выезжаем к Байкалу. Едем весь день. Особенно живописная дорога вокруг Байкала. Выдрино, Байкальск, Слюдянка и горы вокруг, но машин едет просто нереальное количество. На перевале в Култуке даже пробка образовалась.
К вечеру добираемся до Иркутска и решаем, что заезжать не будем. Еще очень далеко ехать до дома.
25.07.
Бесконечная дорога. Везде идут ремонты. Реконструируют мосты, перекладывают дороги. Хорошо, что делают, так как в тех местах где дорога старая, ехать тяжело. Асфальт потрескался и кажется, будто едешь на поезде, а не на машине.
К середине дня доезжаем до Красноярска. Красивый город. Чем-то даже Киев напомнил. Немного гуляем. Смотрим достопримечательности. Было желание посмотреть Столбы, но понимаем, что на это нужно потратить целый день. У нас его нет, к сожалению. После обеда выезжаем дальше на запад. На знаках между городами расстояния потихоньку сокращаются. Иркутск-Красноярск было 1000 км, Красноярск – Новосибирск 800 км…
26.07.
Рано утром объехали Кемерово, полюбовались дымящими трубами на фоне грозовой тучи и двинулись дальше. В Новосибирск не заезжали, зато в Омске посмотрели на красивый Успенский собор.
Просто летим на запад. Челябинск. Фотографируемся на фоне знака «Урал-Сибирь» в центре города и тут же выезжаем в сторону уральских гор. За эти пару тысяч километров и пару дней, что мы ехали по огромным равнинам, нам уже успели надоесть березняки, перемежающиеся болотами. Снова хотелось горных пейзажей, хоть немного.
Вскоре начался подъем, иногда открывались красивейшие виды на Южный Урал. Мы даже остановились на придорожной полянке перекусить. Все бы хорошо, но мусор, который валялся просто везде, смазал все позитивное впечатление. Такое впечатление, что люди не понимают, что они гадят себе на голову. Ужас.
После обеда мы переехали перевал и тут же получили штраф за пересечение сплошной. Что ж, вполне справедливо – сплошную действительно пересекли. Еще через десяток километров прочно встряли в пробку. Уже позже мы узнали, что была крупная дорожная авария из-за которой перекрыли дорогу. Стояли около трех часов.
Наконец-то поздним вечером около 22.00 были в Уфе. Немного погуляли с Серегиной сестрой и ее мужем по центру (они живут в Уфе). Полусонные послушали рассказы про башкирский эпос и вскоре выехали в сторону Самары.
27.07.
В 8.00 были в Самаре. Погуляли по городу. Больше всего понравилась набережная. Она сделана в три ступени. Пляж, потом каменная дорожка для велосипедистов и людей на роликах и самая высокая ступень с ресторанами, парком, аллеями и даже пальмами в кадках.
Огромное количество отдыхающих, счастливые лица. Все очень здорово. Мы даже позавидовали, что у нас в Киеве такой нет.
После прогулки и посещения продуктового магазина заехали на знаменитый Жигулевский пивоваренный завод. Это один из самых старых пивоваренных заводов России. Пиво неплохое, но нас поразило, что покупать его можно только после 10 утра. Оказалось, что в России действует антиалкогольное законодательство, которое ограничивает время продажи алкогольных напитков.
Решили посмотреть бункер Сталина, так что дождались экскурсии в 13.00. Бункер не понравился. Пахнуло коммунизмом и пропагандой. После обеда выехали в сторону Тольятти, чтобы переехать на другой берег Волги. Еще одно откровение для отдельных членов нашей команды отсутствие моста через Волгу в пределах города милионника Самары.
Остановились на ужин в районе села Междуреченск. В этом месте Волга делает огромную излучину и получается так, что хоть вправо от дороги, хоть влево все равно будет берег реки. Влево оказалось, что берег обрывистый и Волга насыщенного зеленого цвета (зацвела), а вот вправо было все супер – лес прямо на берегу и оборудованные спуски к воде. Покупались, постирались, приготовили ужин, поели и решили уже уезжать и тут оказалось, что бус застрял на песке. Так что еще устроили спасательные работы (потягали немного джипом). Выехали уже затемно.
28.07.

Рано утром проехали Пензу, а потом Тамбов. В Воронеже попались на платную дорогу, хотя всего лишь хотели объехать город по окружной. Опять идет дождь. Такое вот хреновое лето.
Потом были уже знакомые Курск, Льгов и наконец граница в Катериновке. Дембельским аккордом было прохождение таможни. Мы проехали 15000 км и ни разу нас не заставляли снимать груз с верхнего багажника, а тут: «Давайте отвязывайте!»
Все обошлось. Посмотрели, пощупали и пропустили.
Дома были уже за полночь, но какой же это кайф оказаться дома после месяца путешествия!
Сухой итог в цифрах: 3 страны, 15500 км по дорогам и бездорожью, 150 км сплава по двум рекам. 3 красивейших озера, 3 природных зоны (степь, тайга, пустыня) и перепад температуры от -4С до +41С.

