Реклама: завод rehau

Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 


ТУРИСТИЧЕСКИЕ  РАЙОНЫ СНГ

Автор: мастер спорта СССР по  туризму В.Н.Григорьев,
Обработка: Инга Никитина,  inga@pcs.perm.su
Прислано автором. Август`98.



   ... Пpедлагаю вашему вниманию часть моих лекций по "Споpтивному туpизму",
посвященную обзоpу туp.pайонов. Здесь я пpидеpживаюсь общепpинятого
физико-геогpафического pайониpования (СHГ). Данная лекция не есть автоpская,
скоpее компилятивная, написанная на основе статей Гpигоpьева В.H.

В обзоp входят следующие pайоны:

 Уpал
 Севеp евpопейской части теppитоpии
 Центpальная и южная части евpопейской теppитоpии
 Большой Кавказ и Закавказье
 Западно-Сибиpская низменность
 Гоpные pайоны Сpедней Азии
 Гоpный Алтай
 Саяны
 Пpибайкалье и Забайкалье
 Плато Путоpана
 Дальний Восток
 Сpеднесибиpское плоскогоpье и Якутия

 Факторы выживания

И еще т.к. я водник, то и за основу были взяты хаpактеpистики pек.

                                                             Inga.




ПРИБАЙКАЛЬЕ И ЗАБАЙКАЛЬЕ

В отличие от географического деления под туристским районом Прибайкалье и Забайкалье мы будем подразумевать район, ограниченный Тункинским трактом и р. Леной на западе, северо-западе и севере и р. Олек-мой и ее притоком Нюкжей на востоке, то есть к географическому району будут добавлены Северо-Байкаль-ское, Патомское и Олекмо-Чарское нагорья, весьма близкие по природным условиям, характеру рек и путям заброски. Район имеет разветвленную сеть средне-высотных хребтов высотой редко более 2500м. В центре Забайкалья Витимское плоскогорье, в пределах района четыре крупные межгорные котловины. Большая часть района лежит в зоне тайги (лиственница, кедр, ниже сосна, береза), на юге и кое-где в котловинах лесостепь. В лесах много ягод и грибов, в реках ловится рыба (хариус, ленок, реже таймень, в котловинных -участках - щука, окунь). Климат резко континентальный, больщая часть осадков выпадает летом. Количество осадков падает в направлении с северо-востока на юго-запад. Наибольшее количество осадков 700-1000 мм, наименьшее - 250-300 мм. В район входит часть Иркутской области, почти вся Бурятская АССР, Читинская область и небольшие части Якутии и Амурской области. Юг района заселен плотно, средняя и северная части меньше.
Для заброски на реки горного массива Хамар-Дабан используются Тункинский тракт, Транссибирская магистраль на участке около Байкала и железная дорога Улан-Удэ - Наушки с последующим переездом по шоссе ст. Джида - г. Закаменск. В верховья Лены и Киренги забрасывались с западного побережья Байкала с перевалом через Байкальский хребет. Сейчас этот путь закрыт, так как на Байкале нет пассажирской линии, а есть только скоростная (метеор), без остановок. Если пассажирская линия будет восстановлена, этот путь откроется.
Для заброски в верхнее течение Витима и его притоков используются местные авиалинии иэ аэропорта Богдарин, куда можно попасть из Улан-Удэ или Читы автодорогами через Романовку. Может помочь и Бар-гузинский тракт - из Улан-Удэ вдоль Баргузина. На севере района упростила доступ на реки трасса БАМа, прошедшая от Северобайкальска через Верхнеангарскую, Муйско-Куандинскую и Чарскую котловины. Стали доступнее Чая, Большая Чуя, Левая и Правая Мама, Муя, Кала,р и другие притоки средвего течения Витима, Чара, Токко, притоки среднего течения Олекмы.
Все реки района относятся к бассейну Байкала, Витима, Олекмы или непосредственно Лены, а в юго-восточной части-Амура. Питание рек смешанное, снего-дождевое. Весеннее половодье невысокое, в июле - августе бывает до пяти дождевых паводков, превышающих по уровню весеннее половодье.
В Прибайкалье освоены реки Улькан и Лена (верхнее течение), классифицируемые второй-третьей категорией сложности для байдарок. В массиве Хамар-Да-бан освоены реки Зун-Мурин с притоком Хангарул, Хара-Мурин, Утулик, Снежная, Темник, классифицируемые третьей - пятой категорией   сложности для катамарана. В южной части района представляет интерес верхнее течение р. Ингоды, классифицируемой третьей-четвертой категорией сложности для катамарана. К северу от Байкала пройдены реки Тыя, Чая, Бол. Чуя, Мама с истоками, Нечера и Жуя, Хайверга, Чара, Токко, Олекма с притоками, классифицируемые третьей-четвертой категорией сложности для катамарана. Интересна и красива р. Витим с верховий и до г. Бодайбо. Пройдены крупные притоки Витима Калар, Ципа с Амалатом, Бамбуйка, Муя, Сыгыкта, а также ряд более мелких, классифицируемых третьей-четвертой, редко пятой категорией сложности для катамарана. Пройдены маршрутами-связками несколько коротких рек Баргузинского хребта. Все они классифицируются пятой категорией сложности для катамарана. Реки доступны для сплава с июня по сентябрь. Основной достопримечательностью района является величай-щее в мире пресноводное озеро Байкал. В районе четыре заповедника и два заказника.


ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Дальний Восток включает обширную территорию на самой восточной оконечности страны, простирающуюся от Японского до Чукотского моря. Из-за труд-нодоступности и недостаточной транспортной сети значительной части района туристами-водниками освоены лишь некоторые части района, а именно Приморский край, районы Хабаровского края, прилегающие к трассе БАМа и к г. Охотск, район, прилегающий к г. Магадан, и полуостров Камчатка. Режим рек характеризу-ется высокими летними паводками и ризким .весенним половодьем. Пройдены реки Кема, Зева, Бикин, Арму. Они классифицируются третьей-четвертой категорией сложности для катамарана. Маршруты по этим рекам комбинированные, с пешеходной частью. В районе БАМа пройдены реки Тумнин, Амгунь, Бурея с истоками и притоками, Тырма, Ниман с притоком Акишма, Селемджа. Эти реки классифицируются второй - четвертой категорией сложности для катамарана. Комбинированные маршруты с пешеходной частью через хребет Сунтар-Хаята позволили пройти реки Делькю, Охоту, Кетанду, Урак, Юдому, Кухтуй, Ульбею. Эти реки и их притоки классифицируются третьей-четвертой категорией сложности для катамарана. Несколько маршрутов по притокам верхнего течения р. Колыма и по р. Яма можно выполнить с тракта Магадан - Сусуман. Они классифицируются второй-третьей   категорией сложности для катамарана. На Камчатке пройдены реки Авача и Жупанова с истоками и притоками. Они классифицируются третьей-четвертой категорией сложности для катамарана. Оптимальное время для походов по рекам Дальнего Востока - июль - август, по рекам Приморского края и Камчатки - август-сентябрь.


ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ

Туристский район расположен между Уралом и Енисеем в зонах тундры, леса и степи. Климат континентальный, на севере суровый. Население сосредоточено в основном на юге вблизи железнодорожных магистралей и по крупным рекам Иртышу, Оби и Енисею. Основные реки района принадлежат бассейнам этих
крупных рек, а также бассейнам Надыма, Пура и Таза. Все реки имеют равнинный характер, наиболее сложными препятствиями являются песчаные перекаты. Реки могут быть классифицированы первой, в редких случаях второй категорией сложности для байдарок. Туристами-водниками посещаются западная и южная части района в пределах досягаемости имеющейся транспортной сети, средние и северные районы практически не посещаются из-за труднодоступности и невысокой спортивной ценности маршрутов.


БОЛЬШОЙ КАВКАЗ И ЗАКАВКАЗЬЕ

Большой Кавказ состоит из ряда горных хребтов, вытянутых почти с северо-запада на юго-восток, называемых Пастбищным, Скалистым, Боковым и Водораздельным, или Главным. Высота Бокового и Главного хребтов превосходит 5 000 м. Эти хребты на Западном, Центральном и Восточном Кавказе не всегда четко выражены, иногда представлены обособленными массивами, имеющими свои названия. Все хребты с высоты 600- 800 м и до высоты 2 000 м на Западном и Центральном и 2 200 и на Восточном Кавказе покрыты лсом из ду
ба, бука, ели, пихты, на Восточном-из дуба, бука, сосны. Выше границы леса - луга, затем скалы и ледники. Снеговая линия лежит на высоте 3 090 м на Западном Кавказе и 3 900 м на Восточном. Оледенение Большого Кавказа значительное. В лесах летом много малины, ежевики, встречается алыча, кизил, мушмула, дикая груша. Весной в некоторых долинах Восточного Кавказа встречается черемша. На Восточном Кавказе лесов сохранилось значительно меньше, чем на Западном.
Закавказье состоит из хребтов Малого Кавказа высотой до 4000 м. Колхидской низменности на западе, Куро-Араксинской низменности на востоке и системы менее высоких хребтов, соединяющих Большой и Малый Кавказ. Горы Закавказья ледников не имеют, так как высота снеговой линии около 4 000 м. В Закавказье также значительно меньше лесов.
В лесной зоне района теплая погода стоит с конца апреля по сентябрь. Больше всего осадков выпадает на Западном Кавказе (до 2500 мм) и в Колхидской низменности (до 1.800 мм); в направлении на восток и юг от Главного хребта количество осадков падает (до 200 мм в Куро-Араксинской низменности).
Более плотно заселена восточная часть района, менее-западная. Хорошо развита сеть железных и автодорог. Автодороги идут практически по всем долинам крупных и средних рек, по которым возможен сплав. Некоторые крупные города связаны со страной авиалиниями, много местных авиалиний из столиц союзных республик.
Район богат природными достопримечательностями, источниками минеральных вод, курортами, много памятников истории и культуры, организовано более 30 заповедников и заказников,
Большая часть рек Большого Кавказа имеет смешанное ледниково-снежно-дождевое питание с весенним половодьем и летним паводком, вызванным таянием ледников и превосходящим по уровню весеннее половодье. Реки Закавказья имеют смешанное снего-дожде-вое питание с весенним половодьем. Поэтому плавать по рекам Кавказа предпочтительнее весной, с середины апреля по май, в это время уровень воды в реках Большого Кавказа достаточно, но не чрезмерно высок, а в реках Закавказья достаточно высок (летом в реках Закавказья воды для сплава мало). Можно плавать по рекам Большого Кавказа и на спаде летнего паводка в августе--сентябре.
Реки западной части северного склона Большого Кавказа относятся к бассейну Кубани, восточной части (за исключением Дагестана) - к бассейну Терека. В Дагестане большая часть рек принадлежит к бассейну Судака, меньшая - Самура. В западной части южного склона Большого Кавказа имеется четыре основных реки: Баыбь, Кодори, Риони, Ингури-все они впадают в Черное море. В восточной части южного склона Большого Кавказа реки впадают в Куру. Кура собирает часть воды и с Закавказья. Кроме того, в Закавказье еще несколько рек, непосредственно впадающих в Черное и Каспийское моря.
Реки Кавказа по большей части классифицируются не ниже третей категории сложности, некоторые относятся к четвертой, многие-к пятой категории сложности для катамарана. По этим рекам можно плавать и на байдарке. Такие реки, как Белая, Большая Лаба, Андийская и Аварская Койсу, содержат элементы шестой категории сложности. Реки Ингури, Бзыбь, Дзорагет, связка рек Андийская Койсу-Шаро-Аргун относятся к шестой категории сложности. Подавляющее большинство рек Кавказа пройдено туристами-водниками. Основной особенностью этих рек является их техническая сложность, наличие на коротких участках большого набора препятствий. В то же время вдоль реки почти всегда идет дорога, что снижает общетуристскую ценность маршрута, так как нет автономности и группа в случае любого происшествия или аварии может быть практически немедленно эвакуирована. Поэтому походы по многим рекам Кавказа должны рассматриваться не как самостоятельные (настоящие) походы, а как тренировочные. Район достаточно популярен у туристов европейской части страны.


ГОРНЫЙ АЛТАЙ

На юго-востоке Западной Сибири расположен Горный Алтай с примыкающими к нему с севера Горной Шорией и Кузнецким Алатау. На Алтае довольно сложная система хребтов высотой до 4 500 м. Оледенение небольшое, но такие реки, как Катунь, Чуя, Аргут, имеют до 10% ледникового питания. С высоты 1 000 м и до 2 000 м долины Алтая покрыты хвойными лесами (лиственница, кедр, сосна, пихта) с примесью лиственных пород. Более низкие горы Горной Шории и Кузнецкого Алатау почти сплошь покрыты хвойными лесами. В межгорных котловинах Алтая располагаются высокогорные степи. В лесах Алтая много ягодных кустарников - малина, черная смородина, жимолость, крыжовник, на степных участках встречается клубника. Рыбы в реках Алтая мало. Климат Алтая континентальный, на западе и северо-востоке склоны, открытые западным ветрам, получают до 1 200 мм осадков, юго-восточная часть Алтая получает до 200 мм осадков.
Основными пунктами заброски на Алтай являются Барнаул и Бийск, связанные автобусным сообщением с Горно-Алтайском, откуда по Чуйскому и Уймонскому трактам осуществляется автобусное сообщение с большей частью Алтая. На юг Алтая можно добраться через г. Усть-Каменогорск, откуда идет автодорога на Катон - Карагай - Урыль - Берель - Рахмановские
ключи. В восточной части есть дорога Бяйск - Арты-баш. Из Артыбаша до Чодро по Телецкому озеру ходит теплоход. Большая часть населенных пунктов Алтая связана местными дорогами с основными трактами. В туристский .сезон иногда удается нанять лошадей для транспортировки груза. В Горной Шории и Кузнецком Алатау имеется развитая транспортная сеть.
Все реки района принадлежат бассейну Оби. Оптимальное время для сплава - с июля по сентябрь. В июле-августе обычно бывает достаточно высокий уровень воды как за счет таяния ледников, так и за счет дождей. Основные сплавные реки: Катунь, Чуя, Аргут, Башкаус, Бия. Катунь оценивается четвертой категорией сложности для катамарана, Бия-второй-категорией сложности, остальные со всеми препятствиями - шестой категорией сложности. Пройдены и многие притоки первого порядка этих рек и Телецкого озера. Их можно оценить также четвертой- шестой категорией сложности. Правые притоки Чулышмана проходятся во-локовыми маршрутами с заходом из Тувы и перевалом через Шапшальский хребет. На Южном Алтае пройдены притоки Иртыша Бухтарма с притоками Берель и Белая, Каракаба, Кальджир, Курчум, в Рудном Алтае - притоки Иртыша Ульба и Уба. Из этих рек более просты Бухтарма, Уба и Ульба - они оцениваются третьей категорией сложности для катамарана. Остальные реки, в том числе Берель и Белая, оцениваются пятой категорией сложности. Более простые реки, оцениваемые второй-третьей категорией сложности, имеются на северо-западе в предгорьях и на северо-востоке. Это притоки Оби Ануй, Чарыш, Песчаная, приток Катуни Кокса, правые притоки Бии Лебедь, Неня, В Горной Шории интересны притоки Томи. Пройдены реки Мрассу и Бельсу. Они оцениваются второй-третьей категорией сложности для катамаранов. Эти реки наиболее подходят для похода в период весеннего половодья, так как летом воды в них мало. К достопримечательностям Алтая стоит отнести Телецкое озеро, своеобразный туристский музей на левом берегу Аргута при впадении его в Катунь. На Алтае два заповедника - Алтайский и Маркакольский. Благодаря разнообразию природных условий, разнообразию рек и сравнительной легкости заброски (без авиации) Алтай является одним иа самых популярных районов для туристов-водников.


ГОРНЫЕ РАЙОНЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Более двадцати лет назад начали осваиваться, а сейчас стали часто посещаемыми квалифицированными туристами-водниками горные районы Средней Азии. В Советской Средней Азии выделяют четыре горные системы: Памир, Гиссаро-Алай, Тянь-Шань и Джунгар-ский Алатау.
Памир. Самая высокая горная система, расположенная на крайнем юге страны, в пределах нее находится высочайшая вершина СССР - пик Коммунизма (7495 м). На Памире выделяют Восточный Памир, долины которого сравнительно неглубоки и лежат на большой высоте, и Западный Памир - глубоко расчлененный низко лежащими долинами. На Памире очень много ледников. Древесная растительность (лес, сады) имеется на Западном Памире и почти отсутствует на Восточном. Вся она сосредоточена в долинах рек. Климат континентальный. На Восточном Памире более сухой, на Западном - более влажный.
Памир лежит в пределах Горно-Бадахшанской автономной области Таджикской ССР. Район населен мало. Единственный путь заброски - сквозная автодорога, состоящая из двух частей - Ош - Хорог и Душанбе - Хорог, охватывающая Памир с востока и запада и пересекающая его в южной части. В восточной части дороги есть перевалы высотой более 4 000 м. Кое-где дорога имеет местные ответвления. Все реки Памира относятся к бассейну Амударьи, имеют высокий летний пав'одок, связанный с таянием ледников. Поэтому оптимальное время для плавания по рекам Памира - сентябрь-октябрь, когда устанавливается  осенняя ме-жень. Летом плавить по рекам Памира очень опасно, весной тоже можно попасть в высокую воду. Реки Па-
мира характеризуются очень высокими значениями уклона, слабо разработанными каньонообразными долинами, высокой плотностью порогов. Большинство рек Памира классифицируется шестой, отдельные-пятой категорией сложности для катамарана, поэтому они доступны только высококвалифицированным туристам. Маршруты, начинающиеся на Восточном Памире, требуют от туристов-водников предварительной высотной акклиматизации. На Памире пройдены реки Шахдара, Аличур-Гунт,  Мургаб-Бартанг,  Кудара-Бартанг, Яз-гулем, Ванч, Обихингау с притоками, Муксу. Маршрут по р. Муксу можно отнести к одному из сложнейших в стране.
Гиссаро-Алай. К северу от Памира, отделенная от него долинами рек Кызылсу и Сурхоб, лежит горная система Гиссаро-Алая, состоящая из нескольких хребтов широтного простирания. Высота хребтов до 5800 м. Лесная растительность по долинам рек, на западе больше, на востоке меньше. Климат континентальный, менее суровый, чем на Памире, Оледенение значительное.
Район почти целиком лежит в пределах Таджикской и Киргизской ССР, больше заселен, чем Памир. Транспортными магистралями являются начальные отрезки Восточно-Памирского и Западно-Памирского трактов, дорога Душанбе - Хаваст и дороги, ответвляющиеся от этих главных и идущие по многим долинам рек. Есть дороги по долинам многих рек, стекающих по северным склонам Туркестанского и Алайского хребтов в Ферганскую долину. Реки района относятся к бассейнам Амударьи и Зеравшана, за исключением рек Северных склонов Туркестанского и Алайского хребтов, отно-сящихся к бассейну Сырдарьи. Особенности рек Гиссаро-Алая те же, что и рек Памира, они доступны только для высококвалифицированных туристов-водни-ков. В районе пройдены реки Кызылсу, Сурхоб с притоками, Кафирниган с истоками, Зеравшан с притоками, некоторые реки северного склона Алайскогб хребта. В пределах района расположены заповедники За-аминский и Рамит.
Тянь-Шань. К северу и северо-востоку от Гиссаро-Алая протянулась горная система Тянь-Шань с хребтами в основном широтного направления. Наибольшие высоты на юго-востоке - пик Победы (7439 м), остальные хребты имеют высоту до 5 000 м. Оледенение зна-
чительное. Лесная растительность представлена арчой н елью, в основном по долинам рек. В некоторых долинах распространены ореховые и яблоневые леса, особенно на Западном Тянь-Шане. Климат района континентальный, наиболее суровый на Центральном и Внутреннем Тянь-Шане.
Тянь-Шань занимают территории Киргизии, часть Казахстана и Узбекистана. Населен Тянь-Шань мало и неравномерно, особенно малонаселена наиболее высокая, юго-восточная, часть. Основными путями заброски на Тянь-Шань являются два шоссе, пересекающие район с севера на юг в его центральной части и соединенные между собой по долинам Чу и Кекемерена, а также круговое шоссе по берегу озера Иссык-Куль. На реки Западного Тянь-Шаня выходят с дороги, идущей по долине р. Талас от Джамбула, на реки северо-восточной части Тянь-Шаня - дорогами, идущими из Алма-Аты.   Наиболее интересной достопримечательностью района является высокогорное озеро Иссык-Куль. В пределах района насчитывается шесть заповедников. Реки Тянь-Шаня принадлежат бассейну Сырдарьи, а также Или, Чу.
Режим рек такой же, как рек Памира и Гиссаро-Алая, поэтому оптимальным временем для плавания следует считать сентябрь-октябрь. Исключение можно сделать для рек Западного Тянь-Шаня и самой восточной реки Тянь-Шаня-Чарын. Доля ледникового питания этих рек невелика, поэтому по ним можно плавать и в августе. Реки района по большей части классифицируются шестой, некоторые - пятой категорией сложности, Они доступны только для высококвалифицированных туристов-водников. В районе пройдены реки На-рын с истоками Малый Нарын и Большой Нарын с притоками Атбаши, Кекемерен и другими, истоки рек Карадарья, Сарыджаз, Чон-Кемин, Чилик, Чарын, Чаткал с притоками Сандалаш и Терс, р. Пскем с истоками р. Угам, р. Чу.
Джунгарский Алатау. К северу от восточной части Тянь-Шаня, отделенный от него долиной Или, располагается массив Джунгарский Алатау, высотой до 4 400 м. По наибольшим вершинам хребта проходит государственная граница с Китаем. Наша северная сторона массива довольно широка и расчленена ущельями нескольких рек, текущих на север. Оледенение массива небольшое. В пределах 1 800-2 500 м долины рек
поросли хвойным и лиственным лесом. Климат района континентальный, большая часть осадков выпадает зимой. Массив лежит в пределах Талды-Курганской области Казахской ССР. Долины рек заселены довольно плотно. Низовья рек пересекает железная дорога, среднее течение - автодорога Талды-Курган - Аягуз. Вверх по долинам рек также есть дороги. Режим рек характеризуется   высоким весенним половодьем (май-июнь) и низкой летней меженью. Реки Каратал, Аксу, Лепсы впадают в озеро Балхаш, более мелкие реки разбираются на орошение или теряются в пустыне. Оптимальное время для сплава по рекам района - май - июнь. Наиболее интересны реки Каратал с притоком Койсу, Лепсы, Тентек. Эти реки классифицируются четвертой - шестой категорией сложности для катамарана.


ПЛАТО ПУТОРАНА

Из остальных районов Восточной Сибири следует выделить отдельно хорошо освоенный туристами-водниками район на севере Красноярского края, простирающийся от Нижней Тунгуски на юге до Хеты на севере, в центре которого лежит плато Путорана (до 1 700 м). В рельефе преобладают плоские тундровые плато с невысокими вершинами, расчлененные круто-склонными узкими ступенчатыми долинами рек. В речных долинах много водопадов, узких вытянутых озер (до 100 км-оз. Дюпкун). На западе плато довольно круто падает к долине Енисея, на востоке понижается постепенно. Во всех речных долинах до высоты 600- 700 м есть лиственничный лес. В реках ловится рыба - хариус, ленок, реже таймень. Климат района суровый, лето длится 1,5-2 месяца. Район располагается на территории Долгано-Ненецкого и Эвенкийского национальных округов. Основные пункты заброски: Дудинка, Игарка, Норильск, Туруханск. Тура. Из всех этих пунктов заброска производится вертолетами специальными или попутными рейсами, заброситься  очень трудно. Некоторые спортивные катамаранные группы используют заброску без авиации. При этом способе доплывают на катере от Норильска до восточной оконечности оз. Лама, откуда делают волок на р. Бол. Хан-намакит, сплавляются по ней, делают волок на оз. Аян. Южная оконечность оз. Аян может явиться исходной точкой волоков на все интересные реки центральной и южной частей района. Реки восточной части района менее интересны и менее доступны.
Реки района принадлежат к бассейну Нижней Тунгуски, непосредственно Енисея, а также Хеты и Котуя. Оптимальное время начала сплава 10-16 июля - срок освобождения от льда крупных озер. В это время воды 13 реках еще много, дальше она будет падать.
В районе есть несколько чисто сплавных маршрутов, с последовательным переходом с притоков на основные реки, но наиболее интересны и многочисленны маршруты связки, в которых участки рек соединены волоками.   Значительная часть рек классифицируется третьей-четвертой категорией сложности для катамарана, но естъ реки пятой и даже шестой категории сложностию.   Все маршруты проходят в условиях полной автономности  в совершенно ненаселенной местности. В
районе пройдены многие реки: составляющие Хеты Аян и Аякли с притоками и истоками, Маймеча с притоками, Котуй с Мойеро и другими притоками, Коче-чумо, Тембенчи, Виви, Тутончана, Северная, Курейка с притоками, притоки Хантайки и Хантайского  озера. К достопримечательностям   района следует отнести Большой Курейский водопад, да и весь район очень своеобразен.


СЕВЕР ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ СССР

К этому району относятся Кольский полуостров (Мурманская обл.), Карелия (Карельская АССР), северная часть Ленинградской области, Архангельская область с Ненецким национальным округом, Коми АССР (кроме  Урала) и северная часть Вологодской области. Вся эта обширная территория представляет собой всхолмленную равнину с абсолютными высотами до 500 м (в Карелии) с многочисленными крупными и мелкими озерами (особенно много озёр в Карелии, в том числе крупнейшие в Европе Ладожское и Онежское) и болотами. На Кольском полуострове возвышаются отдельные горные массивы, некоторые из них достигают высоты 1200 м (Хибинские и Ловозерские тундры). В Архангельской области также есть невысокие массивы - Ветреный пояс на западе (до 336 м) и Тиманский кряж, заходящий южной частью в Коми АССР (до 471 м).
Большая часть Кольского полуострова и Ненецкий национальный округ находятся за полярным кругом. Почти весь район лежит в зоне тайги и лесотундры, тундра присутствует на северном побережье Кольского полуострова и в Ненецком национальном округе. Леса в основном хвойные из сосны и ели, из лиственных пород встречаются береза, осина, ольха. В лесу много ягод и грибов, в реках и озёрах ловится рыба: щука, окунь, плотва, хариус. В районе велись и ведутся лесозаготовки, поэтому в самых неожиданных местах можно натолкнуться на действующие или брошенные временные поселки лесозаготовителей, лесовозные дороги, узкоколейные железные дороги, подусгнившие километровые
столбы на берегах рек, полуразрушенные плотины в истоках рек, если они вытекают из озер.
Основные населенные пункты сосредоточены около крупных рек, каналов, шоссейных и железных дорог. Часто можно встретить брошенные деревни, расположенные далеко от путей сообщения. В пределах Тиман-ского кряжа встречаются поселки геологических партий и экспедиций, вездеходные дороги.
Климат района умеренно континентальный, его кон-тинентальность увеличивается с северо-запада на юго-восток. Наибольшее количество осадков выпадает зимой и осенью. Лето умеренно теплое, хотя возможны короткие периоды высокой (до +30°С) температуры. Гораздо вероятнее похолодания (днем до +7-10°С), особенно в северной части района.
Основными путями заброски туристов-водников являются следующие железные дороги: Ленинград-Мурманск (с ответвлениями на севере Карелии и юге Коль-ского полуострова), Вологда-Архангельск и соединяющая их Обозерск - Беломорск, Коноша - Воркута (с ответвлениями Микунь - Ертом и Ухта - Троицко-Пе-чорск), Суоярви-Юшкозеро. Есть судоходство по рекам Онега, Северная Двина, Мезень и Печора. Раз в две недели совершается морской рейс Архангельск-Нарь-ян-Мар. Автомобильных дорог в районе немного, их больше на западе и меньше на востоке района. Из Петрозаводска, а особенно из Архангельска много местных авиалиний. Плотность населения невелика, хотя район заселялся давно и имеет богатую историю. В городах и деревнях много памятников деревянной архитектуры. На острове Кижи на Онежском озере и около Архангельска есть музеи деревянного зодчества. Интересен острое Валаам на Ладожском озере и Соловецкие острова на Белом море. В пределах района расположены Лапландский, Кандалакшский.Нижне-Свирский, Пинеж-ский, Печоро-Илычский заповедники и заповедник Кивач.
Для туриста-водника в Карелии и на Кольском полуострове интересны почти все реки, в остальной части района - верхние течения и притоки первого, а иногда и второго порядка больших рек Онеги, Северной Двины, Мезени и Печоры, а также ряд малых рек, непосредственно впадающих в Белое и Баренцево моря. Все реки района относятся к карельскому типу. Этот тип рек характеризуется короткими, часто мел-
кими, крутыми каменистыми порогами, разделенными глубокими и широкими, почти без течения, плесами; Пороги приурочены к выходам в русло коренных 'пород. На многих реках есть водопады (падуны), самым высоким является Кивач на р. Суна в Карелии. На небольших реках часты лесные завалы. Питание рек смешанное, снего-дождевое. Реки имеют высокое весеннее половодье, переходящее к массовому туристскому сезону (июль-август) в устойчивую летнюю межень. Меженный уровень может быть низким в сухое или высоким в дождливое лето. Реки доступны для сплава на байдарках с середины июня до середины сентября (в Ненецком национальном округе-с июля по август). Благодаря большому количеству озер в бассейнах рек, разветвленной сети притоков и невысоким водоразделам значительная часть водных маршрутов состоит из подъема против течения по Одной реке, волока и сплава по другой. Подъем против течения осуществляется на плесах с помощью весел, в порогах - проводкой или бечевой.
Большая часть маршрута по рекам района имеет вторую категорию сложности. Маршруты по более крупным рекам Поной, Умба, Колвица (Кольский полуост-' ров), Чирка-Кемь и Кемь, Водла, Шуя, Охта (Карелии), Кожа (Архангельская обл.) имеют третью или четвёртую категорию сложности. Наиболее популярны среди туристов реки Карелии и Кольбкого полуострова, а реки Архангельской области и Коми АССР посещаются меньше: туристов отпугивают Длинные подъемы против течения и волоки.                    -

САЯНЫ

Отделенная от Алтая Шапшальским и Абаканским хребтами, на юге Восточной Сибири располагается обширная горная страна Саяны с примыкающими к ней горами и котловинами Тувы. Саяны состоят из двух систем - Западного Саяна и Восточного Саяна. Западный Саян протягивается более чем на 600 км от верховьев Абакана до стыка с Восточным в верховьях рек Уды и Казыра. Восточный Саян простирается более чем на 1000 км с северо-запада на юго-восток от Енисея до Байкала. Саяны состоят из многих хребтов, высота гор Западного Саяна до 3 000 м, Восточного Саяна - до 3500 м. В Саянах насчитывается шесть межгорных котловин, имеющих степной или лесостепной характер. Горы покрыты до высоты 2 000 м хвойными лесами из лиственницы, кедра, ели и пихты. Ниже 1000 м по речным долинам встречается сосна, а также лиственные породы. В тайге много ягод и грибов, в реках водятся хариус, ленок, редок таймень. Саяны занимают южную часть Красноярского края, включая Хакасскую и Тувинскую автономные области, южную часть Иркутской области и западную часть Бурятской АССР. Район мало населен.
Основными пунктами заброски на Западный Саян являются города Абакан и Абаза. От них начинаются соответственно Усинский и Западно-Тувинский тракты, заканчивающиеся в Кызыле и Ак-Довураке. Кызыл и Ак-Довурак связаны многочисленными авиарейсами и немнэгочвсленнымв автодорогами с различными пунктами Тувы. Основные пункты заброски на Восточный Саян - города Няжнеудинск и Слюдянка. Нижне-удинск связан авиарейсами с тофаларскими селениями Верхняя Гутара, 'Алыгджер и Нерха, расположенными в центре Восточного Саяна. Слюдянка связана автобусными рейсами по Тункинскому тракту с селами Кырен, Нилова Пустынь и Монды (через Кырен). Село Кырен связано авиарейсом с Порг-Окой (на р. Ока). Село Монды - автодорогами с поселками Орлик (на р. Ока), Самарта (на истоке Китоя), Зун-Холба (на притоке р. Урик). На Саянах часто можно встретить действующие и брошенные поселки геологических партий, вез-деходные дороги.
Все реки Саян относятся к бассейну Енисея. Основные сплавные реки Западного Саяна: Абакан, Она, Кантегир, Алаш, Хемчик, Ус. Из этих рек Она и Канте-гир могут быть оценены четвертой, Алаш и Хемчик - третьей, Абакан и Ус - второй категорией сложности для катамарана. Кантегир, Хемчик и Ус впадают теперь в водохранилище Саяно-Шушенской ГЭС, поэтому выход с этих маршрутов (а также с Алаша) затруднен. Уменьшилось и число препятствий на Кантегире за счет подтопления нижней части реки. Реки Казыр и Кизир начинаются в узле, где сходятся Западный и Восточный Саян. Они оцениваются четвертой-пятой категорией сложности для катамарана в зависимости от уровня воды и места начала сплава. Основные сплавные реки Восточного Саяна: Мана, Сисим, Кан, Агул, Гутара, Бирюса, Уда, Ия с притоками Утхум и Барбитай, Ока с притоками Диби, Тисса, Сенца, Большая Белая, Урик с притоком Даялык, Онот, Китой с притоками, Иркут, Хамсара с притоками Дотот, Бедий, Кижи-Хем, Бий-Хем с притоками Серлиг-Хем, Баш-Хем, Азас, Ий-Хем, Систиг-Хем, Улуг-О, Ка-Хем с притоками Каргы, Ба-лмк-тыг-Хем, Кызыл-Хем с притоками Белин и Шишхид-Гол.
Реки очень разнообразны и классифицируются от второй до пятой категории сложности для катамарана в зависимости от водности и места начала сплава. Из этих рек выделяются Уда с прохождением водопадного каньона, Онот сверху, Китой с прохождением каньона <Моткины щеки>. В таком варианте эти реки классифицируются шестой категорией сложности.
Реки Саян имеют смешанное снего-дождевое питание, доступны для сплава с июня по сентябрь. Режим рек характеризуется высоким весенним половодьем и летней меженью, прерываемой за лето 8-10 дождевыми паводками. В крутосклонных и узких ущельях рек вода поднимается за несколько часов и спадает за 1- 2 дня. Благодаря отсутствию высоких хребтов направления север-юг практически весь район получает достаточно осадков летом, только самая западная часть Тувы находится в дождевой <тени> высокого Шап-шальского хребта. К достопримечательностям района можно отнести <Саянский коридор> Енисея, щеки Ка-Хем а, водопады на Дототе, Хамсаре и Бий-Хеме, потухшие вулканы Кропоткина и Перетолчина на востоке Тувы, многочисленные минеральные источники в Восточном Саяне, многочисленные озера Тоджинской котловины.
В Саянах расположены Саяно-Шушенский заповед-ник, заповедник <Столбы> и заказники Азас, Малый Абакан и Тофаларский. Благодаря разнообразию природных условий и рек Саяны являются одним из популярнейших районов водного туризма.


УРАЛ

Урал-обширная сравнительно невысокая горная страна, простирающаяся с севера на юг более чем на 2 000 км. Географически Урал делится на пять частей, Наиболее высокие части-Южный и Северный (до 1600 м) и Приполярный (до 1900 м). Оледенение незначительное, только на Полярном и Приполярном Ура-ee 25 км ледников. Климат Урала континентальный,                                                       большая часть осадков выпадает летом, на западном склоне больше, чем на восточном, поэтому  западного склона более полноведны. Реки имеют высокбе весеннее половодье и устойчивую летнюю межень..
Южный Урал начинается от широтного участка р. Урал в районе Орска и кончается широтным участком р. Уфа севернее горы Юрмы. Это наиболее широкая часть Урала. На востоке-лесостепь с многочисленными озерами, на западе-лесистые горы, в южной части-степь. Граница леса на высоте 1200 м. В июле и августе здесь наиболее теплая и ясная погода. На западном склоне развиты карстовые явления.
Административно Южный Урал-это Оренбургская, Челябинская области и Башкирская АССР. Район заселен достаточно плотно, его пересекают две железных дороги Уфа-Челябинск и Уфа-Maaieoiai?ne.
Реки западного склона принадлежат бассейну Белей, реки восточного склона--бассейнам Урала и Тобола. Реки доступны для сплава с Середины мая по сентябрь. Категория сложности большинства рек для байдарок- первая-вторая (вторая- весной). Интересны для водника верхнее течение Белой и ее притоки Инзер, Зилим, Нугуш, реки Сакмара,Юрюзань, Уфа, Сим, Мйасс, Урал(УралиУфа-в верхнем течений).
 На Южном Урале два заповедника-Башкирский, частью которого является известная Капова пещера, paс-положенная на правом берегу р. Белая, и минералоги-ческий Ильменский, протянувшийся вдоль правого берега р. Миасс.
Средний Урал простирается до г. Ослянка  (линия Березники-Серов). Это наиболее узкая и низкая (до 1000 м) часть Урала. Район полиостью находится в лес-нойзоне, на западе-ель и пихта, на востоке--лиственница и сосна.
Административно Средний Урал расположен в пределах Пермской и Свердловской областей. Он давно обжит, плотность населения высокая, развита промышленность, много заводов, карьеров, рудников. Некоторые заводы имеют богатую историю, непременной принадлежностью многих городов, выросших около заводов, является заводской пруд-источник воды и двигатель механизмов. В районе разветвленная сеть железных и шоссейных дорог.
Реки Среднего Урала принадлежат бассейну Камы на западе и бассейну Тобола на востоке. Подавляющее
большинство рек классифицируется первой категорией сложности для байдарок. Наиболее известна р. Чусовая, по ней есть плановый маршрут. Интересны также реки Койва, Усьва, Сылва, Исеть, Реж, среднее течение Уфы.
На Среднем Урале находится Висимский заповедник. Заповедна также известная Кунгурская ледяная пещера, расположенная на р. Сылва выше г. Кунгур. Интересен также известный уже несколько веков Мурзинский пояс месторождений <Узорчатого каменья>-поделочных и драгоценных камней. Несколько старинных копей располагаются по берегам р. Реж.
Северный Урал простирается до широтного отрезка р. Щугор. Горный район более широк и высок, чем Средний Урал (до 1600 м). Район располагается в лесной зоне, климат более суров.
Административно район занимает северную часть Пермской и Свердловской областей, часть Коми АССР II Ханты-Мансийского национального округа. Район мало населен и имеет слабо развитую транспортную сеть. На западе исходными пунктами заброски или схода с маршрутов могут быть города Красновишерск, Троицко-Печорск, связанные железной дорогой с магистралью Коноша-Воркута, Печора, стоящий на этой же магистрали. Когда позволяет вода, то от Печоры по р. Пе-чоре вверх делает рейсы теплоход <Заря>.
На востоке исходными пунктами заброски или схода с маршрута могут быть поселок Полуночное (конечный пункт железной дороги, идущей от г. Серов на север), а также крупный поселок Няксимволь, связанный речными рейсами и авиасообщением с Тюменью и Салехар-дом.
Реки Северного Урала на западе принадлежат бассейну Камы и Печоры, на востоке-бассейну Тобола и Северной Сосьвы. Все маршруты по рекам Северного Урала волоковые, то есть обязательно включают подъем против .течения по одной реке, волок и сплав по другой реке. Исходя из транспортных возможностей п из того, что западные реки более многоводны, волоковые маршруты с волоком через Уральский хребет лучше осуществлять с востока на запад. Разветвленная сеть правых притоков Печоры дает возможность построить волокопые маршруты по притокам Печоры.
По своей технической сложности маршруты по рекам Северного Урала классифиц-ируются чаще всего второй. редко третьей категорией сложности для байдарок. Однако они достаточно тяжелы физически, так как требуют подъема против течения на 120-150 км и волока в горной местности на 30-40 км. Маршруты проходят в условиях полной автономности, по совершенно ненаселенной местности. Лучшее время для похода-с, июня по август. В лесах много ягод и грибов, в реках ловится рыба.
Наиболее популярны маршруты в бассейне Печоры (подъем по правому притоку р. Подчерье, затем можно сделать волок на правый приток р. Илыч или, поднявшись выше, на р. Тельпос - левый приток р. Щугор, или, поднявшись еще выше, на правый приток Печоры р. Щугор). Наиболее сложен и красив маршрут с волоком на р. Щугор. Гораздо менее популярны из-за транспортных сложностей маршруты с волоком через Уральский хребет с притоков Северной Сосьвы на Илыч или па Щугор. На Северном Урале между верхним течением Печоры и ее притоком р. Илыч расположен Печоро-Илычский заповедник. В верховьях Печоры на хр. Мань-пупунер известны семь живописных каменных остаи-цев - идолов.
Приполярный Урал  простирается до верховьеп р. Хулга (Ляпин). Горный район все еще широк, а высота гор еще больше, чем на Северном Урале. В центральной части Приполярного Урала расположены самые высокие вершины Урала - г. Народная (1 894 м) н г. Карпинского (1876 м). Район лежит в лесной зоне, но граница леса находится на высоте 400-600 м. Лес в основном хвойный, ближе к границе леса преобладает лиственница. Климат Приполярного Урала еще более суровый. В горах западного склона выпадает до 1500 мм осадков, почти половина - летом. За лето бывает несколько сильных похолоданий, в то же время возможно кратковременное повышение дневной температуры до +30° С.
Административно район лежит в пределах Коми АССР и Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области. Населенность района низкая, транспортная сеть развита слабо. Но в отличие от Северного Урала железнодорожная магистраль Коноша - Воркута на западе подходит уже довольно близко к горам и пересекает р. Уса, Бол. Сыню, Косью и Кожим относительно недалеко от истоков. С востока единственным пунктом заброски на маршруты и схода с них является крупный поселок Саранпауль на р. Хулга - левом притоке Сев. Сосьвы, связанный водным и авиатранспортом с г. Салехард.
На Приполярном Урале есть несколько действующих и брошенных поселков Полярной Уральской экспедиции, базирующейся в Саранпауле и на ст. Кожим. Есть вездеходные дороги к этим поселкам, но движение по ним возможно только зимой.
Наиболее интересными реками Приполярного Урала являются Кожим с притоками Балбанью и Лимбе-кою и Косью. Кожим технически сложнее, на уровне третьей-четвертой категории сложности для байдарок. Как и на Северном, все походы на Приполярном Урале волоковые. Можно подняться по Косью, сделать волок и спуститься по Балбанью и Кожиму или Лимбекою и Кожиму. Есть маршрут с подъемом по Кожиму и волоком на Лемву - левый приток р. Уса и сплавом по ней. Волоковые маршруты на Кожим или на Балбанью можно проложить и с востока, из Саранпауля, с правых притоков Хулги. Оттуда же можно выйти и на Щугор. Технически эти маршруты будут оцениваться третьей-четвертой категорией сложности, но они тяжелы физически и проходят по полностью ненаселенной местности. Может быть, поэтому в последние годы Приполярный Урал не слишком популярен среди туристов-водников. Наилучшее время для похода по рекам Приполярного Урала июль - август.
Полярный Урал - это самая северная часть Урала. Ширина полосы гор уменьшается, снижается высота гор. Но все же большая часть вершин имеет высоту до 1000 м и более. Горы сильно расчленены, высота перевалов 300-400 м. Значительная часть района лежит в зоне тундры, только по берегам рек можно встретить кустарник и отдельные деревья. Климат района очень суров, лето длится с середины июля до середины августа - это и наилучшее время для водных походов.
Полярный Урал располагается на территории Коми АССР и Ямало-Ненецкого национального округа Тюменской области. Район населен очень слабо, однако основные транспортные пути близко подходят к горам. На западе это та же магистраль Коноша - Воркута с продолжением местной железнодорожной линии до крайнего северного поселка Хальмер-Ю, откуда, например, до истоков р. Кара всего 30 км. Железнодорожная
ветка Сеида - Лабытнанги, ответвляющаяся от основной магистрали, пересекает Полярный Урал. На востоке сравнительно недалеко от гор параллельно им течет Обь. Реки западного склона Полярного Урала принадлежат бассейнам рек Уса и Кара, реки восточного склона - бассейнам Оби и Щучьей. На Полярном Урале можно построить различные водные маршруты: классические волоковые, маршруты просто по одной реке, маршруты-связки, состоящие из участков нескольких рек, проходимых по течению, соединенных волоками. Волоковые маршруты можно построить с подъемом по Лемве и ее правым притокам, волоком через водораздельный хребет и сплавом по Сыне или Войкару и по их притокам. Здесь маршрут лучше строить с запада на восток, так как путь от железной дороги до хребта существенно короче, чем путь по восточным рекам до Оби, и лучше короткий путь проделать против течения, а длинный - по течению.
Волоковые маршруты можно сделать, связав притоки Оби. К таким относятся известные   маршруты Большая Пайпудына - волок - Ланготюган и Собь - Хараматалоу - волок - Войкар. К маршрутам по одной реке относятся маршруты по рекам Уса и Кара (к ним можно добраться пешком или на вездеходе от железной дороги Воркута - Хальмер-Ю). Можно начать маршрут непосредственно от станции Хальмер-Ю по рекам Хальмер-Ю - Силова-Яха - Кара. В бассейне р. Кара можно построить маршруты-связки, переходя с Кары на ее крупный правый приток Нярма-Яху или с Силова-Яхи на другой крупный левый приток Кары Сибирчата-Яху. Все эти маршруты классифицируются третьей-четвертой категорией сложности для байдарок. Походы проводятся в условиях полной автономности, иногда безлесья и довольно сурового даже летом климата (например, р. Кара впадает в Карскую губу, которая иногда бывает забита льдом).


ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ ЧАСТИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ

Этот туристский район представляет собой слабо всхолмленную равнину с несколькими возвышенностями высотой до 300-400 м. Только на юго-западе территории расположен горный массив, относящийся к Восточным Карпатам, высотой до 2 000 м. Территория лежит в зоне леса, лесостепи, степи и пустыни (на юго-востоке). При движении с севера на юг хвойные леса сменяются лиственными, из широколиственных пород представлен дуб, а в Карпатах-бук. Климат территории умеренно континентальный с ростом континентальности и засушливости при движении с северо-запада на юго-восток. Территория густо заселена, имеет развитую сеть железных и шоссейных дорог. Многочисленны памятники истории И культуры, экскурсионные объекты, насчитывается около 40 заповедников и заказников.
Для водного туризма на байдарках интересны и доступны с середины мая по середину сентября верховья больших рек и их притоки первого и второго порядка. Маршруты по подавляющему большинству рек оцениваются первой категорией сложности. Характерные препятствия-песчаные и каменистые перекаты и легкие порожки.
К маршрутам второй категории сложности для байдарок можно отнести некоторые реки Валдайской возвышенности, например Мету и Щегринку, и Южный Буг в пределах Волыно-Подольской возвышенности.
Особняком стоят реки Карпат, которые летом маловодны, и сплав по ним возможен только в редкие и непредсказуемые моменты дождевых паводков. Уверенный сплав возможен в период весеннего половодья, которое обычно приходится на вторую половину апреля-начало мая. В это время реки доступны для сплава на любых судах. Наименее интересны для туристов реки северного склона-Стрий, Днестр, Латорица-на уровне первой-второй категории сложности для байдарок. Более интересны реки южного и восточного склонов - Черная и Белая Тиса, Черный и Белый Черемош, Прут-на уровне третьей-четвертой категории сложности для байдарок. На этих реках встречаются интересные пороги и водопады.
По рекам европейской части страны путешествует много туристов, часто с детьми. Мета, Щегринка, Южный Буг и реки Карпат используются весной для тренировочных походов.


 СРЕДНЕСИБИРСКОЕ ПЛОСКОГОРЬЕ И ЯКУТИЯ

На Среднесибирском плоскогорье может быть построено множество маршрутов по притокам различного порядка Ангары, Подкаменной Тунгуски и Нижней Тунгуски, определяемых в основном транспортными возможностями (авиация). Категория сложности большинства маршрутов для катамарана - вторая-третья, редко четвертая. Оптимальное время сплава - июнь-август на юге, июль - август на севере.
Природные условия и режим рек Южной Якутии близки к природным условиям и режиму рек Забайкалья. Основные пути заброски - трасса БАМа и Амур-ско-Якутская магистраль. Категории сложности большинства рек - третья-четвертая для катамарана. Пройдены верхнее течение Алдана и его приток Амедичи, Тимптон, Сутан-Гонам-Учур, Алгама, Ток. Массивы Верхоянского хребта и хребта Черского из-за труднодо-ступности и недостаточной транспортной сети (фактически только авиация) мало посещаются туристами-водниками. По рекам района возможны маршруты третьей-четвертой, иногда пятой категории сложности для катамарана.
 
 




ФАКТОРЫ ВЫЖИВАНИЯ

Готовность к действию.
Каждый турист независимо от планируемого маршрута, его сроков и географической зоны проведения должен быть готов к возникновению аварийной ситуации. Моральная готовность подразумевает в первую очередь знание каждым участником группы своих конкретных действий в начальный период развития аварии. Такое знание можно условно разделить на две составные части. Во-первых, знать, что предпринять для своего спасения согласно заранее разработанному плану. Во-вторых, знать, как правильно, с наибольшей эффективностью использовать имеющиеся индивидуальные и групповые средства спасения.
В чрезвычайных обстоятельствах очень важно сохранить максимум хладнокровия, отстраниться от "личного" страха, оценить обстановку в целом, наметить наиболее безопасную линию поведения. Достигается это обучением действию в условиях аварии. Желательно выработать своеобразный условный рефлекс на опасность.
Очень часто опытные туристы, вспоминая об аварии, говорят, что действовали "бессознательно". Но это бессознательность кажущаяся. В ее основе-знания,опыт многочисленных походов, тренировок, разборов чрезвычайных ситуаций, личное участие в мелких происшествиях. Правильные действия "записаны" в подсознании опытного туриста. И наоборот, нерешительность, растерянность объясняются, как правило, элементарной туристской безграмотностью. Не зная,что предпринять для своего спасения, человек впадает в оцепенение или панику, впоследствии сменяющиеся отчаянием, чувством обреченности. К примеру, опытный турист на крик "Камень!" мгновенно прижмется к скале, а новичок замрет или станет задирать голову, силясь увидеть, откуда исходит угроза. Поэтому желательно заранее составить план действий на каждый случай аварии и провести несколько тренировок, чтобы закрепить полученную информацию на подсознательном уровне, так сказать в мышцах.

Воля к жизни.
При кратковременной внешней угрозе человек действует на чувственном уровне, подчиняясь инстинкту самосохранения: отскакивает от падающего дерева, цепляется при падении за неподвижные предметы, пытается держаться на поверхности воды при угрозе утоп-ления. О какой-либо воле к жизни в таких случаях гово рить не приходится.
Другое дело - долговременное выживание. В условиях аварийной ситуации рано или поздно наступает критичес кий момент, когда непомерные физические и психические нагрузки, кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопро тивления подавляют волю. Человеком овладевает пассив ность, безразличие. Его уже не пугают возможные траги ческие последствия непродуманных ночевок, рискованных переправ и т.п. Он не верит в возможность спасения и поэтому гибнет, не исчерпав до конца запасов сил, не использовав запасы продовольствия.
Выживание, основанное только на биологических законах самосохранения, кратковременно. Для него характерны быстро развиваюшиеся психические расст ройства и истерические поведенческие реакции. Желание выжить должно быть осознанным и целенаправленным. Можно назвать это волей к жизни. Любое умение и знание приемов выживания, наличие любого количества аварий кого снаряжения становятся бессмысленными, если чело век смирился с судьбой. Долговременное выживание обеспечивается не стихийным желанием "Я не хочу уми рать!", а поставленной целью "Я должен выжить!".     Желание выжить должно диктоваться не инстинктом, а осознанной необходимостью. К сожалению, известно не мало случаев, когда после аварии люди пассивно ожидали помощи со стороны, не предпринимая никаких действий для защиты от неблагоприятных климатических факторов, для облегчения поисков спасательным отрядом. Безволие принимало формы бездействия. А бездействие, в свою оче редь, усугубляло развивающуюся депрессию.
Очень многое в подобной ситуации зависит от руково дителя группы, от того, как он сумеет настроить людей. Сам руководитель и наиболее близкие ему участники по хода должны своим внешним видом, поведением, разговорами внушать товарищам уверенность в спасении. Надо стремиться обеспечить посильной работой каждого человека. Бездействие, особенно вынужденное ожидание угнетают людей.
Недопустимо вести пессимистические разговоры. Наоборот, следует всячески поощрять оптимизм, рассказы о стойкости людей,о случаях благополучного исхода чрезвычайных происшествий. Но и нельзя излишне обнадеживать людей, провоцировать ложное бодрячество. Крайне опасно в аварийной ситуации анализировать обстоятельства, приведшие' к аварии, действия людей, тем более искать или наказывать виновных! Очень важно не идти на поводу у собственной усталости, не откладывать дела "на завтра", "на потом". Следует проявлять максимум силы воли, чтобы сделать то, что делать не хочется. В аварийной ситуации "завтрашнего дня" может не быть. Из подобных мелких волевых решений складывается такое понятие, как "воля к жизни", обеспечивающее длительное выживание.

Знание приемов самоспасения.
Основа выживания -прочные знания в самых различных областях, начиная с астрономии и медицины и кончая рецептурой приготовления блюд из гусениц. Отсутствие необходимых знаний не могут подменить ни энтузиазм, ни физическая выносливость, ни даже наличие запасов продуктов и аварийного снаряжения. Коробок спичек не спасет от замерзания, если человек не знает, как правильно развести костер под дождем. Риск попадания в лавину возрастает многократно, если не знать правил преодоления лавиноопасных участков. Неправильно оказанная первая доврачебная помощь лишь усугубит состояние пострадавшего. Приемы выживания в каждой климатогеографической зоне различны. То, что можно и должно делать в тайге, недопустимо в пустыне, и наоборот. В аварийной ситуации следует внести в общую "копилку" знаний любую имеющуюся полезную информацию. Самая незначительная "мелочь", осмысленная сообща, может оказаться полезной.
Особо ценны практические знания, полученные по ходу развития самой аварийной ситуации. Кто-то придумал упрощенную технологию заготовки снежных блоков, кто-то изобрел новый способ ловли рыбы. Любую подобную находку необходимо довести до сведения руководителя, а впоследствии каждого участника группы.
Выработка навыков выживания. Желательно не просто знать, как вести себя в той или иной ситуации, но и уметь это делать. Когда положение станет угрожающим, поздно начинать учиться. Можно не владеть узкоспециальными приемами выживания, но, например, строить снежные убежища или добывать воду с помощью конденсаторов должен уметь каждый участник заполярного или пустын ного маршрута. А умение грамотно подать сигнал бедст вия, ориентироваться без компаса должно быть обязатель ным для всех туристов.                           При овладении навыками выживания не следует разб расываться, пытаться ..проверить руками" весь объем полученной информации по тому или иному вопросу. Лучше уметь делать меньше, но хорошо. Не обязательно практически осваивать 20 типов снежных убежищ, дос таточно уметь строить 3-4 убежища, различных по конст рукции.

Общая физическая подготовка, закалка.
Полезность общефизической подготовки дня человека, оказавшегося в аварийной ситуации, доказывать не надо. Психологическая подготовка складывается из суммы таких понятий, как психологическая уравновешенность каждого участни ка группы, психологическая совместимость участников, схоженпость группы, реальное представление условий будущего маршрута.

Организация спасательных работ.
Немаловажное зна чение имеет правильная организация спасательных работ в аварийной группе, четкое распределение обязанностей в походном и аварийном режимах.                    Выполнение различных работ в аварийной ситуации должно быть продуманным и коллективным. Недопустимо, чтобы каждый участник группы делал лишь то, что считает необходимым для себя в данную минуту. Следует помнить, что коллективное выживание спасает каждого, индивидуальное ведет к гибели всех. В данном перечне приведены лишь основные факторы, обеспечивающие долговременное выживание.



   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |