Отчёт о водном походе 5 к.с. по рекам Башкаус – Чулышман – Чульча – Чуя - Катунь 2019 год

 

1. Справочные данные о походе (паспорт похода)

Место проведения: Российская Федерация, Республика Алтай.

 

Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяжённость активной части, км

Продолжительность, дней

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

Пеше-водный

5

(пятая)

470

27

18

с 26.04.2019

по 22.05.2019

 

Подробная нитка маршрута: г. Сергиев Посад – г. Москва – г. Новосибирск (ж/д) – пос. Акташ – р. Башкаус (авто) – р. Башкаус (сплав) – р. Чулышман (авто) – р. Чакрым (пешком, разведка возможности сплава) – р. Чулышман (сплав) – р. Чульча (волок) – р. Чульча (сплав) – р. Чуя (авто) – р. Чуя – р. Катунь – пос. Чемал (сплав) – г. Новосибирск (авто) – г. Москва – г. Сергиев Посад (ж/д)

 

Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута:

Вид препятствия

и название

Категория

трудности

Длина препятствия

Характеристика препятствия

(характер, высота, новизна)

Уровень воды

р. Башкаус

каньон Змейка

1 км

Скальный каньон, 2 ступени в его начале, представляющие собой сливы и слалом между камней. В нашу воду – во 2-ой ступени ледяной мост, далее в каньоне –ещё один.

Низкий

каньон Открытый

500 м

Скальный каньон, один слив до 1,5 м (в нашу воду – негабарит), далее ещё несколько сливов.

порог Предбанный

300 м

Шивера со сливами и камнями в невысоком скальном каньоне.

порог Камень преткновения

500 м

Несколько сливов в зигзаге реки, далее река упирается в обломок скалы, по обеим сторонам от него каменные обломки, ниже ещё одна глыба, перекрывающая струю.

порог

Трек

250 м

Слив в сужении со скальными обломками в центре русла, далее быстроток с несколькими сливами.

шивера-порог

Скальный коридор

1 км

Шивера со сливами, камнями и прижимами в скальных стенках (в нашу воду наледь по обоим берегам).

порог

Интеграл

150 м

Быстроток со сливами, далее зигзаг между скальными обломками  заканчивающийся прижимом к ЛБ. (в нашу воду – ледяной каньон со стенами высотой до 2 м)

порог

Проводка

300 м

2 слива справа и слева от группы камней, далее очередной быстроток со сливами в скальном сужении.

порог Прощание Саратана

100 м

Слив 1,5 м, за ним прижим к ЛБ

р. Чулышман

шивера

Мини-каша

500 м

Мощная шивера с множеством сливов, бочек, камней и навалов на них.

Ниже среднего

порог

Поперечный

300 м

Каменная гряда делит реку на 2 протоки. ПрПрот многоводнее и чище в начале, ЛПрот – в конце. Необходим манёвр, есть несколько проходов справа налево.

шивера-порог

Длинный

250 м

Мощная шивера с большим падением с множеством сливов, бочек и камней.

порог

Стадо бегемотов-1

150 м

Мощная шивера в плавном ПрПов с большим количеством надводных валунов в русле.

порог

Стадо бегемотов-2

250 м

2 ступени. 1-я ступень на ЛПов – 2 слива через всё русло в воротах, образованных каменными глыбами, далее валы и бочки. 2-я ступень – горка с множеством камней.

шивера

Чёрный клык

200 м

Мощная шивера с большим количеством надводных валунов в русле и по берегам

порог

Кульминация

500 м

3 ступени: 1-я ступень – ворота между камней, подпертый снизу камнями, 2-я ступень – ещё одни ворота, 3-я ступень – косая бочка и слив в ворота с резким манёвром вправо.

шивера № 23

400 м

В 1-ой части – крутые сливы с навалами на камни. Во 2-ой части – огромные камни перегораживают реку, сливы между ними, далее косые валы.

шивера № 24

650 м

Мощная шивера с множеством камней. В нашу воду – несколько явно выделяющихся каменных гряд через всё русло со сливами между камнями.

порог Пустячок

200 м

Входная часть – слалом среди скальных обломков, со сливами и бочками. Далее струя бьёт в крупный камень, за ним навал на камень поменьше. Справа от проход закрыт полуобливными камнями, слева – чистый проход с парой сливов.

шивера № 26

200 м

На ПрПов каменистая отмель отжимает поток к скальному ПБ, крутопадающая шивера с камнями, сливами и бочками.

порог Бегемот

500 м

Река сжимается каменными осыпями с обоих берегов, в русле отдельные камни, валы.

Средний

порог Труба

300 v

В русле обливные и надводные камни, валы, бочки.

шивера Предкаша

500 м

Валы, сливы между камнями, переходит в порог Каша.

порог № 44

400 м

Двойной зигзаг, в русле огромные скальные обломки, далее ещё один ПрПов со сливами.

порог № 45

150 м

В русле группы камней, струя идёт от ПБ к ЛБ, несколько сливов на основной струе.

порог

Туданский

200 м

Сливы с мощными бочками между двумя крупными скальными обломками, далее слив через плиту с обливным выступом, ниже идёт цепочка мощных валов и бочек.

Средний

порог

Коварный

300 м

Слив-горка вокруг большой глыбы, далее горка в сужении русла, ниже 2 слива с бочками и сильный навал на два полуобливных камня

порог

Итыкайский

200 м

Длинная горка с большим падением с хаотичным нагромождением камней с навалами на них и сливами.

шивера № 51

400 м

Мощная шивера с большим падением с камнями, бочками и сливами, хаотично разбросанными по реке.

р. Чульча

порог № 4

50 м

Мощный свал через каменную гряду, ниже бочка, справа навал на скалу у ПБ.

Низкий

порог

Две глыбы

300 м

Заходная шивера со сливами и бочками, далее серия косых валов, ниже 2 глыбы посередине реки, на которые наваливает струя.

порог

Каменоломня

200 м

Шивера с большим числом обливных камней вверху и череду сливов до 1,5 м с косыми бочками и валами внизу.

р. Чуя

порог № 9

150 м

Серия сливов в ЛПов, последний самый мощный, в нем несколько подводных камней, затем навал на скалу.

Ниже среднего

порог Суровый

300 м

Навал на скалу высотой 7 м, далее ряд больших обливных камней, серия косых ворот, сливы и навалы на камни. Далее слалом между камней, за которыми  большие бочки, ниже шивера на ПрПов и косые скальные ворота.

порог Пирамида

150 м

Русло разделяется на 2 струи, основная – левая, разгоняясь, наваливает на центральный пирамидальный камень высотой 5 м. Перед камнем косая бочка, далее быстроток с бочками.

порог № 14

150 м

2 протоки вокруг острова из крупных глыб, основная левая, в ней ряд полуобливных глыб и навал на большой зуб. Далее ещё несколько навалов на камни и слив через гряду камней.

порог Гарнитур

400 м

3 части:. 1-ая – сливы на разгонной струе, 2-ая – серия навалов на камни, бочки, скальные ворота с прижимом к ЛБ, 3-я – водопад Тихий высотой до 1,5 м.

порог Поворотный

200 м

1-ая ступень – быстроток со сливами через 2 гряды камней поперёк всей реки,
2-ая – на ЛПов струя проходит через нагромождение каменных глыб.

порог Трио

250 м

Шивера с валами, ниже 3 больших камня, между которыми сливается вода.

Ниже среднего

порог

Гулькин нос

150 м

В 1-ой ст. река упирается в груду камней, справа непроход, слева – слалом меж камней, 2-ая ст. – прямой слив с бочкой.

порог Зайсан

100 м

На входе 1-ой ступени водопадный слив с мощной бочкой, далее навал на скалу ЛБ. 2-ая ступень – поток с пульсирующими прямыми и косыми валами и бочками.

порог Бегемот

200 м

Слив с бочкой под мостом, далее ещё несколько сливов с бочками в сужении реки, на выходе валы.

Низкий

порог Слаломный

3 км

Протяжённый каскад препятствий, состоящий из цепочек валов до 1,5 м, сливов и бочек.

порог Турбинный

100 м

Струя с косыми бочками на ЛПов, далее  слив и 2 протоки, в обоих слив с бочкой, в ПрПрот косой, в ЛПрот – более пологий.

порог Т/к Горизонт

150 м

1-я ст. – горка разделена грядой камней на две протоки, в ПрПрот – слив с  валами, бочками и навалом на скалу ПБ,
2-я ст. – слив с бочкой на 2/3 русла.

р. Катунь

порог Ильгуменский

300 м

Cужение русла, струя с валами до 2,5 м высотой, в конце порога у ЛБ бочка 1,5м.

Низкий

каскад порогов

Кадринская труба

14 км

Cерия сужений в скальных берегах, валы до 2 м, бочки.

порог Шабаш

400 м

1-ая ст. на входе валы, бочки до 1,5 м, далее основной слив: в центре бочка 2 м, слева косые бочки до 1,5 м, справа чисто. 2-ая ст. на входе слева сливы через плиты; справа слив 1,5 м с бочкой, по центру струя с валами до 2 м.

порог Тельдекпень-1

400 м

Разгонная шивера на ПрПов, далее в скальных воротах слив, ниже валы до 1,5 м, в каньоне множество воронок и поганок. Через 300 м ещё один слив.

порог Тельдекпень-2

250 м

Справа обломок скалы, слева горка с валами, между ними слив, далее мощные поганки в скальных стенках.

 

Общее число пройденных препятствий:

5С – 2 шт., 5В – 11 шт., 5А – 12 шт.,

4С – 5 шт., 4В – 14 шт. 4А – 6 шт.