 

5. Смета похода.

Поездка обошлась в 504$ с каждого участника. Большая часть этих денег, естественно топливо.
Еще 211$ с человека стоили нам ТО машин и устранение мелких поломок.

 

6. Выводы и рекомендации.

В целом поездка удалась. Было интересно проехать через полмира. Не очень понравился сплав, так как порогов мало и река довольно часто посещается местными жителями. Так, что если цель попасть в безлюдные места, то это не тот вариант. Если цель рыбалка, то нужно смотреть прогноз погоды, чтобы не было как у нас (читай дневник O )
На микроавтобусе ехать не рекомендую. Гораздо лучше взять два или три джипа. Еще, на мой взгляд, через Казахстан лучше не ехать, так как теряется много времени на таможнях, а посмотреть толком ничего не успеваешь. Считаю, что лучше эту страну выделить в отдельное путешествие, а высвободившиеся дни потратить на озеро Хубсугул и на поездку в Гоби.


Адрес для тех у кого возникли вопросы: Snusmumrick@i.ua                                    Кривошапко А.В.

Фоторепортаж

pic pic
Фото 1 - Саратов Фото 2 - Волга
pic pic
Фото 3 - Наши кони Фото 4 - Вечер в дороге
pic pic
Фото 5 - Граница с Казахстаном Фото 6 - Казахский мелосопочник
pic pic
Фото 7 - Осмотр буса Фото 8 - Западный казахстан
pic pic
Фото 9 - город Хромтау Фото 10 - Степь
pic pic
Фото 11 - Расстояния в Казахстане Фото 12 - Сельсовет
pic pic
Фото 13 - Наша група в степи Фото 14 - Вытаскиваем бус
pic pic
Фото 15 - Кладбище Фото 16 - Вечер
pic pic
Фото 17 - Дорога Фото 18 - Первая юрта
pic pic
Фото 19 - Обед Фото 20 - Узоры
pic pic
Фото 21 - Астана Фото 22 - Мечеть в Астане
pic pic
Фото 23 - Астана Фото 24 - Нефтяные деньги
pic pic
Фото 25 - Вечерняя Астана Фото 26 - Президентский дворец
pic pic
Фото 27 - Байтерек Фото 28 - Люблю Астану
pic pic
Фото 29 - Собирается буря Фото 30 - Багатсва Алтая
pic pic
Фото 31 - Чуйский тракт Фото 32 - Очередь на границе с Монголией
pic pic
Фото 33 - Платный гараж в Ташанте Фото 34 - Ташанта
pic pic
Фото 35 - Готовим обед Фото 36 - Граница с Монголией
pic pic
Фото 37 - Управляем очередью Фото 38 - Главный пограничник
pic pic
Фото 39 - Нейтральная территория Фото 40 - Первая ночь в Монголии
pic pic
Фото 41 - Типичный монгол Фото 42 - Борцы на празднике
pic pic
Фото 43 - Танец борца Фото 44 - Борцы
pic pic
Фото 45 - Судьи Фото 46 - Дорога Цагануур - Улгий
pic pic
Фото 47 - Монгольский Алтай Фото 48 - Горы
pic pic
Фото 49 - Панорама Фото 50 - Козаки в Монголии
pic pic
Фото 51 - Западная Монголия Фото 52 - Озеро Толбо
pic pic
Фото 53 - Озеро Толбо Фото 54 - Озеро Толбо
pic pic
Фото 55 - Озеро Толбо Фото 56 - Просторы
pic pic
Фото 57 - Горы Фото 58 - Новая дорога
pic pic
Фото 59 - Монгольский Алтай Фото 60 - Первый брод
pic pic
Фото 61 - Перетягиваем бус Фото 62 - Небо
pic pic
Фото 63 - Узоры Фото 64 - После бессонной ночи
pic pic
Фото 65 - Граница аймака Фото 66 - Магистраль Улгий - Улан-Батор
pic pic
Фото 67 - Корабль пустыни Фото 68 - Верблюды
pic pic
Фото 69 - Блондин Фото 70 - Стриральная доска
pic pic
Фото 71 - Первый ремонт Фото 72 - Мост на трассе
pic pic
Фото 73 - Полупустыня Фото 74 - Заправка в пустыне
pic pic
Фото 75 - Туалет Фото 76 - Загон
pic pic
Фото 77 - Коновязь Фото 78 - Типичная юрта
pic pic
Фото 79 - Пустыня Фото 80 - Горы
pic pic
Фото 81 - Храм Фото 82 - Природная скульптура
pic pic
Фото 83 - Восход солнца Фото 84 - Дороги Монголии
pic pic
Фото 85 - Стадо Фото 86 - Ми в степи
pic pic
Фото 87 - Обо Фото 88 - Древние захоронения
pic pic
Фото 89 - Юрты Фото 90 - Хозяйка
pic pic
Фото 91 - Монгольский ковбой Фото 92 - Чайная
pic pic
Фото 93 - Семейная гордость Фото 94 - Быт
pic pic
Фото 95 - Завтрак Фото 96 - Любимый спорт в Монголии
pic pic
Фото 97 - Пустыня Фото 98 - Одинокий куст
pic pic
Фото 99 - 100 дорог Фото 100 - Переезд юрты
pic pic
Фото 101 - город Алтай Фото 102 - Динозавры в городе
pic pic
Фото 103 - Динозавры в городе Фото 104 - Динозавры
pic pic
Фото 105 - Ковбои Фото 105 - Борцы
pic pic
Фото 106 - Борцы Фото 108 - Праздник
pic pic
Фото 109 - Местные Фото 110 - Указатель
pic pic
Фото 111 - Храм победителей Фото 112 - Храм победителей
pic pic
Фото 113 - Храм победителей Фото 114 - город Арвайхеер
pic pic
Фото 115 - Указатель Фото 116 - Строительство арки
pic pic
Фото 117 - Обо Фото 118 - Каньон р. Чулуутын-гол
pic pic
Фото 119 - Мы на Чулуутин-Голе Фото 120 - Стапель на озере
pic pic
Фото 121 - Начало каньона Фото 122 - Нетипичное гнездо
pic pic
Фото 123 - Первая ночевка Фото 124 - Первый улов
pic pic
Фото 125 - Ремонт Фото 126 - Курумник
pic pic
Фото 127 - р. Сумын-Гол Фото 128 - Ночевка
pic pic
Фото 129 - Катамаран Фото 130 - Типичный вид на сплаве
pic pic
Фото 131 - Панорама каньона Фото 132 - Солнце
pic pic
Фото 133 - Петроглифы Фото 134 - Петроглифы
pic pic
Фото 135 - р. Чулуутын - Гол Фото 136 - Високая вода
pic pic
Фото 137 - Високая вода Фото 138 - На сплаве
pic pic
Фото 139 - Стрелка р. Сумын-Гол и Чулуутын-Гол Фото 140 - Каньон р. Чулуутын-Гол
pic pic
Фото 141 - Наша группа Фото 142 - Каньон ниже слияния
pic pic
Фото 143 - Чалка Фото 144 - Вызов машины
pic pic
Фото 145 - Любопытный монгол Фото 146 - Местные дети
pic pic
Фото 147 - Летние дома Фото 148 - Дойка яка
pic pic
Фото 149 - Обед Фото 150 - Домик
pic pic
Фото 151 - Наш лагерь Фото 152 - Долина
pic pic
Фото 153 - На вершине Фото 154 - В горах
pic pic
Фото 155 - С пастухом Фото 156 - Храм в Харахорине
pic pic
Фото 157 - Молильные барабаны Фото 158 - Реликвии
pic pic
Фото 159 - Бодхисатва Фото 160 - Монахи
pic pic
Фото 161 - Крепостная стена храма Фото 162 - Улан-Батор
pic pic
Фото 163 - Будда Фото 164 - Памятник советским воинам
pic pic
Фото 165 - Барабан Фото 166 - Мы в Улан-Баторе
pic pic
Фото 167 - Площадь Чингизхана Фото 168 - Президентський дворец
pic pic
Фото 169 - Статуя Чингизхана Фото 170 - Национальный сапог
pic pic
Фото 171 - Охранник Фото 172 - Иволгинский дацан
pic pic
Фото 173 - Улан-Удэ Фото 174 - Скульптура в Улан-Удэ
pic pic
Фото 175 - Маяк в селе Турка. Байкал. Фото 176 - Байкал
pic pic
Фото 177 - Байкал Фото 178 - Байкал
pic pic
Фото 179 - Байкал Фото 180 - Байкал
pic pic
Фото 181 - Байкал Фото 182 - Красноярск
pic pic
Фото 183 - Южный Урал Фото 184 - Урал
pic pic
Фото 185 - Самара Фото 186 - Патриот

   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |