Река Винча и окрестности.

Технический дневник похода 26.07.98 - 8.09.98, написанный очень post factum.

(С) В.С. Смирнов. 1998.

г. Черноголовка, тел. (09652) 48600. E-mail smvs@icp.ac.ru
Использовано описание Максима Бузулукова http://www.chat.ru/~buz/vinchi.html(выделено курсивом).
Иллюстрации (С) В.С. Смирнов, А.Ю.Алентьев.

Атаманша (всенародно избранная), по совместительству Завхоз (жмот и ворюга)-- Валерия Владимировна Пелех (далее по тексту В.В.).
Капеллан, он же Комиссар (отв. за приподнятое состояние духа) -- АндрейНиколаевич Карасев.Штурман, он же Нафигатор -- Владимир СтаниславовичСмирнов.
Неофит, он же Кок -- Руслан Владимирович Самохвалов.Координатор проекта, он же специалист-миколог (это по части грибов) и великийакын -- Александр ЮрьевичАлентьев.
Ребенок -- Юлия Александровна Алентьева, 13 лет.


Предыстория. Вначале была большая командапод руководством А.М. Афиногенова(далее по тексту АМ), планировавшая пройти следующим маршрутом: Тикшеозеро-- Винча -- Челозеро -- волок в оз. Кукас -- волоки по системе ламбин обратнов Тикшеозеро -- Пудос -- оз. Пудос -- Нотозеро -- Нольозерка -- Нольозеро.По ряду причин, связанных в основном с нехваткой времени, наша часть командывышла на неделю позже, собираясь вернуться из Кукаса в Челозеро и далеев Нотозеро, исключив из маршрута волоки в Тикшеозеро и Пудос. Предполагалосьрандеву с группой АМ в районе архипелага Частые о-ва и совместное завершениепохода.

История.

Описывать путешествие в поезде, видимо, нет нужды. Пиво, преферанс,закупки харчей в Волховстрое и Петрозаводске, песни под гитару -- стандартныйнабор. Жаль, в Петрозаводске не оказалось копченых свиных ребер, которыетак хорошо пошли в прошлом году, пришлось удовлетвориться жирным копченымпалтусом. Большая часть вагона (человек 25) ехала на Писту. Мы еще посочувствовали-- толпа на реке будет. Знать бы прикуп...

26.07.

До начала маршрута -- истока р. Винча добираются машиной, которуюнанимают в п. Чупа. Расстояние ~40 км.

Станция Чупа. Спросонья.

В шесть утра на станции Чупа со 112 поезда выгрузилось три туристскиегруппы, включая нас. Воскресенье, поэтому местного народу на станции практическинет. Стоит УАЗик-буханка, по словам одной группы, они его уже зарезервировали.Через 20 мин подошел предупрежденный заранее за неделю командойАМ водитель, назвал цену, поехали. По дороге задержкана полчаса -- вытаскивали слетевший с дороги УАЗик-джип, его водитель зевнул.На перешеек между оз. Степаново и Тикшеозеро, как планировалось, водительехать отказался, сославшись на плохую дорогу (однако, на перешейке потомвстретили группу рыбаков из Москвы на ГАЗ-66). Подъехали к берегу оз. Степаново.Стапель на приличном месте стоянки с оборудованным костровищем. Первыйудар судьбы: вроде бы свежезаряженный аккумулятор видеокамеры показываетполный разряд :( . (Как потом выяснилось в Москве, он издохфатально. Единственное спасение то, что камера -- Hitachi, жрет пальчиковыещелочные батареи -- надо сказать, действительно ЖРЕТ, свежих хватает меньше,чем на 5 мин. Выдернули батареи откуда только можно. Но все равновидео с похода получилось такое, каким раньше получалось пленочное кино-- 15 минут). Не спеша надули лодки, собрались (как ни странно,почти все барахло влезло в багажники и на дно лодок, сверху навьючиватьпришлось очень мало), пообедали, вышли около 4 вечера. По оз. Степаново20 мин до перешейка. Остатки мостков, весьма паскудный илистый берег.Волок в Тикшеозеро 150 м. На Тикшеозере остатки причала, затопленныйздоровенный баркас. Берег тоже илистый. В середине волока изба (обозначенана 2-км карте). Печка с каменкой, полати, стол, лавки, две железныекровати. Решили остаться в избе, истопили печку, устроили баню (все хорошо,только до озера далеко бежать), набрали грибов, замариновали оставшиесяс поезда огурцы и отметили старт вместе с днем ВМФ (Карасев имел честьтянуть на флоте срочную службу). Цитата дня: "Баня, брат! Переведи ему!- Сауна." ((С) Особенности национальной охоты). Вэтом же ключе попытались снять эпизод с выскакиванием из бани и плюханьемв озеро. Однако, поскольку приняло участие в этом всего два артиста мужескаполу, получилось весьма двусмысленно -- этакая "погоня оголодавшего ...в общем, человека с нетрадиционной сексуальной ориентацией". В.В. всенароднымголосованием избрана атаманшей, поскольку она ходила в походы больше всехнас, а формальный руководитель (с правом последнего слова) все-таки нужен,несмотря на то, что режим в группе -- стадно-демократическая республика.Вечером попытался поймать "Маяк", дабы послушать прогноз погоды и был приятноудивлен -- ловится на УКВ, видимо, из Кандалакши.