Общее число участников: 8 чел.

Средства сплава: катамаран двухместный – 4 шт.

Адрес хранения отчёта: Библиотека ФСТ МО, ТК «Абрис», Московская обл., г. Королёв, ул. Коминтерна, д. 14.

Маршрут и состав группы утверждены МКК ФСТ МО.

Маршрутная книжка № 12/2019 от 14 апреля 2019 г.

 

2. Справочные данные о районе похода

 

Алтай в переводе с тюркского означает «Золотые горы». Это – самая высокогорная область Сибири. С севера на юг высота хребтов постепенно возрастает и достигает наибольшей величины в Катунско-Чуйской цепи, где расположена наивысшая отметка Алтая – гора Белуха (4506 м). Характер рельефа большей части горных массивов – альпийский – глубоко изрезанный с остроугольными пиками. На вершинах многих гор лежат вечные снега, с перевалов спускаются ледники, дающие начало горным рекам.

Климат района – резко континентальный: жаркое лето и очень холодная зима. По многолетним данным экстремальные значения температуры поверхности почвы в Чуйской и Курайской степях колеблются от –6З°С до +58°С, т.е. годовая амплитуда здесь достигает 121°С. Летом суточные колебания температуры составляют 20 – 25 градусов (от –6°С ночью до +20°С днем). Резкие контрасты температуры объясняются не столько высокогорным характером степей, сколько сильным выхолаживанием при безоблачном небе и безветрием. Температура в горах понижается с подъёмом на каждые 100 м на полградуса. Осадки распределены неравномерно: в горных районах количество осадков достигает 1000 мм в год, в равнинной части – не более 500 мм. В Горном Алтае ярко выражена вертикальная зональность: степная зона, лесная, высокогорная (альпийская) и каменная, лишённая растительности нивальная зона.

Растительность Горного Алтая уникальна. К настоящему времени там зарегистрировано более 1800 видов растений, около 1000 видов лишайников, что составляет около 50% всей флоры Сибири.

В регионе сохранился целый комплекс видов животных, редких и исчезающих в других регионах. В Красную книгу Республики Алтай занесено 19 видов млекопитающих, 67 видов птиц, 4 вида рыб, 20 видов насекомых.

Коренной народ, населяющий горы и предгорья географического Алтая – алтайцы.

Наиболее крупные города, через которые проходит маршрут:

Новосибирск (до 1926 года – Ново-Николаевск) – третий по численности населения город России. Административный центр Сибирского федерального округа, Новосибирской области. Город областного значения, образует муниципальное образование город Новосибирск со статусом городского округа, являющегося самым населённым муниципальным образованием в стране. Город является центром Новосибирской агломерации. Крупнейший торговый, деловой, культурный, промышленный, транспортный и научный центр Сибири. Новосибирск основан в 1893 году, статус города получил в январе 1904. Численность населения – 1612833 человека (по данным 2018 года). Город расположен на обоих берегах реки Обь рядом с Новосибирским водохранилищем, образованным плотиной Новосибирской ГЭС. Территория города, в пределах его городской черты, составляет 505,62 км².

Барнаул является административным центром Алтайского края. Располагается в Западной Сибири в лесостепной равнинной зоне на левобережье реки Обь в устье реки Барнаулка. Рельеф Барнаула сформирован Приобским плато, осложнён плоскобугристыми поверхностями, оврагами, крутоспадающими склонами рек Обь, Барнаулка и Пивоварка.

Горно-Алтайск расположен в предгорьях Алтая, на реке Майма, близ её впадения в реку Катунь. Со всех сторон окружён невысокими северными отрогами хребта Иолго. История города восходит к началу XIX века – тогда на месте современного Горно-Алтайска находилось небольшое поселение телеутов. В 1824 году из Бийска сюда переехали первые русские поселенцы и основали село Улала. Дальнейшее его развитие было тесно связано с работой Алтайской духовной миссии. В 1831 году в Улале начинает работу главный стан, здесь собираются миссионеры и священнослужители. Позднее в село переезжают и некоторые бийские купцы. За несколько десятилетий Улала превращается в крупный торговый центр Бийского уезда Томской губернии. В Горно-Алтайске работают Республиканский краеведческий музей имени А. В. Анохина, Национальный театр, университет. На территории города находится Улалинская стоянка древнего человека. В Горно-Алтайске в данный момент строится здание для хранения мумии «Алтайской принцессы». Это здание будет пристройкой к основному зданию национального музея и напоминать курган, откуда была извлечена мумия.

 

Маршрут Верхний Башкаус – нижний Чулышман проходит по Улаганскому району республики Алтай. Башкаус – левый приток Чулышмана, берёт свои истоки с северных склонов юго-восточных отрогов Курайского хребта и течёт на северо-запад, севернее Курайского хребта. После впадения левого притока Джундука общее направление долины поворачивает на север, к Чулышману и Телецкому озеру, прорезая Улаганское плато. Сплавной участок Верхнего Башкауса имеет пороги 5 к.с., но этот участок используется, в основном для раскатки перед Нижним ущельем или сплавом по Чулышману. Самое сложное препятствие на этом участке Саратанский каньон – череда препятствий в узком ущелье с большим падением и высокой скоростью потока. Истоки Чулышмана стекают с отрогов южной части Шапшальского хребта в озеро Джулу-Коль (Джулукуль) в южной части Чулышманского нагорья (часто озеро называют истоком). На нижнем Чулышмане располагается Туданский каскад. Каскад начинается несложными шиверами, за которыми следует порог «Туданский», технически сложный, требующий разведки и страховки. Ещё один именной порог каскада «Коварный» – также достаточно сложное препятствие.

Река Чульча (слово «Чуль» имеет древние корни и происходит из лексикона коренных народов Сибири, на шорском и хакасском языке слово «чул» означает «маленькая речка, ручей») берёт своё начало с западного склона Шапшальского хребта и является одним из крупнейших притоков реки Чулышман. Длина реки 180 км, в том числе 135 км от озера Итыкуль, где начинается сплав, до устья. Площадь бассейна Чульчи составляет 2390км2. Если долины соседних рек, в основном, неплохо изучены, исключая отдельные труднопроходимые участки, то долина Чульчи мало изучена и практически не посещается людьми. Причиной последнему отчасти является то обстоятельство, что Чульча проходит по юго-восточной части Алтайского государственного заповедника. Главное же, конечно, в малодоступном характере долины Чульчи.

Река Чуя берёт начало на западных склонах хребта Чихачева. Собственно, Чую образуют два рукава: северный – р. Бугузун, и южный – р. Барбургазы. Длина реки составляет 320 км. В районе пос. Чибит долина реки настолько заполнена моренными отложениями, что Чуя прорезала себе сквозь горы путь в новом месте, образовав 15-ти километровую цепь сложнейших порогов Мажойского каскада. Чуя вскрывается в конце апреля, замерзает в конце октября. Наибольший расход наступает в июле, заканчивается – в сентябре. Чуя – правый приток реки Катунь – самой крупной реки Алтая.

Катунь берёт начало у подножья г. Белуха. Обогнув Катунский хребет, река (от устья Аргута) круто поворачивает на север и в 688 км от истока, сливаясь с Бией, даёт начало великой сибирской реке – Оби. Основные притоки – реки Кокса, Кураган, Аргут, Чуя, Кадрин, Урсул, Сумульта.

 

3. Состав группы, пройденные препятствия

 

№ п/п

Фамилия, имя,

отчество

Туристский опыт

Обязанности в группе, распределение по судам

1

Лямин

Антон

Евгеньевич

5р – Колвица – Канда – Кутсайоки – Ура – Зап. Лица – Титовка (Кольский)

5р – Дулисмар – Нерал –  Дюпкун – Горбиачин – Чёрная (Путораны)

5у – Малый Нарын – Арчалы – Каракуджур – Джоанарык (Киргизия)

4р – Зеленчук – Аксаут – Маруха – Кубань – Б Лаба – Белая (Кавказ)

4р – Хангарул – Зун-Мурин – Утулик (Хамар-Дабан)

4р – Кокса – Катунь (Алтай)

руководитель,

капитан кат-1

2

Зайцев

Сергей

Владимирович

5у – Колвица – Канда – Кутсайоки – Ура – Зап. Лица – Титовка (Кольский)

5у – Дулисмар – Нерал –  Дюпкун – Горбиачин – Чёрная (Путораны)

4у – Хангарул – Зун-Мурин – Утулик (Хамар-Дабан)

4у – Нярма-Яха – Кара (Полярный Урал)

3усл (у) – Лоймола – Уксунйоки (Карелия)

н/к с эл.4(у) – Колосайоки (Карелия)

видеооператор,

матрос кат-1

3

Стрелков

Юрий

Николаевич

5у – Дулисмар – Нерал –  Дюпкун – Горбиачин – Чёрная (Путораны)

4у – Зеленчук – Аксаут – Маруха – Кубань – Б Лаба – Белая (Кавказ)

4у – Хангарул – Зун-Мурин – Утулик (Хамар-Дабан)

4у – Кокса – Катунь (Алтай)

4у – Нярма-Яха – Кара (Полярный Урал)

4у – Ток (Амурская область)

завхоз,

капитан кат-2

4

Калмыков

Пётр

Николаевич

5у – Дулисмар – Нерал –  Дюпкун – Горбиачин – Чёрная (Путораны)

4у – Зеленчук – Аксаут – Маруха – Кубань – Б Лаба – Белая (Кавказ)

4у – Кокса – Катунь (Алтай)

3усл (у) – Лоймола – Уксунйоки (Карелия)

н/к с эл.4(у) – Колосайоки (Карелия)

хронометрист,

матрос кат-2

5

Зайцев

Юрий

Владимирович

5у – Дулисмар – Нерал –  Дюпкун – Горбиачин – Чёрная (Путораны)

4у – Зеленчук – Аксаут – Маруха – Кубань – Б Лаба – Белая (Кавказ)

4у – Хангарул – Зун-Мурин – Утулик (Хамар-Дабан)

4у – Нярма-Яха – Кара (Полярный Урал)

4у – Ток (Амурская область)

4у – Тохмайоки – Уксунйоки (Карелия)

лоцман,

капитан кат-3

6

Рыжов

Николай

Геннадьевич

5у – Колвица – Канда – Кутсайоки – Ура – Зап. Лица – Титовка (Кольский)

4у – Зеленчук – Аксаут – Маруха – Кубань (Кавказ)

4у – Кокса – Катунь (Алтай)

4у – Нярма-Яха – Кара (Полярный Урал)

4у – Ток (Амурская область)

старший хронометрист, матрос кат-3

7

Зельнякова

Мария

Вадимовна

6у – Обихингоу (Памир)

6у – Ак-Алаха – Кара-Алаха (Алтай)

6у – Китой (Саяны)

5у – Чон-Кемин (Киргизия)

5р – Чуя – Катунь (Алтай)

медик,

капитан кат-4

8

Бычков

Максим

Алексеевич

5у – Кекемерен (Киргизия)

5у – Малый Нарын – Арчалы – Каракуджур – Джоанарык (Киргизия)

4р – Аалдзга – Мокви – Восточная Гумиста (Абхазия)

4р – Колвица – Рябина – Красненькая – Кутсайоки – Тумча (Кольский)

4у – Урик (Саяны)

реммастер,

матрос кат-4

 

 

№ п/п

Название препятствия

Категория трудности

Лямин

Зайцев Сергей

Стрелков

Калмыков

Зайцев Юрий

Рыжов

Зельнякова

Бычков

р. Башкаус

1

каньон Змейка

+

+

+

+

+

+

+

+

2

каньон Открытый

+

+

+

+

+

+

+

+

3

порог Предбанный

+

+

+

+

+

+

+

+

4

порог Камень преткновения

+

+

+

+

+

+

+

+

5

порог Трек

+

+

+

+

+

+

+

+

6

порог Скальный коридок

+

+

+

+

+

+

+

+

7

порог Интеграл

+

+

+

+

+

+

+

+

8

порог Проводка

+

+

+

+

+

+

+

+

9

порог Прощание Саратана

+

+

+

+

+

+

+

+

р. Чулышман

10

шивера Мини-каша

+

+

+

+

+

+

+

+

11

порог Поперечный

+

+

+

+

+

+

+

+

12

шивера-порог Длинный

+

+

+

+

+

+

+

+

13

порогСтадо бегемотов-1

+

+

+

+

+

+

+

+

14

порог Стадо бегемотов-2

+

+

+

+

+

+

+

+

15

Чёрный клык

+

+

+

+

+

+

+

+

16

порог Кульминация

+

+

+

+

+

+

+

+

17

шивера № 23

+

+

+

+

+

+

+

+

18

шивера № 24

+

+

+

+

+

+

+

+

19

порог Пустячок

+

+

+

+

+

+

+

+

20

шивера № 26

+

+

+

+

+

+

+

+

21

порог Бегемот

+

+

+

+

+

+

+

+

22

порог Труба

+

+

+

+

+

+

+

+

23

шивера Предкаша

+

+

+

+

+

+

+

+

24

порог Каша

обнос всеми экипажами

25

порог № 44

+

+

+

+

+

+

+

+

26

порог № 45

+

+

+

+

+

+

+

+

27

порог Туданский

+

+

+

+

+

+

+

+

28

порог Коварный

5C

+

+

+

+

+

+

+

+

29

порог Итыкайский

+

+

+

+

+

+

+

+

30

шивера № 51

+

+

+

+

+

+

+

+

р. Чульча

31

порог № 4

+

+

+

 

 

 

 

+

32

Две глыбы

+

+

+

 

 

 

 

+

33

Каменоломня

+

+

+

 

 

 

 

+

р. Чуя

34

порог № 9

+

+

+

+

+

+

 

 

35

Суровый

+

+

+

+

+

+

 

 

36

Пирамида

+

+

+

+

+

+

 

 

37

порог 14

+

+

+

+

+

+

 

 

38

Гарнитур

+

+

+

+

+

+

 

 

39

Поворотный

+

+

+

+

+

+

 

 

40

Трио

+

+

+

+

+

+

 

 

41

участок Мажойского каскада от Оройского моста до пор. Малыш (включит.)

6А – 6C

обнос всеми экипажами

 

 

42

Гулькин нос

+

+

+

+

+

+

 

 

43

Зайсан

+

+

+

+

+

+

 

 

44

Бегемот

+

+

+

+

+

+

 

 

45

Слаломныый

+

+

+

+

+

+

 

 

46

Турбинный

+

+

+

+

+

+

 

 

47

т/к Горизонт

+

+

+

+

+

+

 

 

р. Катунь

48

Ильгуменский

+

+

+

+

+

+

 

 

49

Кадринская труба

+

+

+

+

+

+

 

 

50

Шабаш

+

+

+

+

+

+

 

 

51

Тельдекпень-1

+

+

+

+

+

+

 

 

52

Тельдекпень-2

+

+

+

+

+

+

 

 

 

4. Основная часть

 

4.1. Общая идея похода

 

Идея сплавиться по Алтайским рекам весной родилась, прежде всего, из-за невозможности большинства участников группы в 2019 году пойти в большой поход летом. В процессе утрясания графика отпусков группа сошлась во мнении, что у всех получится сходить в поход в районе майских праздников. Определившись со сроками, стали подбирать подходящие регионы. На Кольском ещё холодно, на Кавказе уже бывали, и, за исключением Средней Азии (куда большинству участников было необходимо оформлять разрешение на выезд, и к тому же многие дороги в горах могли быть ещё занесены снегом), оставался Алтай. В отчётах некоторых групп говорилось о возможности сплавиться по известным алтайским рекам весной, а не летом, как обычно. Именно Алтай и был выбран как регион будущего похода.

Основная цель похода состояла в повышении спортивного мастерства участников, что подразумевало насыщенность маршрута препятствиями и достаточное их количество на реках маршрута (желательно разного характера – как по протяжённости, так и по расходу воды).

Исходя из этих стартовых условий и стали подбирать маршрут. В итоге остановились на следующей последовательности рек. Сначала проходим верхний Башкаус (для разминки и с возможностью автосопровождения, что подстраховало бы нас при возможных сложностях на реке, если условия сплава будут затруднены низким уровнем воды и/или неблагоприятной ледовой обстановкой – как, кстати, и вышло), затем Чулышман (тут мы ожидали, что со льдом проблем уже не возникнет, а вода будет достаточно высокая, хотя бы не ниже средней), на Чулышмане проверить на возможность сплава приток Шавлы Чакрым и сплавиться по нему при благоприятном уровне воды. Далее, после прохождения Чулышмана, пройти нижние пороги Чульчи (пяторочный участок), после чего переехать на Чую, пройти верхнюю часть Мажойского каскада (пятёрочную часть до Оройского моста) и далее идти по ней и по Катуни, на сколько хватит времени, сил и желания.

 

4.2. Варианты подъезда и отъезда, расположение МЧС, зон ограниченного доступа, прочая подобная информация

 

Заброска на реки Горного Алтая обычно начинается в городах Новосибирск, Барнаул и Бийск, куда можно добраться авиа- и железнодорожным транспортом, а также из Горно-Алтайска, где есть аэропорт (железной дороги нет).

Автомобильная заброска на Алтай из Барнаула чуть короче, чем из Новосибирска, но в Новосибирск поезда идут значительно быстрее, чем в Барнаул, в итоге в обоих случаях суммарное время заброски (ж/д + авто) получается одинаковое. Кроме того, через Новосибирск идёт значительно большее число поездов, что даёт больший выбор при планировании поездки. Поэтому, а также в связи с большим объёмом багажа и нежеланием заморачиваться с получением груза в праздничные дни (как оказалось потом, мы перестраховались), мы решили ехать до Новосибирска поездом. Один человек летел самолётом до Новосибирска и встретил нас там на ж/д вокзале.

Обратно мы также решили ехать поездом, а двое участников (Маша и Максим), которые уезжали раньше, после прохождения Башкауса, Чулышмана и Чульчи, уехали на машине в Новосибирск и оттуда улетели в Москву самолётом.

Часть рек на Алтае доступна для обычного транспорта (не полноприводного), в этих случаях заброска производится прямо на реку. В нашем случае автомобильная заброска состояла из 2 участков. Сначала на обычной Газели мы ехали до Акташа, где пересаживались на ГАЗ-66 и далее на реки Башкаус и Чулышман ехали уже на нём.

При заброске до Акташа и выброске группы из Чемала, а также двух человек с Чуи мы воспользовались услугами Ивана Замчалова. Его телефоны: +7-960-939-11-55 и +7-3854-31-11-10, также информацию можно посмотреть на сайте http://www.bialtur.biysk.ru.

Забрасывались на Башкаус, а также перебрасывались с Башкауса на Чулышман, а с Чулышмана на Чую с помощью Александра Суховеркова и его ГАЗ-66. Его телефоны: +7-913-691-96-76 и +7-903-919-74-30.

Обоих их рекомендуем всем, кто планирует походы на Алтай, оба соблюдают договорённости как о времени подачи машины, так и по стоимости перевозки (что в других регионах бывает не всегда). Если соберёмся ещё ехать на Алтай, с удовольствием воспользуемся их услугами снова.

Поскольку дорога на Газели от Новосибирска до Акташа занимает почти целый день, то, доехав до Акташа, мы остановились на ночь в гостинице по адресу: с. Акташ, ул. Трудовая, д. 9, тел. +7-960-968-10-35, +7-903-919-77-44 (ИП Стонт Макар Макарович, он же занимается и заброской туристов на маршруты на своём ЗИЛ-131, отзывы тоже положительные).

 

По завершении маршрута, когда возможность задержки с доставкой груза не была критичной, и поскольку два человека из нашей группы после прохождения Чулышмана улетели домой самолётом (временно оставив груз у Ивана Замчалова), то на обратной дороге мы отправляли большую часть груза транспортной компании «Деловые линии». Сдача груза, взвешивание и оформление необходимых документов происходит быстро, Кроме того, с 2018 года у этой транспортной компании появился терминал в Сергиевом Посаде. В Новосибирске есть терминал этой грузовой компании (всего их 4), работающий круглосуточно 7 дней в неделю, что очень удобно. Расположен он по адресу: г. Новосибирск, Северный проезд, 37/5 (N54.945°, E82.9234°), тел. +7-383-210-53-54, сайт: www.dellin.ru.

 

Поскольку в наших планах было пройти Чакрым – приток Шавлы, впадающей в Чулышман ниже Шавлинского ущелья, то была сделана попытка получить разрешение на посещение Алтайского заповедника. Итог длительных переговоров с администрацией заповедника – официального разрешения (с печатями и штампами) получено не было, но было получено устное – мол, идите, если возникнут проблемы с егерями, свяжетесь с нами – всё равно у вас спутниковый телефон есть. На этом наша работа с заповедником и завершилась, поскольку пройти Чакрым мы не смогли из-за низкого уровня воды, и непосредственно на территорию заповедника почти не заходили. Но тем, кто решит пройти Чакрым (а, на наш взгляд, прохождение каньонов Чакрыма будет очень и очень спортивным, и того стоит), советуем попробовать официальное разрешение получить. Ниже приводим контактную информацию:

ФГБУ «Алтайский государственный заповедник»)

Адрес: 649000 г. Горно-Алтайск, пер. Набережный, д. 1, а/я 91

Телефон (факс): +7-38822 214-19.

Эл. почта: agpzmain@mail.ru.

Сайт: http://www.altzapovednik.ru.

 

Перед прохождением маршрута мы зарегистрировались в Алтайском поисково-спасательном отряде МЧС, ниже приводим их координаты:

Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пер. Спортивный, д. 12А

Телефоны: +7-38822-229-14 – оперативный дежурный, +7-38822-264-10, +7-38822-231-24, сайт: http://www.04.mchs.gov.ru/, эл. почта raltspas@mail.ru.

 

4.3. Аварийные сходы с маршрута, возможность экстренной связи

 

Наш маршрут включал большое число рек с переездами между ними с помощью автотранспорта и пролегал по разным, удалённым друг от друга районам Горного Алтая. Поэтому на разных реках возможности сняться с маршрута сильно отличались.

Вдоль сплавного участка Башкауса (в нашем случае – участок 5 к.с. от впадения р. Иолду до села Улаган) на некотором удалении проходит грейдер до деревень Саратан и Язула. Сняться можно на большей продолжительности участка. Но если такая ситуация возникнет в Саратанском каньоне, то для выхода наверх может потребоваться горное снаряжение.

На Чулышмане при возникновении необходимости сняться с начальной части маршрута, до начала Шавлинского ущелья, стоит возвращаться к деревне Язула по тропе, идущей по правому берегу. В самом Шавлинском ущелье сняться с маршрута практически невозможно, троп и дорог нет, выход наверх из ущелья крайне сложен и трудоёмок. Такая ситуация сохраняется до конца Шавлинского ущелья. Начиная со впадения р. Шавла по берегам Чулышмана начинают появляться тропы. Есть возможность запросить помощи с кордона заповедника Чодро, расположенного на правом берегу примерно в 5 км ниже устья Шавлы (стоит отметить, что с воды кордон не видно). Далее изредка есть тропы по обоим берегам реки, но используются они преимущественно пастухами, другого движения по ним практически нет. На этом участке можно либо двигаться по этим тропам до дороги, идущей из Улагана через перевал Катуярык в село Балыкча, либо продолжить сплав до этой же дороги с обносом порогов. Дорога через перевал Катуярык появляется на левом берегу реки через 7 – 9 км ниже порога Ворота. Трафик на этой дороге более существенный, здесь есть возможность договориться с водителями проезжающих машин об экстренной выброске. Кроме того, можно планировать прохождение этого участка реки с автосопровождением, что облегчит Вам прохождение порогов Туданского каскада.

Реки Чуя (исключая верхнюю часть Мажойского каскада) и Катунь (за исключением участка от впадения Ильгуменя до села Куюс) текут вдоль автомобильных дорог и сняться при необходимости можно почти везде. На некоторых участках дорогу видно с воды, в других местах до дороги придётся немного пройти. На участке Катуни от Ильгуменя до Куюса сняться с маршрута можно у впадения реки Урсул, где к реке подходит автомобильная дорога (многие группы здесь заканчивают маршрут). На этом участке по обоим берегам часто встречаются и грунтовые дороги. Так что при необходимости сняться с маршрута на этом участке стоит или выбираться по ним до асфальтовых дорог, либо, если позволяют обстоятельства, продолжить сплав с обносом наиболее сложных препятствий.

 

Сотовая связь на маршруте:

– на Башкаусе – есть вблизи Усть-Улагана, в верховьях нет;

– на Чулышмане и Чульче – сотовой связи нет;

– на Чуе – связь изредка есть – как правило, вблизи населённых пунктов и/или турбаз;

– на Катуни – есть вблизи населённых пунктов и в некоторых удалённых от населёнки местах, где cвязь не закрывается местным рельефом (зависит от сотового оператора).

 

В сезон на этих реках бывает много туристических групп, возможно, при необходимости удастся связаться с большой землёй и запросить помощь через них (или непосредственно у них). В нашем случае много групп было в период майских праздников, после их окончания туристических и коммерческих групп мы не встретили.

 

4.4. Особенности предпоходной подготовки

 

Данный поход не отличался оригинальностью предпоходной подготовки и включал в себя обычные мероприятия: подготовку судов, проверку снаряжения и его ремонт или замену, своевременную покупку билетов, подготовку карт и лоций, закупку продуктов и прочего. Несколько участников приобрели сухие костюмы взамен неопреновых, кто-то поменял спасжилет, кто-то – защитный костюм. За зиму решили, что наш состав ремнабора в определённой степени излишен (не столько по качественному его составу, сколько по количеству каждого элемента, особенно расходников – тезы, клея и т.д.), и при сборах с особой тщательностью подошли к их комплектованию – так, чтобы снизить его вес и объём без снижения его ремонтной способности.

С началом сезона открытой воды в апреле съездили группой на Полометь, посмотрели на новых участников группы, раскатались после зимы и вспомнили, как держать в руках весло, покидали морковки, отработали самосплав.

 

4.5. Карта маршрута

 

Способы передвижения:

– сплав,

– пешком,

– заброска, переброска, выброска (ГАЗ-66).

 

4.6. График движения группы

 

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы передвижения

ЧХВ (часов)

ТХВ (часов)

Основные препятствия

Метеоусловия

25.04

 

Сергиев Посад – Москва

70

Электричка

 

 

 

 

26 – 28.04

1 – 3

Москва – Новосибирск

3344

Поезд

 

 

 

 

28.04

3

Новосибирск – Акташ

780

Авто

 

 

 

Весь день облачно, + 5…10 ºС

29.04

4

Акташ - Башкаус

Разведка верховьев Башкауса, стапель на ПБ Башкауса выше пор. Змейка

110

 

2

Авто

 

Пешком

 

 

20 мин

 

 

40 мин

 

Утром ясно, днём и вечером облачно, + 10…14 ºС

30.04

5

ПБ Башкауса выше пор. Змейка – ПБ Башкауса выше пор. Предбанный

26

Сплав

5 ч

7 ч

каньоны

Змейка и Открытый

Весь день ясно, + 12…16 ºС

1.05

6

ПБ Башкауса выше пор. Предбанный – ПБ Башкауса перед ЛПов после высоты 1298,5

10

Сплав

3 ч

20 мин

7 ч

15 мин

пороги Предбанный, Камень преткновения, Трек, Скальный коридор, Интеграл, Проводка, Прощание Саратана

Весь день облачно, + 8…12 ºС

2.05

7

Переезд на Чулышман

ЛБ Чулышмана выше моста у дер. Язула – ПБ Чулышмана у впадения р. Средний Кулаш

80

 

9

 

Авто

 

Сплав

 

 

1 ч

10 мин

 

2 ч

30 мин

 

Утром и днём облачно, вечером снег,

+ 6…10 ºС

3.05

8

ПБ Чулышмана у впадения р. Средний Кулаш – остров у впадения р. Шавла

24

Сплав

5 ч

40 мин

9 ч 40 мин

шивера Мини-каша, пороги Поперечный, Длинный, Стадо бегемотов-1, Стадо бегемотов-2, Чёрный Клык, Кульминация, шивера 23, 24, порог Пустячок, шивера 26

Утром облачно, днём и вечером ясно,

+ 10…14 ºС

4.05

9

Осмотр волока и каньона р. Чакрым

Полуднёвка, баня

5

Пешком

1 ч

45 мин

2 ч

50 мин

 

Весь день ясно, + 18…22 ºС

5.05

10

Остров у впадения р. Шавла – ЛБ Чулышмана начало пор. Каша

 

Обнос порога Каша

28

 

 

2

Сплав

 

 

Пешком

3 ч

20 мин

 

2 ч

25 мин

5 ч

10 мин

 

2 ч

55 мин

пороги Бегемот, Труба, шивера Предкаша

Весь день ясно, + 18…22 ºС

6.05

11

ЛБ Чулышмана ниже пор. Каша – ПБ 0,5 км ниже пор. Туданский

25

Сплав

3 ч

10 мин

5 ч

10 мин

пороги Ворота,

№ 44, № 45

Весь день ясно, + 18…22 ºС

7.05

12

ПБ 0,5 км ниже пор. Туданский – ЛБ Чулышмана 1 км выше впадения Чульчи

15

Сплав

3 ч

10 мин

8 ч

20 мин

пороги Туданский, Коварный, Итыкайский,

шивера № 51

Весь день ясно, + 19…24 ºС

8.05

13

Занос судов на Чульчу и сплав по ней

4

 

4

Пешком

 

Сплав

2 ч

10 мин

1 ч

15 мин

1 ч

40 мин

1 ч

50 мин

пороги № 4, Две глыбы, № 6, Каменоломня

Весь день ясно,

+ 20…25 ºС

9.05

14

Переезд на Чую

140

Авто

 

 

 

Весь день облачно, утром дождь, + 13…15 ºС

10.05

15

Переправа на ЛБ Чуи (ниже недостроенной ГЭС), днёвка

 

 

 

 

 

Весь день ясно,

очень сильный ветер,

+ 13…15 ºС

11.05

16

ЛБ Чуи ниже недостроенной ГЭС – ПБ ниже пор. Пирамида

11

Сплав

4 ч

20 мин

7 ч

40 мин

пороги № 9, Суровый, Пирамида

Весь день ясно,

очень сильный ветер,

+ 12…14 ºС

12.05

17

ПБ ниже пор. Пирамида – Оройский мост

 

Обнос нижней части Мажойского каскада до Чибитской поляны

6

 

 

4

Сплав

 

 

Пешком

1 ч

30 мин

 

2 ч

35 мин

5 ч

50 мин

 

3 ч

15 мин

пороги № 14, Гарнитур, Поворотный, Трио

Весь день облачно,

+ 12…14 ºС

13.05

18

Прохождение выходной части Мажойского каскада (стоянка там же)

1

Сплав

20 мин

1 ч

20 мин

пороги Гулькин нос, Зайсан

Утром и днём снег,

вечером дождь,

+ 7…9 ºС

14.05

19

Чибитская поляна –  ЛБ Чуи на 3 км выше правого притока Сатакулар

50

Сплав

5 ч

10 мин

6 ч

40 мин

пороги

Бегемот, Слаломный

Утром дождь,

днём и вечером облачно,

+ 3…6 ºС

15.05

20

ЛБ Чуи на 3 км выше правого притока Сатакулар 

ЛБ Чуи ниже пор. Т/к Горизонт

38

Сплав

4 ч

25 мин

6 ч

30 мин

пороги

Турбинный, Т/к Горизонт

Утром и днём снег,

вечером облачно,

+ 3…6 ºС

16.05

21

ЛБ Чуи ниже пор. Т/к Горизонт –  ЛБ Катуни у впадения р. Бол. Ильгумень

50

Сплав

3 ч

45 мин

4 ч

45 мин

 

Весь день облачно,

+ 8…10 ºС

17.05

22

ЛБ Катуни у впадения р. Бол. Ильгумень  – ЛБ Катуни 1 км выше впадения р. Бол. Аяла

69

Сплав

5 ч

50 мин

8 ч

10 мин

порог Ильгуменский, Кадринская труба, порог Шабаш

Весь день облачно,

+ 10…12 ºС

18.05

23

ЛБ Катуни 1 км выше впадения р. Бол. Аяла  – пос. Чемал

89

Сплав

7 ч

55 мин

8 ч

45 мин

пороги Тельдекпень-1, Тельдекпень-2, Еландинский, Чемальская труба

Весь день ясно,

+ 15…19 ºС

19.05

24

Переезд в Новосибирск

590

Авто

 

 

 

Утром и днём ясно, вечером облачно,

+ 15…19 ºС 

20 – 22.05

25 – 27

Новосибирск – Москва

3344

Поезд

 

 

 

 

22.05

27

Москва – Сергиев Посад

70

Электричка

 

 

 

 

 

 

4.7. Техническое описание действий группы

 

Участники:

Лямин Антон Евгеньевич (Антоха, Адмирал) – руководитель похода, капитан кат-1 (рис. 1);

Зайцев Сергей Владимирович (Серёга) – видеооператор, фотограф, медик, матрос кат-1 (рис. 2);

Стрелков Юрий Николаевич (Юрбас) – завхоз, капитан кат-2 (рис. 3);

Калмыков Пётр Николаевич (Петька) – хронометрист, матрос кат-2 (рис. 4);

Зайцев Юрий Владимирович (Юрец) – лоцман, капитан кат-3 (рис. 5);

Рыжов Николай Геннадьевич (Колян) – старший хронометрист, матрос кат-3 (рис. 6);

Зельнякова Мария Вадимовна (Маша) – медик, капитан кат-4 (рис. 7);

Бычков Максим Алексеевич (Макс) – реммастер, матрос кат-4 (рис. 8).

 

Суда и распределение по экипажам:

кат-1 «Белрафт-2ТТ» (Адмиральская двойка) – Лямин Антон и Зайцев Сергей (рис. 9);

кат-2 «Fox-802» (Юрбасова двойка) – Стрелков Юрий и Калмыков Пётр (рис. 10);

кат-3 «Григ-ХХ» (двойка Коляна) – Зайцев Юрий и Рыжов Николай (рис. 11);

кат-4 «Красное солнышко» (Машина двойка) – Зельнякова Мария и Бычков Максим (рис. 12).

 

Условные сокращения и обозначения:

к.т. – категория трудности,

ЛБ – левый берег,

ПБ – правый берег,

ЛПов – левый поворот,

ПрПов – правый поворот,

ЛПрот – левая протока,

ПрПрот – правая протока,

пор. – порог,

шив. – шивера,

р. – река,

руч. – ручей,

ТХВ (техническое ходовое время) – время, потраченное группой на передвижение, отдых в пути, просмотр порогов, выставление страховки и фотосъёмки, прохождение порогов (включая их катание), осуществление спасработ,

ЧХВ (чистое ходовое время) – время, потраченное группой на передвижение и прохождение порогов (не включая отдых в пути, просмотр порогов, выставление страховки и фотосъёмки, в случае, если какие-то пороги «катались» группой – одно «зачётное» прохождение, без учёта «покатушек»).

Расстояния измерены:

– водные участки маршрута – курвиметром по топографической карте масштаба 1:100000 с коэффициентом 1,2;

– пешие участки маршрута – навигатором GarminE-Trex 30.

 

Рис. 1 – Лямин Антон

Рис. 2 – Зайцев Сергей

Рис. 3 – Стрелков Юрий

Рис. 4 – Калмыков Пётр

Рис. 5 – Зайцев Юрий

Рис. 6 – Рыжов Николай

Рис. 7 – Зельнякова Мария

Рис. 8 – Бычков Максим

 

Рис. 9 – Экипаж катамарана «Белрафт-2ТТ»

Рис. 10 – Экипаж катамарана «Fox-802»

Рис. 11 – Экипаж катамарана «Григ-ХХ»

Рис. 12 – Экипаж катамарана «Красное солнышко»

 

25 апреля.

Электропоезд Сергиев Посад – Москва.

19:00 – Общий сбор основной части команды (5 человек). Взвешиваем рюкзаки и грузим их в прицеп Жене Иванову (рис. 13).

19:45 – Закончили погрузку и выехали на ж/д вокзал Сергиева Посада.

20:00 – Прибыли на вокзал, выгрузили вещи. Там уже нас ждал Колян. Антон сходил за билетами на электричку. После этого с Серёгой и Юрбасом закупили еду в поезд в Атаке напротив вокзала.

20:55 – 21:10 – Погрузка вещей в электричку.

21:21 – Выехали в Москву.

22:44 – Приехали на Ярославский вокзал. Начали обходным путём через все турникеты и весь вокзал перетаскивать вещи к поездам дальнего следования.

23:20 – Перетащили все вещи на перрон. По пути встретили Машу, которая ждала нас на вокзале. Путь пока не объявили, ждём. Антон с Серёгой пошли за курями-гриль, нашли только одну целую, остальных собрали по запчастям.

23:45 – Взвесили вещи Маши и Макса, тут как раз объявили путь, и мы начали таскать вещи к вагону. По пути встретили множество людей азиатской внешности, значительная часть которых направлялась в наш вагон, что значительно замедлило погрузку рюкзаков в поезд.

00:30 – Выехали из Москвы. Переоделись, разместили по вагону вещи, порадовались началу отпуска.

02:20 – Отбой.

 

26 – 27 апреля.

Поезд Москва – Новосибирск.

Обычное поездное бытие. Отсыпались, ели, спали. Закупались на станциях какой-то едой, играли в преф, вели беседы обо всём…

 

28 апреля.

Машина Новосибирск – Акташ.

 

Утро – облачно, + 2…5 ºС,

день – облачно, + 4…8 ºС,

вечер – облачно, + 5…10 ºС.

 

10:30 – Подъём.

11:47 – Приехали в Новосибирск, водитель встретил нас прямо на перроне. На вокзале ждал Макс. Начали таскать вещи в Газель, стоявшую на привокзальной площади.

12:15 – Выехали с вокзала после фотографирования (рис. 14). Ночью в Новосибирске шёл снег.

16:05 – 16:20 – Остановились в придорожном кафе, купили пирогов и пива.

17:30 – 18:05 – Обед в Бийске.

18:10 – 18:30 – Закупка продуктов.

18:35 – Выехали после фотографирования у музея Чуйского тракта (рис. 15).

20:40 – 21:05 – Тёрки с ДПС из-за неправильно оформленной страховки водителя. Далее это продолжилось с определённой периодичностью, видимо, потому, что ДПС-ники передавали друг другу нашу Газель «по эстафете». Из-за этих остановок приехали часа на 2 – 3 позже расчётного времени.

02:45 – Приехали в Акташ, нашли ожидающий нас ГАЗ-66. Новый водитель недоволен столь поздним нашим прибытием. Ещё бы, три часа ночи, а договаривались встретиться в двенадцать часов.

03:00 – Заселились в гостиницу и сразу повалились спать.

 


Рис.13 – Погрузка вещей для отправки на вокзал

Рис. 14 – На ж/д вокзале в Новосибирске

Рис. 15 – У музея Чуйского тракта

 

29 апреля.

Заброска и осмотр верховьев р. Башкаус, стапель на ПБ выше каньона Змейка. Карта лист 1.

2 км – пешком. ЧХВ – 20 мин. ТХВ – 40 мин.

 

Утро – ясно, + 6…10 ºС,

день – облачно, + 10…14 ºС,

вечер – облачно, + 4…8 ºС.

 

09:00 – Подъём. Перегрузили вещи с Газели в ГАЗ-66, доедаем всё, что осталось с поезда (а осталась целая сумка).

10:25 – Отъезд из гостиницы (рис. 16). Тут же, в Акташе, отметились в военкомате.

11:20 – 11:40 – Остановка и фото на Улаганском перевале (рис. 17).

13:00 – Проехали с. Саратан.

13:10 – 13:25 – Очередная остановка с фотографированием.

13:45 – 14:25 – Осмотр предполагаемого места стапеля на ПБ и Ильдугемского каньона (точка 1). Уровень воды низкий. Вход  в каньон (где должны быть самые интересные сливы) непроходим по гарабитам (рис. 18), а далее в самом каньоне ничего интересного нет – простая гладкая вода. Ниже каньона  река разливается, местами становится очень мелко. Отправляемся искать другое место, более подходящее для начала сплава.

14:45 – Нашли хорошее место для стапеля ниже по течению, на ПБ выше каньона Змейка (точка 2, рис. 19).

14:55 – Перекус.

15:20 – Начинаем собирать катамараны. Быстрее всех управились Колян с Юрцом, следом за ними – Юрбас с Петькой. Остальные 2 экипажа собрали каты через полчаса. Решили тут заночевать и утром уже с новыми силами отправиться в путешествие.

17:40 – Колян с Юрцом по такому случаю вызвались дежурить первыми и начали готовить ужин.

18:40 – 20:00 – Ужин.

22:00 – Начали отбиваться.

 

Рис. 16 – Перед заброской на Башкаус

Рис.17 – Остановка на Улаганском перевале

Рис. 18 – Вход в Ильдугемский каньон

Рис. 19 – Место стапеля

 

30 апреля.

ПБ р. Башкаус выше каньона Змейка – ПБ р. Башкаус выше порога Предбанный. Карта лист 1.

Пройденные препятствия: каньоны Змейка и Открытый. Уровень воды низкий.

26 км. ЧХВ – 5 ч. ТХВ – 7 ч.

 

Утро – ясно, -2…2 ºС,

день – ясно, + 12…16 ºС,

вечер – ясно, + 4…8 ºС.

 

 

07:20 – Подъём дежурных.

08:10 – Поднялись остальные, начали завтракать (рис. 20). За ночь вода упала на 15 см.

10:45 – Собрались и затеяли фотооргию. Делаем фотографии всех участников похода и экипажей (рис. 21).

11:00 – Начали сплав.

 

Рис. 20 – Первое утро на Башкаусе

Рис. 21 – Наша команда перед выходом

 

11:15 – Чалка на ЛБ для осмотра каньона Змейка (4А к.т., точка 3).

 

Ориентиры: 2 км ниже впадения реки Каратош. Начинается на ППов, за которым река не просматривается. На входе по ЛБ крупнокаменистая отмел и скала ниже, по ПБ – скальная стенка.

Осмотр, обнос, съёмка: ЛБ или ПБ.

Страховка: с ЛБ и с воды.

Места для стоянки: нет.

Описание: Общая длина каньона около 1 км, препятствия сосредоточены на начальном отрезке в 250-300 м. Можно выделить 2 ступени. В 1-ой ступени на входе слив около 1 м и дорожка валов. Далее река обломком скалы делится на две протоки: левая шире, но с камнем в центре (надводным или подводным в зависимости от уровня воды). Проходы слева и справа от камня очень узкие (около 2 м). ПрПрот чище, но идёт по дуге и уже, заход в неё гораздо сложнее. На обломок навал воды. За скалой по ЛБ есть улова и место для чалки. 2-ая ступень начинается после короткого быстротока на местном ЛПов чередой сливов и бочек. Далее два больших надводных камня и короткая крутая горка. Следом улова слева и справа для подстраховки с воды. Далее спокойный участок до конца каньона.

В нашу воду каменистая отмель на ЛБ занята наледью, в 1-ой ступени ЛПрот перегорожена льдиной. Во 2-ой ступени, после улова за скалой ЛБ река уходила под небольшой ледяной мост. Самое «интересное» нас ждало ниже, в спокойной (по лоции) части каньона – сплошной ледяной мост поперёк всего каньона (при осмотре его не видно).

 

Верхняя часть каньона представляет собой узкий скальный коридор, осложнённый выступающими камнями и остатками ледяного покрова. Размеры проходов между ними едва превышают габариты судов. Решили пройти 1-ую ступень каньона и зачалиться в улове у ЛБ перед 2-ой ступенью, поставив страховку в улове, обнести 2-ую ступень и далее идти походной колонной.

11:30 – Прохождение кат-1, Пётр снимал видео, Юрец с Коляном на страховке. При прохождении ПрПрот катамаран уткнулся носами в ПБ и совершил полный оборот через правый борт, далее выровнялся и зачалился в улове ЛБ перед ледяным мостом (рис. 22).

11:35 – Прохождение кат-4, на страховке и видео – те же. Прошли чисто, не касаясь камней, но с полным оборот в том же месте, что и кат-1(рис. 23).

11:40 – Прохождение кат-2, Серёга снимал видео, Юрец с Коляном на страховке. В ПрПрот уткнулись носами в ПБ, отгребли назад и продолжили сплав (рис. 24).

11:50 – Прохождение кат-3, Сергей снимал видео, Антон и Юрбас на страховке. Экипаж повторил манёвр адмиральского катамарана, в дополнение Колян хорошо приложился правой рукой о ледяной выступ с ПБ (рис. 25). Свободная часть команды, не занятая в прохождении, видеосъёмке и страховке, в это время обносила ледяной мост во 2-ой ступени (рис. 26).

12:00 – Далее вышли походной колонной. Чуть отошли от 2-ой ступени, как шедший первым Юрбас сообщил по рации о ещё одной наледи за ЛПов, которую от 2-ой ступени было не видно (точка 4). Наледь перекрывала всё русло, образовалась она стекавшим по ПБ маленьким ручейком. Шедший за ним кат-1 зачалился на ЛБ на камнях под крутым склоном. Остальные 2 ката остановились в уловах выше. С берега Антон и Сергей с помощью морковки вытащили Юрбаса с Петькой, которые держались в следующем уловце перед ледяным мостом (рис. 27). Далее к этому же месту перечалились кат-3 и кат-4. Выход был один – поднимать катамараны наверх на гору высотой около 20 м с использованием морковок. Адмирал влез наверз, закрепил морковку за растущие наверху деревья, сказал вылезать и вытаскивать суда наверх, а сам пошёл на осмотр каньона.

 

Рис. 22 – Кат-1 в 1-ой ступени каньона Змейка

Рис. 23 – Кат-4 в 1-ой ступени каньона Змейка

Рис. 24 – Кат-2 в 1-ой ступени каньона Змейка

Рис. 25 – Кат-3 в 1-ой ступени каньона Змейка

Рис. 26 – Ледяной мост во 2-ой ступени каньона Змейка

Рис. 27 – Вытаскиваем кат-2 перед ледяным мостом

 

12:35 – Закончили подъём катамаранов на скалу ЛБ. Решили попить холодного чаю, а то уж слишком жарко! Новые хозяева сухих костюмов (Антон, Серёга и Юрец) в полной мере осознали, что надевать их желательно по погоде, т.е. не перебарщивать с поддеваемым под них тёплым термобельём. Продираемся далее 400 м с катамаранами через лес.

13:30 – Спустили катамараны к реке (точка 5) и продолжили сплав. Начался каньон Открытый (4А к.т., точка 6).

 

Ориентиры: на 0,5 км ниже начала каньона «Змейка».

Осмотр,  съёмка: ЛБ или ПБ.

Обнос: сложный по камням обоих берегов.

Страховка: с воды в пороге и после.

Места для стоянки: нет.

Описание: река на 150-метровом участке разгоняется и затем резко сдавливается скальными берегами, образуя узкое горло со сливом менее 1,5 м высотой. По средней и низкой воде габаритный непроход. В зависимости от уровня воды в конце шиверы у ЛБ может появиться или отсутствовать улово, куда можно зачалиться. После обноса на воде по обоим берегам есть места для одного катамарана, на ЛБ на струе, на ПБ – в улове. Далее в каньоне несколько сливов, после них препятствий нет, как нет и отвесных и непрерывных скальных стенок.

 

13:45 – 14:00 – Подошли к узкому негабаритному месту Открытого каньона. Обнесли негабарит по ЛБ. При обносе Колян уронил весло, догнали с Юрцом без посторонней помощи. Дальше в каньоне было несколько сливчиков до 0,5 м, прошли походной колонной в порядке кат-2, кат-1, кат-3 и кат-4. Ниже каньона – мели и разбои.

14:15 – 14:40 – Перекус на ЛБ.

15:15 – 15:20 – Остановка на ЛБ для подкачки кат-4.

15:35 – Прошли реку и деревню Саратан.

16:05 – 16:40 – Прошли походной колонной Саратанские шиверы (3 к.т., точка 7). Их протяжённость около 2 – 3 км, периодически встречаются сужения реки каменистыми осыпями и выходами скал. Шиверы как они есть )) После них снова разбои и мели, хотя встречаются уже реже.

16:50 – Впадение р. Атуркол с ПБ.

17:25 – 17:30 – Отдых на ЛБ у впадения р. Келескелу.

17:50 – Впадение р. Сорулу с ЛБ.

18:00 – Чалимся на ПБ перед пор. Предбанный. На полке справа видно два домика и загон для скота. Решили пройти вперед посмотреть, можно ли остановиться чуть ниже. Прошли, но хороших мест для стоянки не увидели, решили встать на ночёвку в месте чалки (точка 8). Рация до водителя не добивает. Юрбас побежал на гору и далее по дороге, чтобы связаться с водителем и вызвать наш грузовик к месту ночёвки. Разгружаемся.

19:00 – Приехал ГАЗ-66.

20:20 – Ужин.

22:00 – Отбой.

 

1 мая.

ПБ р. Башкаус выше п. Предбанный – ПБ Башкауса перед ЛПов после высоты 1298,5. Карта лист 1.

Пройденные препятствия: порог Предбанный, пороги Саратанского каньона: Камень преткновения, Трек, Скальный коридор, Интеграл, Проводка, Прощание Саратана. Уровень воды низкий.

10 км. ЧХВ – 3 ч 20 мин. ТХВ – 7 ч 15 мин.

 

Утро – облачно, +6…8 ºС,

день – облачно, + 8…12 ºС,

вечер – облачно, + 6…10 ºС.

 

 

07:20 – Подъём дежурных.

08:00 – Поднялись остальные.

08:30 – Завтрак.

09:05 – Починка катамаранов: Адмирал клеит баллон, Колян подтягивает шнуровку катамарана.

10:40 – Сергей ушёл на съёмку порога Предбанный (4В к.т., точка 9).

 

Ориентиры: дорога на ПБ, выходы скал с обоих берегов, вход в невысокий каньон.

Осмотр, съёмка: с ПБ.

Страховка: с ПБ, с воды ниже порога.

Места для стоянки: на ПБ выше порога.

Описание: Шивера со сливами и отдельными камнями в русле. Берега – либо каменные осыпи, либо скальные выходы высотой до нескольких метров по обоим берегам.

 

10:50 – Предбанный тандемом прошли кат-4, кат-3, кат‑2, зачалились в улове ПБ после порога (рис. 28). После прохождения Юрец подменил Серёгу на съёмке. Кат-3 и кат-4 встали на страховку.

11:00 – Штатно прошёл кат-1 и зачалился к остальным на ПБ (рис. 29).

 

Рис. 28 – Кат-3 и кат-2 в пороге Предбанный

Рис. 29 – Кат-1 в пороге Предбанный

 

11:05 – Отправились осматривать по ПБ вход в Саратанский каньон и порог Камень преткновения (5В к.т., точка 10).

 

Ориентиры: на 0,5 км ниже порога «Предбанный», ПрПов за отмелью на ПБ.

Осмотр,  съёмка: с высокого ПБ.

Обнос: нет.

Страховка: с ПБ, с воды после порога.

Места для стоянки: нет.

Описание: порог находится в начале Саратанского каньона. Начинается от отмели на ПБ, далее река делает ПрПов, затем ЛПов, где располагается 1-ый пологий слив, далее следует 200 м быстротока, затем плавный ЛПов продолжается, и там расположен ещё один слив, за ним река упирается в обломок скалы (Камень преткновения), его можно либо обойти слева (в нашу воду слева был непроход, пришлось обносить по камням ПБ), далее струя упирается в треугольную глыбу, проход так же слева. Потом снова быстроток, ниже улова по ПБ.

 

Сверху с высокого ПБ увидели, что из-за низкого уровня воды прохождение пор. Камень преткновения сильно осложнено выступающими камнями. Классический проход ближайших к Камню преткновения сливов вблизи ЛБ оказался невозможен из-за негабарита. Решили, что пойдём под ПБ, поскольку там есть возможность вытащить катамараны на берег и обнести непроходимый участок. Выходная часть порога (где стоит треугольный зуб), была проходима (рис. 30, 31).

 

Рис. 30 – Порог Камень преткновения (вид сверху с ПБ каньона)

Рис. 31 – Выходная часть порога Камень преткновения

 

11:45 – Тандемом прошли начало порога и зачалились на ПБ перед негабаритом кат-1 и кат-2 (рис. 32).

12:05 – То же проделали кат-4 и кат-3 (рис. 33, 34).

12:15 – Прошли нижнюю часть порога с интервалом в две минуты в порядке кат-2, кат-4, кат-1 и кат-3. Прохождение не вызвало трудностей – к каменному обломку прижимало несильно. После прохождения первые экипажи зачаливались у ПБ и страховали последующие (рис. 35 – 37).

 

Рис. 32 – Кат-1 в верхней части порога Камень преткновения

Рис. 33 – Кат-4 в верхней части порога Камень преткновения

Рис. 34 – Кат-3 в верхней части порога Камень преткновения

Рис. 35 – Кат-2 в нижней части порога Камень преткновения

Рис. 36 – Кат-4 в нижней части порога Камень преткновения

Рис. 37 – Кат-1 в нижней части порога Камень преткновения

 

12:20 – Немного прошли вперёд и зачалились, Адмирал ушёл осматривать реку для дальнейшего прохождения. Впереди –наледь через всю реку (рис. 38).

12:30 – Антон по рации сказал, чтобы чалились на ЛБ перед самой наледью на камни и обносили её. Сам остался на ПБ указывать место чалки.

12:45 – Переправили к наледи на ЛБ в порядке кат-2, кат-3, кат-4, кат-1. Эта наледь закрывала начало порога Трек (4А к.т., точка 11).

13:00 – Обнесли наледь (рис. 39) и пошли далее с периодическими остановками на осмотр.

 

Ориентиры: заметное сужение русла в невысоких скалах  в плавном ЛПов с дальнейшим просматриваемым за ним расширением.

Осмотр, съёмка: ЛБ или ПБ.

Страховка: с воды после порога.

Места для стоянки: нет.

Описание: слив в сужении со скальными обломками в центре русла, которые делят струю на 2 части (в нашу воду эта часть порога была закрыта наледью), далее быстроток в плавном ПрПов с несколькими сливами, берега – скальные стенки или каменные осыпи.

 

Рис. 38 – Наледь в начале порога Трек

Рис. 39 – Обнос наледи в начале порога Трек

 

13:05 – Впереди очередная наледь по всей ширине реки, но пологая, позволяющая обнести суда по ней (точка 12). Чалимся на ПБ на камнях под ней, начинаем подъём катов.

13:30 – Закончили обнос наледи. Два катамарана обнесли полностью на ПБ ниже неё, два других – спустили по льду в воду (рис. 40 – 42).

 

Рис. 40 – Очередной ледяной мост

Рис. 41 – Обнос ледяного моста

Рис. 42 – Обнос ледяного моста

 

13:50 – 14:05 – Очередная остановка на ПБ для осмотра реки. Впереди шивера-порог Скальный коридор (4С к.т., точка 13). Осмотрели его верхнюю часть, перекрывающих реку наледей не обнаружили.

 

Ориентиры: расположен на 0,5 км ниже порога «Трек».

Осмотр, съёмка: с ходу.

Обнос: нет.

Страховка: взаимостраховка.

Места для стоянки: нет.

Описание: в нашу воду шивера длиной около 1 км со сливами, небольшими бочками, камнями и прижимами в скальных стенках. Местами наледь по обоим берегам, по большей части находится выше уровня головы гребцов.

 

14:10 – 14:20 – Прошли походной колонной порог Скальный коридор со взаимостраховкой следующим порядком: кат-1, кат-2, кат-4, кат-3 (рис. 42, 43). Шли осторожно, с периодическими чалками для осмотра, постоянно поддерживали связь по рации.

 

Рис. 43 – Кат-2 в пороге Скальный коридор

Рис. 44 – Кат-3 в пороге Скальный коридор

 

14:30 – Зачалились на ПБ, отправились на просмотр порога Интеграл (5А к.т., точка 14).

 

Ориентиры: на 1,2 км ниже начала пор. «Скальный коридор», небольшой плёс в расширении русла.

Осмотр, съёмка: с ПБ.

Обнос: нет.

Страховка: с ПБ, с воды после порога.

Места для стоянки: нет.

Описание: начинается быстротоком с несколькими сливами в расширении каньона. Далее в скальных стенках узкий зигзаг вправо-влево-вправо между большими скальными обломками (в нашу воду берега и камни были покрыты остатками льда до 2 м высотой и представляли собой ледяной каньон), заканчивающийся прижимом к ЛБ, после которого ПрПов и расширение реки. В некоторых местах ширина прохода около 4 м.

 

14:40 – Прохождение пор. Интеграл кат-2 и кат-4. Антон с морковкой на страховке на ПБ, Сергей там же с видеокамерой. Кат-2 после утыкания в ЛБ развернуло, после чего он вышел из порога кормой вперёд. кат-4 прошёл штатно. После прохождения суда встали на страховку с воды у ПБ (рис. 44, 45).

14:50 – Далее прошли кат-1 и кат-3, которые повторили траектории предыдущих судов. Оба ката задевали левым баллоном ЛБ, но оперативно выравнивали траекторию перед последним ЛПов (рис. 47, 48).

 

Рис. 45 – Кат-2 в пороге Интеграл

Рис. 46 – Кат-2 и кат-4 на выходе из порога Интеграл

Рис. 47 – Кат-1 в пороге Интеграл

Рис. 48 – Кат-3 в пороге Интеграл

 

Далее шли двумя тандемами в готовности к чалке перед порогом Проводка (5А к.т.).

 

Ориентиры: на 0,5 км ниже начала предыдущего порога, река идёт в скальном сужении, далее расширение реки и подпор – это начало порога.

Осмотр, съёмка: с ПБ.

Обнос: нет.

Страховка: с ПБ, с воды ниже порога.

Места для стоянки: нет.

Описание: в нашу воду 1-ая ступень представляла собой 2 слива справа и слева от группы камней посередине реки. В нашу воду ЛПрот была закрыта наледью от ЛБ до середины реки, а в ПрПрот косой слив влево частично с ПБ закрыт береговой наледью. Далее следует расширение реки с уловом у ПБ, за которым идёт очередной быстроток с несколькими сливами в очередном скальном сужении.

 

15:00 – Кат-4 сходу прошёл 1-ю ступень пор. Проводка по ПрПрот, за ним прошёл кат-1. Оба экипажа зачалились в небольшом улове на камнях ПБ. Остальные экипажи ожидали команды на прохождение. После прохождения экипаж кат-4 встал на страховку.

15:10 – Прохождение кат-3 1-ой ступени Проводки. На выходе из протоки судно слегка затащило течением под ледяной карниз ПБ, но Юрец предвидел это, заблаговременно вылез из упоров и уклонился.

15:20 – Кат-2 прошёл 1-ю ступень Проводки по ПрПрот. На выходе из протоки судно развернуло носами к ледяному карнизу ПБ, тем самым неприятного столкновения со льдом гребцам удалось избежать (под карнизом прошли носы судна).

15:25 – 15:45 – Чуть передохнули и пошли дальше. Вторую ступень Проводки прошли тандемами без происшествий.

16:10 – Пройдя около 300 м кат-1 и кат-2 зачалились на крутом ПБ перед очередной наледью через всю реку (точка 15). Антон с Серёгой полезли осматривать неледь и возможность её обноса. Кат-4 подошёл чуть позже, кату-3 по рации сказали подождать чуть выше по течению, т.к. в уловце у ПБ места для всех судов было маловато.

16:20 – Наледь оказалась высокой. Забраться на неё можно было только по скале ПБ. Катамараны было решено поднимать на наледь с помощью морковок: один человек держит кат морковкой сверху со скалы, два-три человека перемещают кат внизу, по скале и наледи.

16:30 – 17:15 – Антоха залез на скалу и закрепил морковку. Затем начали заносить каты на наледь. Сначала подняли кат-2, за ним кат-3. Тут как раз подгрёб кат-4, подняли и его. Параллельно, с помощью морковок и страхуя ими же, переправили 3 ката по наледи на ЛБ. Кат-1 подняли в последнюю очередь (он стоял на камнях чуть выше улова, куда все чалились перед подъёмом судов) – Антон и Серёга решили стартовать со льда у ПБ, да и места на все каты было маловато (рис. 49 – 54).

 

Рис. 49 – Чалка и подъём судов на наледь

Рис. 50 – Обнос очередного ледяного моста

Рис. 51 – Обнос ледяного моста

Рис. 52 – Тюлений старт кат-3 с наледи

Рис. 53 – Тюлений старт кат-1 с наледи

Рис. 54 – Кат-4 после большой наледи

 

17:20 – 17:30 – По очереди спрыгнули на катамаранах с наледи в порядке кат-3, кат-2, кат-1 и кат-4 и пошли далее походной колонной.

17:35 – 17:45 – Прошли порог Прощание Саратана (4В к.т.) походным порядком кат-1, кат-2, кат-4, кат-3 со взаимостраховкой. При прохождении Кат-3 слегка прижало к ЛБ. Далее каньон постепенно заканчивается, долина реки расширяется.

 

Ориентиры: расположен примерно на 1 км ниже порога «Проводка». В начале порога крутой ЛБ становится скальной стенкой, а на ПБ – наоборот, скальная стенка заканчивается и начинается отмель. Видно сильное падение реки.

Осмотр, съёмка: нет.

Обнос: нет.

Страховка: взаимостраховка.

Места для стоянки: нет.

Описание: струя уходит под ЛБ в слив высотой около 1,5 м, за ним прижим к ЛБ.

 

18:05 – Встали на ночёвку на широкой поляне на ПБ после высоты 1298,5 (точка 16), наш водитель уже нас ждёт. Выпили за Башкаус и начали ставить лагерь.

20:20 – 21:00 – Ужин.

22:00 – Отбой.

 

2 мая.

Переезд на р. Чулышман.

Сплав по р. Чулышман (ЛБ выше моста у д. Язула – ПБ у впадения р. Средний Кулаш). Карта лист 2.

Уровень воды ниже среднего.

9 км. ЧХВ – 1 ч 10 мин. ТХВ – 2 ч 30 мин.

 

Утро – облачно, +4…6 ºС,

день – облачно, + 6…10 ºС,

вечер – пасмурно, снег + 2…5 ºС.

 

 

07:20 – Подъём дежурных.

08:10 – Подъём остальных членов команды.

09:10 – Завтрак. После завтрака сбор лагеря и погрузка катов на верхний багажник нашего ГАЗ-66 (рис. 55).

10:45 – Выехали на р. Чулышман.

13:05 – 13:20 – Остановились размяться и сфотографироваться на перевале Ажу (рис. 56).

14:05 – Приехали на р. Чулышман (точка 17, рис. 57). Остановились на ЛБ выше моста к дер. Язула.

14:20 – 14:35 – Перекусили. Затем погрузили вещи, часть еды оставили Александру.

16:25 – Начали сплав (рис. 58).

16:35 – Кат-3 острым камнем разрезал шкуру вместе с баллоном. Экстренно зачалились на ЛБ и приступили к ремонту (рис. 59). Порез оказался длиной около 25 см.

17:55 – Закончили ремонт катамарана и вышли.

18:55 – Встали на ночёвку на ПБ у впадения р. Средний Кулаш (точка 18, рис. 60). Начался снегопад. Натянули тент.

20:00 – Ужин. Решили, что ночь будет холодная, поэтому решили доесть оставшийся ещё с поезда Доширак.

20:50 – Проехали верхом два алтайца с кордона в сторону д. Язула.

21:15 – Начали петь песни. Съели рыбу, остававшуюся с поезда. К полночи разошлись по палаткам.

 

Рис. 55 – Башкаус. Грузим кат катамараны на верхний багажник

Рис. 56 – Перевал Ажу

Рис. 57 – Прибытие на Чулышман

Рис. 58 – Перед стартом по Чулышману

Рис. 59 – Первые сюрпризы Чулышмана. Чиним кат-3

Рис. 60 – Стоянка в устье реки Средний Кулаш

 

3 мая.

ПБ Чулышмана у впадения р. Средний Кулаш – остров у впадения р. Шавла. Карта лист 2.

Пройденные препятствия – препятствия Шавлинского ущелья: шивера Мини-каша, пороги Поперечный, пр. № 15, Стадо бегемотов-1, Стадо бегемотов-2, шивера Чёрный клык, порог Кульминация, шиверы № 23 и № 24, порог Пустячок, шивера № 26.

Уровень воды ниже среднего.

24 км. ЧХВ – 5 ч 40 мин. ТХВ – 9 ч 40 мин.

 

Утро – облачно, +4…6 ºС,

день – ясно, + 10…14 ºС,

вечер – ясно, + 6…10 ºС.

 

 

07:30 – Подъём дежурных.

08:20 – Поднялись остальные, завтракаем. За ночь насыпало снега – палатки, катамараны, весь лагерь, да и все окрестности – в снегу (рис. 61).

10:45 – 10:55 – Снова проехали два алтайца, теперь уже в обратную сторону – из Язулы вниз по течению. Владельцы неопреновых костюмов лихо и молодцевато влезают в замёрзший неопрен.

11:05 – Вышли.

11:50 – 11:55 – Подошли к шивере Мини-Каша (4В к.т., точка 19). Чуть передохнули, осмотрели начало шиверы. Решили проходить её без просмотра.

 

Ориентиры: ЛПов, через 200 м ПрПов почти под 90º, светлая крутая осыпь ЛБ.

Осмотр, съёмка: возможны частично, в тех местах, где позволяет берег.

Обнос: сложен из-за большой протяжённости шиверы и берегового рельефа.

Страховка: взаимостраховка.

Места для стоянки: нет.

Описание: Длина до 0,5 км, мощная шивера со значительным уклоном, с большим количеством сливов, отдельных бочек, узких проходов между камнями и навалов на них. Берега крутые – либо каменистые, либо земляные осыпи. В нашу воду в некоторых местах по берегам наледи.