Река Винча и окрестности.

Технический дневник похода 26.07.98 - 8.09.98, написанный очень post factum.

(С) В.С. Смирнов. 1998.

г. Черноголовка, тел. (09652) 48600. E-mail smvs@icp.ac.ru
Использовано описание Максима Бузулукова http://www.chat.ru/~buz/vinchi.html (выделено курсивом).
Иллюстрации (С) В.С. Смирнов, А.Ю.Алентьев.

Атаманша (всенародно избранная), по совместительству Завхоз (жмот и ворюга) -- Валерия Владимировна Пелех (далее по тексту В.В.).
Капеллан, он же Комиссар (отв. за приподнятое состояние духа) -- Андрей Николаевич Карасев. Штурман, он же Нафигатор -- Владимир Станиславович Смирнов.
Неофит, он же Кок -- Руслан Владимирович Самохвалов. Координатор проекта, он же специалист-миколог (это по части грибов) и великий акын -- Александр Юрьевич Алентьев.
Ребенок -- Юлия Александровна Алентьева, 13 лет.


Предыстория. Вначале была большая команда под руководством А.М. Афиногенова (далее по тексту АМ), планировавшая пройти следующим маршрутом: Тикшеозеро -- Винча -- Челозеро -- волок в оз. Кукас -- волоки по системе ламбин обратно в Тикшеозеро -- Пудос -- оз. Пудос -- Нотозеро -- Нольозерка -- Нольозеро. По ряду причин, связанных в основном с нехваткой времени, наша часть команды вышла на неделю позже, собираясь вернуться из Кукаса в Челозеро и далее в Нотозеро, исключив из маршрута волоки в Тикшеозеро и Пудос. Предполагалось рандеву с группой АМ в районе архипелага Частые о-ва и совместное завершение похода.

История.

Описывать путешествие в поезде, видимо, нет нужды. Пиво, преферанс, закупки харчей в Волховстрое и Петрозаводске, песни под гитару -- стандартный набор. Жаль, в Петрозаводске не оказалось копченых свиных ребер, которые так хорошо пошли в прошлом году, пришлось удовлетвориться жирным копченым палтусом. Большая часть вагона (человек 25) ехала на Писту. Мы еще посочувствовали -- толпа на реке будет. Знать бы прикуп...

26.07.

До начала маршрута -- истока р. Винча добираются машиной, которую нанимают в п. Чупа. Расстояние ~40 км.

Станция Чупа. Спросонья.

В шесть утра на станции Чупа со 112 поезда выгрузилось три туристские группы, включая нас. Воскресенье, поэтому местного народу на станции практически нет. Стоит УАЗик-буханка, по словам одной группы, они его уже зарезервировали. Через 20 мин подошел предупрежденный заранее за неделю командой АМ водитель, назвал цену, поехали. По дороге задержка на полчаса -- вытаскивали слетевший с дороги УАЗик-джип, его водитель зевнул. На перешеек между оз. Степаново и Тикшеозеро, как планировалось, водитель ехать отказался, сославшись на плохую дорогу (однако, на перешейке потом встретили группу рыбаков из Москвы на ГАЗ-66). Подъехали к берегу оз. Степаново. Стапель на приличном месте стоянки с оборудованным костровищем. Первый удар судьбы: вроде бы свежезаряженный аккумулятор видеокамеры показывает полный разряд :( . (Как потом выяснилось в Москве, он издох фатально. Единственное спасение то, что камера -- Hitachi, жрет пальчиковые щелочные батареи -- надо сказать, действительно ЖРЕТ, свежих хватает меньше, чем на 5 мин. Выдернули батареи откуда только можно. Но все равно видео с похода получилось такое, каким раньше получалось пленочное кино -- 15 минут). Не спеша надули лодки, собрались (как ни странно, почти все барахло влезло в багажники и на дно лодок, сверху навьючивать пришлось очень мало), пообедали, вышли около 4 вечера. По оз. Степаново 20 мин до перешейка. Остатки мостков, весьма паскудный илистый берег. Волок в Тикшеозеро 150 м. На Тикшеозере остатки причала, затопленный здоровенный баркас. Берег тоже илистый. В середине волока изба (обозначена на 2-км карте). Печка с каменкой, полати, стол, лавки, две железные кровати. Решили остаться в избе, истопили печку, устроили баню (все хорошо, только до озера далеко бежать), набрали грибов, замариновали оставшиеся с поезда огурцы и отметили старт вместе с днем ВМФ (Карасев имел честь тянуть на флоте срочную службу). Цитата дня: "Баня, брат! Переведи ему! - Сауна." ((С) Особенности национальной охоты). В этом же ключе попытались снять эпизод с выскакиванием из бани и плюханьем в озеро. Однако, поскольку приняло участие в этом всего два артиста мужеска полу, получилось весьма двусмысленно -- этакая "погоня оголодавшего ... в общем, человека с нетрадиционной сексуальной ориентацией". В.В. всенародным голосованием избрана атаманшей, поскольку она ходила в походы больше всех нас, а формальный руководитель (с правом последнего слова) все-таки нужен, несмотря на то, что режим в группе -- стадно-демократическая республика. Вечером попытался поймать "Маяк", дабы послушать прогноз погоды и был приятно удивлен -- ловится на УКВ, видимо, из Кандалакши.

Изба Степанова

27.07.

С утра дождь. Принимаем коллегиальное решение запланированную на этот день (но уже на реке в районе первых порогов) дневку провести здесь. Преферанс и т. п. околачивание груш. Тщательные оценки текущего уровня потребления этанола и учет его запасов приводят нас к решению провести сухой день, что и осуществляется.

28.07.

Из Тикшеозера р. Винча вытекает двумя рукавами. Наиболее удобен для прохождения правый рукав (в левом рукаве -- 3 плотины и очень неудобные обносы).

Пора выходить на нормальный походный режим (впоследствии он установился достаточно точно: при писке будильника в 8.00 выход примерно в 12.30 плюс-минус 15 минут с хорошей повторяемостью). Вышли в Тикшеозеро. Часам к двум подошли к истокам. В левом рукаве на плотине копошится турье (видно в бинокль). В правом рукаве на мосту местные рыбаки (отец и мальчишка). С их слов, сегодня у моста ночевала группа, забросились прямо к мосту, стартовали незадолго до нас.

В правом рукаве сначала два проходимых порога, далее рукава сливаются.

Прошли первые пороги (хотя для наших лодок это, скорее, перекаты). На правом берегу наблюдаем группу на Тайменях, подошли общаться. Народ из Москвы (кстати, практически все впоследствии встреченные группы -- Москва с окрестностями и Питер), клеят свежепродранные лодки.

Следующее препятствие Акапорог легко узнается по двум скалам в воде перед ним. Перед порогом плотина со сливом, струя выносит на низкий мост, расположенный за плотиной. Прохождение слива плотины невозможно, т.к. байдарка неизбежно будет затянута под полузатопленый мост. В случае прохождения нижней части порога, плотину обносят по левому берегу. Далее река делает крутой поворот вправо и на участке ~350-400 метров теряет около 4-х метров высоты. Участок проходим, но необходимо произвести разведку. Желательно применение фартука, т.к. высокие валы заливают байдарку. Ниже порога обязательна страховка. Если порог не проходится, то обнос делается по правому берегу ~60 м.

Акапорог (выходная бочка)

Подошли к Акапорогу. Все соответствует описанию, дополню только, что на ПБ в районе моста есть стоянка, хотя мест для палаток немного. Пока ходили вокруг порога, устраиваясь на точках съемки и наводя аппаратуру, догнала группа, виденная в бинокль. Народ из Домодедова то ли на 6, то ли на 7 Тайменях. В итоге порог проходили вперемешку, можно сказать, толкаясь задницами (правда, у них шли только два экипажа и мужик на надувном матрасе (в прямом смысле, а то тут некоторые добрые люди наши Егеря матрасами обзывают), остальные обносились). Фартук и Егерям-Скаутам не помешал бы -- практически плоский Ухарь и остроносый Скаут проткнули бочку на выходе (см. фото) и нахватались воды. У Кр. Богатыря нос с кормой задраны достаточно высоко, поэтому, как нам сказали со стороны, бочку мы просто задавили. По крайней мере, воды в лодке было гораздо меньше. Пока суд да дело, догнала еще одна группа (тоже шли левым рукавом, три Тайменя). Количество людей на реке начинает настораживать.

После Акапорога расположен порог Перекат (проходим).

Перекат совершенно не отложился в памяти.

Далее следуют 3 Верхних Еловых порога (все они проходимы после разведки) и 5 Нижних Еловых порогов (4 первых их них вполне проходимы после разведки, а пятый проходим только при высоком уровне воды, как было в 1996 году, при низком уровне воды -- обнос по левому берегу).

Подошли к первому из Верхних Еловых порогов. На ПБ перед ним -- довольно хорошо оборудованная, но изрядно загаженная стоянка. По байдарочной привычке пошли смотреть. Подходят домодедовские, суются в порог, один экипаж киляется. Над порогом стоит мужик (далее по тексту уважительно называемый Рыбак -- именно так, с большой буквы), ловит рыбу. Он просто поражен количеством народу на реке, произносит материнские (в смысле матерные) слова по поводу "этого [censored] Интернета" (действительно, у большей части команд, как, впрочем, и у нас, -- распечатки цитируемого здесь описания М. Бузулукова). Их команда ходит на Винчу уже 12 лет, оборудовала несколько стоянок, в том числе упоминаемую ниже островную на Пайозере, и такого не видела никогда. Особенно его раздражают огромные группы --  10 человек и более. Когда он узнает, что нас всего шестеро, то меняет гнев на милость и советует несколько мест для стоянок. Вскоре возвращаются разведчики, говорят, что ниже порога есть хорошая стоянка, там вылезли кильнувшиеся, но становиться, по их словам, не собираются. Идем порог, там выясняется, что домодедовские все-таки решили занять эту стоянку. Поминаем их мать и без остановки идем дальше -- все Еловые пороги без просмотра. Для Егерей ничего сложного, но валы на некоторых хорошие, заливает. Доходим до 5 Нижнего Елового порога, его уже смотрим, ибо падение на глаз больше, чем у предыдущих. В конце на ЛБ хорошая стоянка (как раз из указанных Рыбаком), но: а) уже 8 вечера, холодно, мокрый ребенок замерз; б) хочется не спеша поснимать прохождения. Посему становимся на необорудованном, но вполне приличном месте на ЛБ выше порога. Первая (как оказалось, и последняя) форель. Г-н Карасев окончательно простудился, начал принимать бисептол и, вняв квалифицированным аргументам дипломированных химиков, прекратил принимать этанол (sic!). Поздним вечером догнала первая из встреченных нами команд, обнесли и встали на стоянке под порогом. Вечером опять встретили Рыбака, он ходит вверх-вниз вдоль реки и кидает спиннинг.

29.07.

5 Нижний Еловый порог

Утром -- прохождение со съемками из всех стволов (стволов 4: Карасевская видеокамера, мой Киев-19 со слайдами, Ломо-компакт Алентьева и Зенит Руслана с черно-белой пленкой -- что поделаешь, ортодокс. Я, впрочем, тоже.) 5 Нижнего Елового порога. Опять догнали домодедовские и опять прохождения вперемешку. Хорошо, что у них идет 1-2 экипажа (с качественными фартуками), остальные обносят, а то совсем тесно стало бы. Технические подробности: длина порога -- около 250 м, верхняя часть -- шивера с полуметровыми валами, заход слева, в середине -- уход под правый берег. Основной слив (примерно метровый) чистый в правой половине (слева зубья), но в корпусе лодки прямо за ним грядка с бочкой. Так что нужно идти левее вплотную к зубьям. Далее выходная часть -- чистый быстроток метров 50 с валами до метра вдоль ряжа.

После небольшого участка спокойной воды следует несомненное украшение маршрута -- порог Собачий, представляющий собой водослив около 5 метров (общий перепад ~8 м. на длине 300 м.). Очень красивый, мощный и несомненно непроходимый, обносится по левому берегу. Здесь же хорошее место для стоянки. Ориентиром порога Собачий служит низкий мост перед порогом, здесь проходит лесная дорога и иногда проходят лесовозы. Дорога ведет в лесопункт Нольозеро и далее на ст. Полярный Круг.

Порог Собачий
Порог Собачий начинается сразу за мостом. Дорога и мост в хорошем состоянии. Указанная стоянка довольно сильно загажена. Порог весьма красив, несмотря на ряжевые стенки, -- долго стояли и фотографировали его и себя на его фоне. Поначалу было возникли мысли о прохождении нижней части порога, но потом от них отказались -- здоровенные камни практически в шахматном порядке, а поток изрядный.

За Собачьим в пределах прямой видимости находится небольшой порог, после прохождения которого необходимо быстро причалить к левому берегу -- впереди самый мощный на маршруте порог Падун (водослив около 10 метров и еще падение уровня 8 метров на участке 300 метров). Падун обносится по левому берегу. Здесь так же хорошее место для стоянки.

Основной слив Большого Падуна
Дошли до Большого Падуна. Повосхищались мощью, но отметили, что переустройство природы, а именно ряжевые стенки, несколько портят картину. Что весьма впечатлило, так это звучание порога -- сочный бас на грани инфразвука, который чувствуется не только ушами, но и всем телом. Застолбили стоянку на ЛБ. Хотя еще только 5 часов вечера, решили пока дальше не идти, а разведать.

Далее следуют пороги Хариус и Домашний, которые частично проходимы, а нижние участки приходится обносить из-за отвесных непроходимых сливов. Но лучше эти пороги обнести одновременно с Падуном по хорошей тропе примерно 1.5 км в Пайозеро.

Обнаружили начало тропы волока -- весьма хорошо утоптанной. Подошли домодедовские, встали на более высоком ПБ, там, похоже, тоже есть стоянка. Им Рыбак, как оказалось, посоветовал волочься по дороге на ПБ, обозначенной на карте, в оз. Каменное. (Как показали результаты разведки впоследствии, дорога в очень хорошем состоянии, можно везти тележки, в отличие от тропы на ЛБ. Есть ответвление влево, достаточно заросшее, но заметное, выходящее к реке сразу за пор. Домашний. Ориентир -- ручей, пересекающий дорогу, ответвление вскоре после него). Прошли с В.В. вдоль реки, посмотрели Хариус и Домашний, увидели еще несколько групп, которые стояли уже ниже Домашнего по обоим берегам. Принимаем решение обнести Падун и проходить верхние части Хариуса и Домашнего, т. е., кроме основных сливов.

30.07.

Утром еще в 7 часов светило солнце, а в 7.55 пошел дождь, который продолжался почти без перерывов до вечера. Г-на Карасева прихватило сердце, его лодку и все вещи отволокли (те самые 1.5 км) ниже Домашнего. Тропа выводит к месту, где могут встать (и реально стоят) несколько групп. Вчетвером (ребенка оставили охранять Карасева) обнесли Падун (300 м) и на порожних лодках (можно было бы и на груженых, но уж раз все барахло отволокли -- не нести же обратно) прошли верхние части Хариуса и Домашнего. На Хариусе верхняя часть представляет собой быстроток с валами до метра, протяженность метров 150, проходима чисто, но желательно просмотреть порог и наметить ориентиры, когда чалиться, чтобы не попасть в основной слив (там как раз струя выносит в левый берег на относительно спокойном участке). Обнос по ЛБ 60 м. На Домашнем верхняя часть -- мелковатая шивера с парой сливов сантиметров по 70, и, как справедливо заметил Рыбак, все плиты "лежат как-то неправильно". Пришлось подсесть и даже проехать один слив кормой вперед. Островок после шиверы обходили слева, слив в левой его части чистый. Далее относительно спокойный участок, в конце которого заводь у ПБ, куда и надо пристать для обноса основного слива. Обнос 70 м. В конце обноса отличная оборудованная стоянка, куда мы в конце концов и встали, ибо она очень вовремя освободилась (Когда мы обносились, там лежали два Тайменя, но людей не было. Обнеслись, переправились на ЛБ, стали думать, что дальше делать. Карасев все страдает, дождь льет. Решили развести две вещи: костер и спирт, поправить здоровье и думать, где вставать, ибо везде, где можно, уже кто-то стоит. И тут, когда уже потянуло дымком, а раствор этанола подвергался взбалтыванию для приведения к термодинамическому равновесию, я замечаю, как те два Тайменя отваливают от противоположного берега! С первым попавшимся человеком -- а им оказалась В.В., держащая буквально в зубах бутылку с раствором -- переправляемся и столбим стоянку. Оставшаяся В.В. с бутылкой служит дополнительным стимулом к скорейшей переправе всего барахла). Разбиваем лагерь, после чего дождь, естественно, прекращается.

Стоянка на Домашнем

31.07.

Дневка. Баню делать почему-то поленились (на этой стоянке не было сложенной печки, только каркас, а камни народ, видимо, грел на отдельном костре), ограничились помывкой в реке. Попытка поставить сеть в выходную струю увенчалась полным словом из шести букв, а именно, фиаско, -- только растянули, лопнула веревка, с матюками плюнули на это дело. Неудачная рыбалка на спиннинг. Тщательный осмотр основного слива Домашнего и сомнения в его непроходимости для наших судов. Общий перепад здесь под 2.5 м, довольно чистый заход, в самом крутом месте -- плита справа торчит, на выходе из слива вал через плиту. Вечером оклемавшийся Карасев с Русланом на порожнем "Ухаре" прошли этот слив. Очередная встреча с Рыбаком, который на плесе под Падуном поймал кумжу килограмма на 4. По его словам, именно на этом плесе она и водится.

Основной слив Домашнего

1.08.

Утром пошел на плес под Падуном попытать рыбацкое счастье на кумжу -- но не судьба.  У меня почему-то не было куражу проходить Домашний, посему я прислушался к своему внутреннему голосу. Заодно как раз разведал упомянутую выше дорогу. Пока ловил, Алентьев с В.В. пошли слив Домашнего на Скауте и кильнулись -- похоже, зацепили килем плиту на выходе, находясь под углом к потоку (это уже разборы полетов по результатам видеосъемки и впечатлениям участников). Выводы по результатам двух попыток: заходить нужно слева почти вплотную к островку, тогда не будет наваливать на плиту в правой части основного слива, а плиту в нижней части слива проходить строго по прямой. "Ухарь" зашел правее и основной слив шел чуть боком, но кормой задел правую плиту, и его развернуло на точный курс, что и обеспечило удачное прохождение. Для байдарок все-таки скорее всего непроход. Это подтверждают ломаные кости Тайменя, гниющие на нашей стоянке.

Что же касается Хариуса, то, по результатам нескольких осмотров, мы склоняемся к тому, что там непроход и для Егерей -- уж больно неудачно плиты расположены, да и ряж там построен, на который наваливать будет.

Кстати, еще впечатления об особенностях поведения судов: Скаут сделан заметно более килеватым, чем Егерь, что улучшило ходкость, но несколько уменьшило бортовую остойчивость. А в общем -- хвала Магрипу (он же РафтМастер) за наши лодки.

На Пайозере на крупном острове хорошая стоянка, есть даже туристская баня. На выходе из Пайозера порог Тюрипорог (проходим у левого берега), здесь река впадает в озеро Каменное. Озеро красивое, хорошая рыбалка.

На ПБ ниже Тюрипорога -- стоянка (как обычно, занятая).

На выходе из озера Каменное расположен порог Каменный, перед которым находится мост. В высокую воду мост следует обнести, так как сразу после моста глубокая пенная яма (бочка). Участок ниже "бочки" проходим. Здесь река поворачивает вправо и на протяжении 400 метров теряет несколько метров высоты после чего впадает в Челозеро. В пороге высокие стоячие волны и много камней. По правому берегу есть очень короткий обнос с хорошей тропой, которым следует воспользоваться при отказе от прохождения порога.

На Каменном наделали кучу ошибок (не поставили нормальную страховку; надо было, наверное, спустить Егеря под мост на конце, а то после моста нет времени, чтобы распрямиться и начать грести), слава Богу, все кончилось благополучно. "Ухарь" в котле моментально кильнулся, и далее В.В. прошла каньон самосплавом, пересчитывая камни пятой точкой, а Карасев -- верхом на перевернутом "Ухаре". Остальные лодки обнесли мост, каньон прошли нормально (правда, ребенка в экипаже Скаута заменил Руслан). По впечатлениям бывавших на Охте, этот каньон не уступает каньону Кивиристи. Материальные потери: весло, запасная лопасть, засунутая под багажник, Карасевские очки, котел, в котором ехали уксус и растительное масло (масло потом добрые люди поймали в озере и вернули, а вместо уксуса стали мариновать грибы лимонной кислотой, что оказалось вкуснее, так что нет худа без добра). Рядом обносилась группа на Тайменях, мужик из нее кинулся спасать В.В., его самого искупало. Потом мы подошли к ним, налили, пообщались. Оказалось, что в таком количестве турья виноват не только Интернет, но и журнал "Наука и жизнь", который весной 1998 г. опубликовал статью про оз. Кукас, куда весь народ и ломится; причем автор статьи Н. Иванов -- перед нами. Они стояли стационаром на озере слева от устья (на Каменное ходили на рыбалку), справа тоже есть стоянка (видимо, туда выходит тропа обноса).

На Челозере имеет смысл посетить его западную часть, в которую водопадом впадает протока из озера Кукас. С этого места можно сделать пеший переход на озеро Кукас. Длина протоки около 2 километров при перепаде уровней 54 метра. Здесь можно поймать форель.

Виды Челозера с места волока на Кукас
По Челозеру пошли в западную часть, дошли до места волока на Кукас. Место видно издалека -- здоровенная лысина на лесистом берегу. Навстречу по озеру прошли две группы, пока мы соображали, они заняли стоянки на обоих берегах в километре восточнее места волока. Все загажено остатками лесосплава, стоит вагончик с печкой, валяются разнообразные следы машинной цивилизации. Пообщались с одной из них -- народ из подмосковного Королева, идет с Княжегубского вдхр., собираются идти вверх (!!!) по Винче, далее через Тикшеозеро на Елеть и Кереть. Может, я чего-то не понимаю, но тащить Таймени вверх... Наши первоначальные планы с системой волоков тоже еще те, но не настолько. Кстати, замечание по поводу плавсредств. Из трех с лишним десятков встреченных судов -- два RZ, три ката, один ПСН, остальные -- сплошные Таймени. Встали на стоянку в вагончике, выкинув из него сгнивший матрас, и около него. Лечим побитую задницу В.В. бальзамом Караваева (Соматон)-- как потом оказалось, помогает хорошо. Мимо туда-сюда шляется турье -- пара групп вышла с Кукаса, а те, кто перехватили стоянки, пошли налегке на разведку. Приходим к решению, что наутро Алентьев с В.В. налегке пойдут на Кукас, постараются застолбить там стоянку (по некоторым сведениям, в истоке Куксы есть), пострадавшая накануне В.В. будет ее стеречь, а все остальные таскать. Ссылаясь на происшедший киль и прошедшую простуду, Карасев отменил личный сухой закон и сменил бисептол обратно на этанол.

Озеро Кукас расположено в высоких берегах, глубокое, очень красивое и, видимо, заслуживает отдельного описания, мы его не исследовали.

2.08.

Разведчики отправились часов в 9 утра. Остальные лениво собирают вещи. Мимо проволакиваются упомянутые две группы, подходит группа Иванова. У них 500-метровая карта, на которой явно показано, что основная дорога, уходящая от берега, делает петлю налево, и до Кукаса по ней около 4 км. В 500 м по берегу западнее показана прямая тропа на Кукас. В то же время, возвращавшиеся вчера разведчики из других групп сказали, что до Кукаса 2 км по дороге, местами затопленной, но приемлемой. Через 3 часа разведчики еще не вернулись. Пошел разбираться сам. В 100 м от вагончика основная наезженная дорога уходит влево, а прямо идет та самая частично заросшая, местами с водой, но вполне проходимая. По ней с километр до выхода на наезженную дорогу и столько же до моста через Куксу. Стоянка на ламбине в истоке Куксы уже занята, берега изрядно загажены, наших разведчиков нигде нет. Возвращаюсь, разведчики уже тоже вернулись, пройдя кругом по основной дороге и насобирав рюкзак грибов. Они вышли на ламбину в истоке Куксы, им почему-то показалось, что они вышли не туда, они вернулись чуть назад до развилки и дошли до какого-то испохабленного цивилизацией места с горой старых покрышек и т. п. продуктами деятельности homo sapiens (как потом выяснилось -- обозначенный на 2-км карте вахтовый поселок). Прогулка та еще -- ноги стерли. Обсудив сложившуюся ситуацию, принимая во внимание состояние личного состава, количество турья и ограниченный запас времени, приходим к выводу о нецелесообразности волока на Кукас и замене оного двухдневкой на Челозере. Проводим экскурсию к водопаду в устье Куксы. Оно выглядит как раздвоение в западной части озера, нужно держаться левого берега. Вообще-то это не водопад в классическом понимании, а даже не очень крутой водослив высотой примерно 4-5 метров, обезображенный ряжами и застрявшими дровами. По сравнению с Собачьим и Падуном -- бледная немочь, ибо расход на порядок меньше. Все стоянки в западной части озера заняты. По возвращении занимаем освободившуюся отличную стоянку на северном берегу Челозера. Первая удачная рыбалка. Обжираемся грибами во всех видах (жареном, тушеном, маринованном).
Хваленый водопад Куксы

3.08.

Стоянка на Челозере
Дневка. Дружно околачиваем груши. Инсталлировали сеть. Вечером удачная рыбалка -- куча окуней, а в сеть попался, как впоследствии выяснилось по книжке, сиг (по рыбацкой темноте нашей тогда обозванный крупной плотвой). Уха, грибы.
Сиг

4.08.

И дым копченостей нам сладок и приятен ((С) откуда-то из ФИДО)
Еще одна дневка. Продолжаем околачивать вышеупомянутые фрукты. Опять уха, копчено-печеная рыба, грибы. Истопили баньку, но задул сильный северный ветер, обломал почти весь кайф. Похолодало, что вечером привело к изрядному перерасходу этанола.

 5.08.

Если следовать на восток от порога Каменный то, после прохождения несложного Винчапорога на выходе из Челозера, попадаем в Нотозеро, являющееся частью Княжегубского водохранилища.

Хорошо на Челозере, но труба зовет. Расслабившись, вышли поздно. Введено новшество в распорядок дня: так как между завтраком и выходом проходит довольно много времени, устроили перекус перед самым выходом, когда уже все собрано, -- и порешили делать так отныне и впредь. Заметный вмордувинд. В районе пор. Каменного встретили весьма колоритный экипаж на ПСН, от которых узнали, что о нас спрашивала команда, по описанию похожая на команду АМ. Слегка прибавляем и на Винчапороге встречаем сначала опять Рыбака, а затем происходит долгожданная "встреча на Винче", сопровождающаяся приемом внутрь, закусыванием и первым обменом впечатлениями. Система волоков оказалась непроходимой, и команда АМ вернулась обратно с Кукаса через Челозеро. То есть, они в обед прошли мимо нас, но не опознали. Объединенная команда выходит в Нотозеро, тупо и тяжело пилит против ветра до 11 вечера и встает на островке в начале Нольгубы. Кстати, следов избы на Частых о-вах, отмеченной на 2-км карте, замечено не было. Отмечаем встречу. Активный обмен информацией. Что весьма впечатлило: так сложилось, что команда АМ не взяла гитару. Несколько дней они держались, потом не вытерпели и из доступных материалов (дрова, разделочная доска, картон от блока сигарет "Петр I", шурупы в качестве колков, хорошо, что струны запасные были) сотворили такой инструмент!
АМ играет на упомянутом инструменте

6.08.

Дневка. Проспали до полудня (а некоторые особо стойкие -- до 6 вечера). Вечером несколько неприятный эпизод: часов в 11 на огонь костра подвалил катер с местными (один валялся трупом, другой держался на ногах, но в изрядном подпитии). Утверждали, что промахнулись мимо входа в оз. Пудос, откуда подрядились забирать тургруппу. Как могли, объяснили им ориентиры, и они отвалили. Похоже, правда, никуда они не ходили, а встали за ближайшим мысом, часок подождали и подвалили снова с той же проблемой, ссылаясь на свое нетрезвое состояние, не позволяющее ориентироваться. Снова объяснения, тыкания пальцем в карту, уходят и СНОВА возвращаются. Второй уже что-то соображает -- собственно, тогда и поняли, что это не мешок. Что им надо -- водки, что ли? Остаемся дежурить 5 мужиков, при очередном возвращении ненавязчиво даем понять, что водки у нас нет. Они говорят, что это здесь достать не проблема и предлагают привезти. Отказываемся. При следующем возвращении они просятся к костру, достают свой чайник, харчи, заваривают чай, сами достают полбутылки водки, НАЛИВАЮТ, довольно долго треплются с нами на отвлеченные темы. Они из Зеленоборска, в Моше у них дача. Потом, похоже, поняв, что спать мы ложиться не собираемся, сваливают окончательно. Видимо, все-таки ждали, пока все уснут, чтобы покопаться в барахле.

7.08.

Бурлаки на Нольозерке
После практически бессонной ночи (а некоторые просто решили не ложиться), тем не менее, вышли как обычно. Дошли до Нольозерки, далее подъем через перекаты вверх, где на веслах (что иногда сопровождается поломками оных), но в основном в режиме бурлаков. Наконец, доходим до моста в истоке Нольозерки, настил моста частично сожжен. У моста собирается группа, стоит тот самый УАЗик-буханка из Чупы, виденный нами в первый день. Общаемся с водителем. По его словам, мост сжег рыбнадзор, дабы народ на машинах не ездил куда не следует. После некоторой дискуссии решаем становиться на антистапель у моста, а в лесопункт Нольозеро, где на 3 часа следующего дня назначена встреча с нашим водителем, послать гонцов. Уж больно неохота утром мочить лодки. Место грязноватое, но вполне приемлемое, палатки можно ставить на площадках у дороги, а можно (в целях маскировки) и на берегу Нольозера перед мостом (правда, там тесновато). Вечером общаемся с автотуристами на восьмерке, целью которых является тоже Кукас. Сожженный мост форсировать они не рискнули. День рождения В.В. Выпиты все остатки этанола и вкусные заначки. Всю ночь гульбонство и шлямсание ((С) С. Лем. 21 путешествие Ийона Тихого).

8.08.

Антистапель. Господь послал солнце и ветер -- как по заказу, чтоб все высохло, хотя довольно прохладно. В оговоренное время подъехал наш ГАЗон, взгромоздились и поехали. На станции довольно много турья, магазин по субботам не работает. Наш водитель за небольшие дополнительные деньги отвозит на своей девятке завхозов обеих групп в поселок Чупа, где закупаются соответствующие твердые и жидкие продукты. Наслаждаемся плодами цивилизации, потребляя закупленные вкусные харчи. По случаю выходного дня касса на станции тоже не работает. Наш водитель звонит в Лоухи, выясняется, что билеты можно купить там, причем диспетчер даже советует номер вагона, где больше свободных мест. Грузимся в поезд. Поехали... Game over...



PS. В середине похода Алентьеву приснился страшный сон. Плывем мы по реке и после очередного поворота видим довольно крупный поселок. В таком поселке может быть магазин, а в нем -- вкусное пиво. Отправляемся на поиски, переваливаем через горку и видим перед собой стандартный спальный район с панельными домами. В таком районе обязательно должен быть магазин с пивом. Находим магазин и обнаруживаем в нем полки, ровными рядами заставленные яблочным говидлом и вечнозелеными консервированными помидорами. На этом он проснулся. Посмеялись. А сон-то вещий...


Last Modified 29.11.98