Изба Степанова

27.07.

С утра дождь. Принимаем коллегиальное решение запланированную на этотдень (но уже на реке в районе первых порогов) дневку провести здесь. Преферанси т. п. околачивание груш. Тщательные оценки текущего уровня потребленияэтанола и учет его запасов приводят нас к решению провести сухой день,что и осуществляется.

28.07.

Из Тикшеозера р. Винча вытекает двумя рукавами. Наиболее удобен дляпрохождения правый рукав (в левом рукаве -- 3 плотины и очень неудобныеобносы).

Пора выходить на нормальный походный режим (впоследствии он установилсядостаточно точно: при писке будильника в 8.00 выход примерно в 12.30 плюс-минус15 минут с хорошей повторяемостью). Вышли в Тикшеозеро. Часам к двум подошлик истокам. В левом рукаве на плотине копошится турье (видно в бинокль).В правом рукаве на мосту местные рыбаки (отец и мальчишка). С их слов,сегодня у моста ночевала группа, забросились прямо к мосту, стартовалинезадолго до нас.

В правом рукаве сначала два проходимых порога, далее рукава сливаются.

Прошли первые пороги (хотя для наших лодок это, скорее, перекаты). Направом берегу наблюдаем группу на Тайменях, подошли общаться. Народ изМосквы (кстати, практически все впоследствии встреченные группы -- Москвас окрестностями и Питер), клеят свежепродранные лодки.

Следующее препятствие Акапорог легко узнается по двум скалам в водеперед ним. Перед порогом плотина со сливом, струя выносит на низкий мост,расположенный за плотиной. Прохождение слива плотины невозможно, т.к. байдарканеизбежно будет затянута под полузатопленый мост. В случае прохождениянижней части порога, плотину обносят по левому берегу. Далее река делаеткрутой поворот вправо и на участке ~350-400 метров теряет около 4-х метроввысоты. Участок проходим, но необходимо произвести разведку. Желательноприменение фартука, т.к. высокие валы заливают байдарку. Ниже порога обязательнастраховка. Если порог не проходится, то обнос делается по правому берегу~60 м.

Акапорог (выходная бочка)

Подошли к Акапорогу. Все соответствует описанию, дополню только, чтона ПБ в районе моста есть стоянка, хотя мест для палаток немного. Покаходили вокруг порога, устраиваясь на точках съемки и наводя аппаратуру,догнала группа, виденная в бинокль. Народ из Домодедова то ли на 6, толи на 7 Тайменях. В итоге порог проходили вперемешку, можно сказать, толкаясьзадницами (правда, у них шли только два экипажа и мужик на надувном матрасе(в прямом смысле, а то тут некоторые добрые люди наши Егеря матрасами обзывают),остальные обносились). Фартук и Егерям-Скаутам не помешал бы -- практическиплоский Ухарь и остроносый Скаут проткнули бочку на выходе (см. фото) инахватались воды. У Кр. Богатыря нос с кормой задраны достаточно высоко,поэтому, как нам сказали со стороны, бочку мы просто задавили. По крайнеймере, воды в лодке было гораздо меньше. Пока суд да дело, догнала еще однагруппа (тоже шли левым рукавом, три Тайменя). Количество людей на рекеначинает настораживать.

После Акапорога расположен порог Перекат (проходим).

Перекат совершенно не отложился в памяти.

Далее следуют 3 Верхних Еловых порога (все они проходимы после разведки)и 5 Нижних Еловых порогов (4 первых их них вполне проходимы после разведки,а пятый проходим только при высоком уровне воды, как было в 1996 году,при низком уровне воды -- обнос по левому берегу).

Подошли к первому из Верхних Еловых порогов. На ПБ перед ним -- довольнохорошо оборудованная, но изрядно загаженная стоянка. По байдарочной привычкепошли смотреть. Подходят домодедовские, суются в порог, один экипаж киляется.Над порогом стоит мужик (далее по тексту уважительно называемый Рыбак --именно так, с большой буквы), ловит рыбу. Он просто поражен количествомнароду на реке, произносит материнские (в смысле матерные) слова по поводу"этого [censored] Интернета" (действительно, у большей части команд, как,впрочем, и у нас, -- распечатки цитируемого здесь описания М. Бузулукова).Их команда ходит на Винчу уже 12 лет, оборудовала несколько стоянок, втом числе упоминаемую ниже островную на Пайозере, и такого не видела никогда.Особенно его раздражают огромные группы --  10 человек и более. Когдаон узнает, что нас всего шестеро, то меняет гнев на милость и советуетнесколько мест для стоянок. Вскоре возвращаются разведчики, говорят, чтониже порога есть хорошая стоянка, там вылезли кильнувшиеся, но становиться,по их словам, не собираются. Идем порог, там выясняется, что домодедовскиевсе-таки решили занять эту стоянку. Поминаем их мать и без остановки идемдальше -- все Еловые пороги без просмотра. Для Егерей ничего сложного,но валы на некоторых хорошие, заливает. Доходим до 5 Нижнего Елового порога,его уже смотрим, ибо падение на глаз больше, чем у предыдущих. В концена ЛБ хорошая стоянка (как раз из указанных Рыбаком), но: а) уже 8 вечера,холодно, мокрый ребенок замерз; б) хочется не спеша поснимать прохождения.Посему становимся на необорудованном, но вполне приличном месте на ЛБ вышепорога. Первая (как оказалось, и последняя) форель. Г-н Карасев окончательнопростудился, начал принимать бисептол и, вняв квалифицированным аргументамдипломированных химиков, прекратил принимать этанол (sic!). Поздним вечеромдогнала первая из встреченных нами команд, обнесли и встали на стоянкепод порогом. Вечером опять встретили Рыбака, он ходит вверх-вниз вдольреки и кидает спиннинг.

29.07.

5 Нижний Еловый порог

Утром -- прохождение со съемками из всех стволов (стволов 4: Карасевскаявидеокамера, мой Киев-19 со слайдами, Ломо-компакт Алентьева и Зенит Русланас черно-белой пленкой -- что поделаешь, ортодокс. Я, впрочем, тоже.) 5Нижнего Елового порога. Опять догнали домодедовские и опять прохождениявперемешку. Хорошо, что у них идет 1-2 экипажа (с качественными фартуками),остальные обносят, а то совсем тесно стало бы. Технические подробности:длина порога -- около 250 м, верхняя часть -- шивера с полуметровыми валами,заход слева, в середине -- уход под правый берег. Основной слив (примернометровый) чистый в правой половине (слева зубья), но в корпусе лодки прямоза ним грядка с бочкой. Так что нужно идти левее вплотную к зубьям. Далеевыходная часть -- чистый быстроток метров 50 с валами до метра вдоль ряжа.

После небольшого участка спокойной воды следует несомненное украшениемаршрута -- порог Собачий, представляющий собой водослив около 5 метров(общий перепад ~8 м. на длине 300 м.). Очень красивый, мощный и несомненнонепроходимый, обносится по левому берегу. Здесь же хорошее место для стоянки.Ориентиром порога Собачий служит низкий мост перед порогом, здесь проходитлесная дорога и иногда проходят лесовозы. Дорога ведет в лесопункт Нольозерои далее на ст. Полярный Круг.

Порог Собачий
Порог Собачий начинается сразу за мостом. Дорога и мост в хорошем состоянии.Указанная стоянка довольно сильно загажена. Порог весьма красив, несмотряна ряжевые стенки, -- долго стояли и фотографировали его и себя на егофоне. Поначалу было возникли мысли о прохождении нижней части порога, нопотом от них отказались -- здоровенные камни практически в шахматном порядке,а поток изрядный.

За Собачьим в пределах прямой видимости находится небольшой порог,после прохождения которого необходимо быстро причалить к левому берегу-- впереди самый мощный на маршруте порог Падун (водослив около 10 метрови еще падение уровня 8 метров на участке 300 метров). Падун обносится полевому берегу. Здесь так же хорошее место для стоянки.

Основной слив Большого Падуна
Дошли до Большого Падуна. Повосхищались мощью, но отметили, что переустройствоприроды, а именно ряжевые стенки, несколько портят картину. Что весьмавпечатлило, так это звучание порога -- сочный бас на грани инфразвука,который чувствуется не только ушами, но и всем телом. Застолбили стоянкуна ЛБ. Хотя еще только 5 часов вечера, решили пока дальше не идти, а разведать.

Далее следуют пороги Хариус и Домашний, которые частично проходимы,а нижние участки приходится обносить из-за отвесных непроходимых сливов.Но лучше эти пороги обнести одновременно с Падуном по хорошей тропе примерно1.5 км в Пайозеро.

Обнаружили начало тропы волока -- весьма хорошо утоптанной. Подошлидомодедовские, встали на более высоком ПБ, там, похоже, тоже есть стоянка.Им Рыбак, как оказалось, посоветовал волочься по дороге на ПБ, обозначеннойна карте, в оз. Каменное. (Как показали результаты разведки впоследствии,дорога в очень хорошем состоянии, можно везти тележки, в отличие от тропына ЛБ. Есть ответвление влево, достаточно заросшее, но заметное, выходящеек реке сразу за пор. Домашний. Ориентир -- ручей, пересекающий дорогу,ответвление вскоре после него). Прошли с В.В. вдоль реки, посмотрели Хариуси Домашний, увидели еще несколько групп, которые стояли уже ниже Домашнегопо обоим берегам. Принимаем решение обнести Падун и проходить верхние частиХариуса и Домашнего, т. е., кроме основных сливов.

30.07.

Утром еще в 7 часов светило солнце, а в 7.55 пошел дождь, который продолжалсяпочти без перерывов до вечера. Г-на Карасева прихватило сердце, его лодкуи все вещи отволокли (те самые 1.5 км) ниже Домашнего. Тропа выводитк месту, где могут встать (и реально стоят) несколько групп. Вчетвером(ребенка оставили охранять Карасева) обнесли Падун (300 м) и напорожних лодках (можно было бы и на груженых, но уж раз все барахло отволокли-- не нести же обратно) прошли верхние части Хариуса и Домашнего. На Хариусеверхняя часть представляет собой быстроток с валами до метра, протяженностьметров 150, проходима чисто, но желательно просмотреть порог и наметитьориентиры, когда чалиться, чтобы не попасть в основной слив (там как разструя выносит в левый берег на относительно спокойном участке). Обнос поЛБ 60 м. На Домашнем верхняя часть -- мелковатая шивера с паройсливов сантиметров по 70, и, как справедливо заметил Рыбак, все плиты "лежаткак-то неправильно". Пришлось подсесть и даже проехать один слив кормойвперед. Островок после шиверы обходили слева, слив в левой его части чистый.Далее относительно спокойный участок, в конце которого заводь у ПБ, кудаи надо пристать для обноса основного слива. Обнос 70 м. В концеобноса отличная оборудованная стоянка, куда мы в конце концов и встали,ибо она очень вовремя освободилась (Когда мы обносились, там лежали дваТайменя, но людей не было. Обнеслись, переправились на ЛБ, стали думать,что дальше делать. Карасев все страдает, дождь льет. Решили развести двевещи: костер и спирт, поправить здоровье и думать, где вставать, ибо везде,где можно, уже кто-то стоит. И тут, когда уже потянуло дымком, а растворэтанола подвергался взбалтыванию для приведения к термодинамическому равновесию,я замечаю, как те два Тайменя отваливают от противоположного берега! Спервым попавшимся человеком -- а им оказалась В.В., держащая буквальнов зубах бутылку с раствором -- переправляемся и столбим стоянку. ОставшаясяВ.В. с бутылкой служит дополнительным стимулом к скорейшей переправе всегобарахла). Разбиваем лагерь, после чего дождь, естественно, прекращается.

Стоянка на Домашнем

31.07.

Дневка. Баню делать почему-то поленились (на этой стоянке не было сложеннойпечки, только каркас, а камни народ, видимо, грел на отдельном костре),ограничились помывкой в реке. Попытка поставить сеть в выходную струю увенчаласьполным словом из шести букв, а именно, фиаско, -- только растянули, лопнулаверевка, с матюками плюнули на это дело. Неудачная рыбалка на спиннинг.Тщательный осмотр основного слива Домашнего и сомнения в его непроходимостидля наших судов. Общий перепад здесь под 2.5 м, довольно чистыйзаход, в самом крутом месте -- плита справа торчит, на выходе из сливавал через плиту. Вечером оклемавшийся Карасев с Русланом на порожнем "Ухаре"прошли этот слив. Очередная встреча с Рыбаком, который на плесе под Падуномпоймал кумжу килограмма на 4. По его словам, именно на этом плесе она иводится.

Основной слив Домашнего

1.08.

Утром пошел на плес под Падуном попытать рыбацкое счастье на кумжу --но не судьба.  У меня почему-то не было куражу проходить Домашний,посему я прислушался к своему внутреннему голосу. Заодно как раз разведалупомянутую выше дорогу. Пока ловил, Алентьев с В.В. пошли слив Домашнегона Скауте и кильнулись -- похоже, зацепили килем плиту на выходе, находясьпод углом к потоку (это уже разборы полетов по результатам видеосъемкии впечатлениям участников). Выводы по результатам двух попыток: заходитьнужно слева почти вплотную к островку, тогда не будет наваливать на плитув правой части основного слива, а плиту в нижней части слива проходитьстрого по прямой. "Ухарь" зашел правее и основной слив шел чуть боком,но кормой задел правую плиту, и его развернуло на точный курс, что и обеспечилоудачное прохождение. Для байдарок все-таки скорее всего непроход. Это подтверждаютломаные кости Тайменя, гниющие на нашей стоянке.

Что же касается Хариуса, то, по результатам нескольких осмотров, мысклоняемся к тому, что там непроход и для Егерей -- уж больно неудачноплиты расположены, да и ряж там построен, на который наваливать будет.

Кстати, еще впечатления об особенностях поведения судов: Скаут сделанзаметно более килеватым, чем Егерь, что улучшило ходкость, но несколькоуменьшило бортовую остойчивость. А в общем -- хвала Магрипу (он же РафтМастер)за наши лодки.

На Пайозере на крупном острове хорошая стоянка, есть даже туристскаябаня. На выходе из Пайозера порог Тюрипорог (проходим у левого берега),здесь река впадает в озеро Каменное. Озеро красивое, хорошая рыбалка.

На ПБ ниже Тюрипорога -- стоянка (как обычно, занятая).

На выходе из озера Каменное расположен порог Каменный, перед которымнаходится мост. В высокую воду мост следует обнести, так как сразу послемоста глубокая пенная яма (бочка). Участок ниже "бочки" проходим. Здесьрека поворачивает вправо и на протяжении 400 метров теряет несколько метроввысоты после чего впадает в Челозеро. В пороге высокие стоячие волны имного камней. По правому берегу есть очень короткий обнос с хорошей тропой,которым следует воспользоваться при отказе от прохождения порога.

На Каменном наделали кучу ошибок (не поставили нормальную страховку;надо было, наверное, спустить Егеря под мост на конце, а то после мостанет времени, чтобы распрямиться и начать грести), слава Богу, все кончилосьблагополучно. "Ухарь" в котле моментально кильнулся, и далее В.В. прошлаканьон самосплавом, пересчитывая камни пятой точкой, а Карасев -- верхомна перевернутом "Ухаре". Остальные лодки обнесли мост, каньон прошли нормально(правда, ребенка в экипаже Скаута заменил Руслан). По впечатлениям бывавшихна Охте, этот каньон не уступает каньону Кивиристи. Материальные потери:весло, запасная лопасть, засунутая под багажник, Карасевские очки, котел,в котором ехали уксус и растительное масло (масло потом добрые люди поймалив озере и вернули, а вместо уксуса стали мариновать грибы лимонной кислотой,что оказалось вкуснее, так что нет худа без добра). Рядом обносилась группана Тайменях, мужик из нее кинулся спасать В.В., его самого искупало. Потоммы подошли к ним, налили, пообщались. Оказалось, что в таком количестветурья виноват не только Интернет, но и журнал "Наука и жизнь", которыйвесной 1998 г. опубликовал статью про оз. Кукас, куда весь народ и ломится;причем автор статьи Н. Иванов -- перед нами. Они стояли стационаром наозере слева от устья (на Каменное ходили на рыбалку), справа тоже естьстоянка (видимо, туда выходит тропа обноса).

На Челозере имеет смысл посетить его западную часть, в которую водопадомвпадает протока из озера Кукас. С этого места можно сделать пеший переходна озеро Кукас. Длина протоки около 2 километров при перепаде уровней 54метра. Здесь можно поймать форель.

Виды Челозера с места волока на Кукас
По Челозеру пошли в западную часть, дошли до места волока на Кукас.Место видно издалека -- здоровенная лысина на лесистом берегу. Навстречупо озеру прошли две группы, пока мы соображали, они заняли стоянки на обоихберегах в километре восточнее места волока. Все загажено остатками лесосплава,стоит вагончик с печкой, валяются разнообразные следы машинной цивилизации.Пообщались с одной из них -- народ из подмосковного Королева, идет с Княжегубскоговдхр., собираются идти вверх (!!!) по Винче, далее через Тикшеозеро наЕлеть и Кереть. Может, я чего-то не понимаю, но тащить Таймени вверх...Наши первоначальные планы с системой волоков тоже еще те, но не настолько.Кстати, замечание по поводу плавсредств. Из трех с лишним десятков встреченныхсудов -- два RZ, три ката, один ПСН, остальные -- сплошные Таймени. Всталина стоянку в вагончике, выкинув из него сгнивший матрас, и около него.Лечим побитую задницу В.В. бальзамом Караваева (Соматон)-- как потом оказалось,помогает хорошо. Мимо туда-сюда шляется турье -- пара групп вышла с Кукаса,а те, кто перехватили стоянки, пошли налегке на разведку. Приходим к решению,что наутро Алентьев с В.В. налегке пойдут на Кукас, постараются застолбитьтам стоянку (по некоторым сведениям, в истоке Куксы есть), пострадавшаянакануне В.В. будет ее стеречь, а все остальные таскать. Ссылаясь на происшедшийкиль и прошедшую простуду, Карасев отменил личный сухой закон и сменилбисептол обратно на этанол.

Озеро Кукас расположено в высоких берегах, глубокое, очень красивоеи, видимо, заслуживает отдельного описания, мы его не исследовали.

2.08.

Разведчики отправились часов в 9 утра. Остальные лениво собирают вещи.Мимо проволакиваются упомянутые две группы, подходит группа Иванова. Уних 500-метровая карта, на которой явно показано, что основная дорога,уходящая от берега, делает петлю налево, и до Кукаса по ней около 4 км.В 500 м по берегу западнее показана прямая тропа на Кукас. В тоже время, возвращавшиеся вчера разведчики из других групп сказали, чтодо Кукаса 2 км по дороге, местами затопленной, но приемлемой. Через3 часа разведчики еще не вернулись. Пошел разбираться сам. В 100 мот вагончика основная наезженная дорога уходит влево, а прямо идет та самаячастично заросшая, местами с водой, но вполне проходимая. По ней с километрдо выхода на наезженную дорогу и столько же до моста через Куксу. Стоянкана ламбине в истоке Куксы уже занята, берега изрядно загажены, наших разведчиковнигде нет. Возвращаюсь, разведчики уже тоже вернулись, пройдя кругом поосновной дороге и насобирав рюкзак грибов. Они вышли на ламбину в истокеКуксы, им почему-то показалось, что они вышли не туда, они вернулись чутьназад до развилки и дошли до какого-то испохабленного цивилизацией местас горой старых покрышек и т. п. продуктами деятельности homo sapiens (какпотом выяснилось -- обозначенный на 2-км карте вахтовый поселок).Прогулка та еще -- ноги стерли. Обсудив сложившуюся ситуацию, принимаяво внимание состояние личного состава, количество турья и ограниченныйзапас времени, приходим к выводу о нецелесообразности волока на Кукас изамене оного двухдневкой на Челозере. Проводим экскурсию к водопаду в устьеКуксы. Оно выглядит как раздвоение в западной части озера, нужно держатьсялевого берега. Вообще-то это не водопад в классическом понимании, а дажене очень крутой водослив высотой примерно 4-5 метров, обезображенный ряжамии застрявшими дровами. По сравнению с Собачьим и Падуном -- бледная немочь,ибо расход на порядок меньше. Все стоянки в западной части озера заняты.По возвращении занимаем освободившуюся отличную стоянку на северном берегуЧелозера. Первая удачная рыбалка. Обжираемся грибами во всех видах (жареном,тушеном, маринованном).
Хваленый водопад Куксы

3.08.

Стоянка на Челозере
Дневка. Дружно околачиваем груши. Инсталлировали сеть. Вечером удачнаярыбалка -- куча окуней, а в сеть попался, как впоследствии выяснилось покнижке, сиг (по рыбацкой темноте нашей тогда обозванный крупной плотвой).Уха, грибы.
Сиг

4.08.

И дым копченостей нам сладок и приятен ((С) откуда-то из ФИДО)
Еще одна дневка. Продолжаем околачивать вышеупомянутые фрукты. Опятьуха, копчено-печеная рыба, грибы. Истопили баньку, но задул сильный северныйветер, обломал почти весь кайф. Похолодало, что вечером привело к изрядномуперерасходу этанола.

 5.08.

Если следовать на восток от порога Каменный то, после прохождениянесложного Винчапорога на выходе из Челозера, попадаем в Нотозеро, являющеесячастью Княжегубского водохранилища.

Хорошо на Челозере, но труба зовет. Расслабившись, вышли поздно. Введеноновшество в распорядок дня: так как между завтраком и выходом проходитдовольно много времени, устроили перекус перед самым выходом, когда ужевсе собрано, -- и порешили делать так отныне и впредь. Заметный вмордувинд.В районе пор. Каменного встретили весьма колоритный экипаж на ПСН, от которыхузнали, что о нас спрашивала команда, по описанию похожая на команду АМ.Слегка прибавляем и на Винчапороге встречаем сначала опять Рыбака, а затемпроисходит долгожданная "встреча на Винче", сопровождающаяся приемом внутрь,закусыванием и первым обменом впечатлениями. Система волоков оказаласьнепроходимой, и команда АМ вернулась обратно с Кукаса через Челозеро. Тоесть, они в обед прошли мимо нас, но не опознали. Объединенная командавыходит в Нотозеро, тупо и тяжело пилит против ветра до 11 вечера и встаетна островке в начале Нольгубы. Кстати, следов избы на Частых о-вах, отмеченнойна 2-км карте, замечено не было. Отмечаем встречу. Активный обменинформацией. Что весьма впечатлило: так сложилось, что команда АМ не взялагитару. Несколько дней они держались, потом не вытерпели и из доступныхматериалов (дрова, разделочная доска, картон от блока сигарет "Петр I",шурупы в качестве колков, хорошо, что струны запасные были) сотворили такойинструмент!
АМ играет на упомянутом инструменте

6.08.

Дневка. Проспали до полудня (а некоторые особо стойкие -- до 6 вечера).Вечером несколько неприятный эпизод: часов в 11 на огонь костра подвалилкатер с местными (один валялся трупом, другой держался на ногах, но в изрядномподпитии). Утверждали, что промахнулись мимо входа в оз. Пудос, откудаподрядились забирать тургруппу. Как могли, объяснили им ориентиры, и ониотвалили. Похоже, правда, никуда они не ходили, а встали за ближайшим мысом,часок подождали и подвалили снова с той же проблемой, ссылаясь на своенетрезвое состояние, не позволяющее ориентироваться. Снова объяснения,тыкания пальцем в карту, уходят и СНОВА возвращаются. Второй уже что-тосоображает -- собственно, тогда и поняли, что это не мешок. Что им надо-- водки, что ли? Остаемся дежурить 5 мужиков, при очередном возвращенииненавязчиво даем понять, что водки у нас нет. Они говорят, что это здесьдостать не проблема и предлагают привезти. Отказываемся. При следующемвозвращении они просятся к костру, достают свой чайник, харчи, завариваютчай, сами достают полбутылки водки, НАЛИВАЮТ, довольно долго треплютсяс нами на отвлеченные темы. Они из Зеленоборска, в Моше у них дача. Потом,похоже, поняв, что спать мы ложиться не собираемся, сваливают окончательно.Видимо, все-таки ждали, пока все уснут, чтобы покопаться в барахле.

7.08.

Бурлаки на Нольозерке
После практически бессонной ночи (а некоторые просто решили не ложиться),тем не менее, вышли как обычно. Дошли до Нольозерки, далее подъем черезперекаты вверх, где на веслах (что иногда сопровождается поломками оных),но в основном в режиме бурлаков. Наконец, доходим до моста в истоке Нольозерки,настил моста частично сожжен. У моста собирается группа, стоит тот самыйУАЗик-буханка из Чупы, виденный нами в первый день. Общаемся с водителем.По его словам, мост сжег рыбнадзор, дабы народ на машинах не ездил кудане следует. После некоторой дискуссии решаем становиться на антистапельу моста, а в лесопункт Нольозеро, где на 3 часа следующего дня назначенавстреча с нашим водителем, послать гонцов. Уж больно неохота утром мочитьлодки. Место грязноватое, но вполне приемлемое, палатки можно ставить наплощадках у дороги, а можно (в целях маскировки) и на берегу Нольозераперед мостом (правда, там тесновато). Вечером общаемся с автотуристамина восьмерке, целью которых является тоже Кукас. Сожженный мост форсироватьони не рискнули. День рождения В.В. Выпиты все остатки этанола и вкусныезаначки. Всю ночь гульбонство и шлямсание ((С) С. Лем. 21путешествие Ийона Тихого).

8.08.

Антистапель. Господь послал солнце и ветер -- как по заказу, чтоб всевысохло, хотя довольно прохладно. В оговоренное время подъехал наш ГАЗон,взгромоздились и поехали. На станции довольно много турья, магазин по субботамне работает. Наш водитель за небольшие дополнительные деньги отвозит насвоей девятке завхозов обеих групп в поселок Чупа, где закупаются соответствующиетвердые и жидкие продукты. Наслаждаемся плодами цивилизации, потребляязакупленные вкусные харчи. По случаю выходного дня касса на станции тожене работает. Наш водитель звонит в Лоухи, выясняется, что билеты можнокупить там, причем диспетчер даже советует номер вагона, где больше свободныхмест. Грузимся в поезд. Поехали... Game over...



PS. В середине похода Алентьеву приснился страшный сон. Плывеммы по реке и после очередного поворота видим довольно крупный поселок.В таком поселке может быть магазин, а в нем -- вкусное пиво. Отправляемсяна поиски, переваливаем через горку и видим перед собой стандартный спальныйрайон с панельными домами. В таком районе обязательно должен быть магазинс пивом. Находим магазин и обнаруживаем в нем полки, ровными рядами заставленныеяблочным говидлом и вечнозелеными консервированными помидорами. На этомон проснулся. Посмеялись. А сон-то вещий...


Last Modified 29.11.98
   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |