Колласйоки - Уукса 2000
(Карелия)

Б Л А Г О Д А Р Н О С Т И:
первым делом хочется выразить
огромную  признательность
Василию Воробьеву (см. триллер
Лоймола-Колосйоки'99 на сайте у Мошкова)
за его  вклад в поиск информации
по реке Колласйоки.

ОТЧЕТ
о походе группы туристов из городов
Дзержинска Нижегородской области, Нижнего Новгорода и Москвы
по рекам Колласйоки, Уукса.



ОБЩИЕ  СВЕДЕНИЯ  О  МАРШРУТЕ

Категория сложности - II с эл. IV.
Нитка маршрута : г.Нижний Новгород - г.Санкт-Петербург - ст.Пийтсиеки - р.Колласйоки - с.Колатсельга - р.Уукса - ст.Иля-Ууксу - ст.Лодейное Поле - г.Москва - г.Нижний Новгород.
Средства сплава: катамаран "Тритон-2" - 1, катамаран "Тритон-4" - 1, каноэ "Скаут" - 2,
КНК - 1.
Число участников: 12 человек.
Сроки проведения: 6 мая - 12 мая 2000 года.
 

СОСТАВ  ГРУППЫ

"Тритон-2" (он же "Мамаду"):
1. Курносов Илья (Дзержинск) - интендант.
2. Карпович Сергей (Н.Новгород) - руководитель группы.
"Тритон-4" (он же "мотоциклет "Синее Чудовище"):
3. Житняков Олег (Н.Новгород) - капитан ката-4.
4. Язынин Сергей (Н.Новгород) - матрос ката-4.
5. Пичугин Андрей (Н.Новгород) - матрос ката-4.
6. Парфенова Ирина (Н.Новгород) - матрос ката-4, врач.
"Скауты-2" (они же "Скутер"):
7. Иванчук Остап (Москва) - капитан "Скутера".
8. Ефимов Дмитрий (Дзержинск) - матрос "Скутера".
9. Пронченко Андрей (Дзержинск) - матрос "Скутера", кок.
10. Ежов Александр (Дзержинск) - матрос "Скутера".
КНК:
11. Попов Александр (Н.Новгород) - капитан КНК, зам. руководителя группы.
12. Попова Ирина (Н.Новгород) - матрос КНК.

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА МАРШРУТА

     Началось все еще прошлым летом, когда я на сайте у Мошкова обнаружил и с большим интересом прочитал триллер Василия Воробьева "Лоймола-Колосйоки'1999". Возникло любопытство, что же за каньон такой, с водопадами. Однако, при попытке заинтересовать остальных членов экипажа, я получил отлуп "аж по самые помидоры", суть которого сводилась к мысли, что нужно тренироваться на падунах, а не болтаться "хрен знает где".
   Так мечта была похоронена. Неожиданное воскрешение идеи произошло почти через полгода, когда я получил из Москвы почту от Остапа, где в числе прочих тем был абзац примерно следующего содержания:
"Карпыч, ты читал триллер? Мне так понравилось! Тебе не кажется, что стиль прохождения маршрута, ориентирования по азимуту и прочего садомозахизма и истязания плоти сильно напоминают те, которыми периодически пользуется один наш член экипажа?"
     Ну что ж, имен называть не будем. После такого пинка обсуждение вспыхнуло с новой силой, и при мощной поддержке из Москвы (в жизни так и бывает: пока ветер сверху не подует - вниз шишки не посыпятся) идея посещения Колласйоки (вариантов написания названия реки масса, я придерживаюсь указанного на 2-километровке Карелии и на мосту в селе Колатсельга) выжила и победила. В целях усиления психологического эффекта от сплава было решено пригласить на маршрут группу ничего не подозревающих знакомых туристов из Нижнего Новгорода, которые рассчитывали на легкое и приятное времяпрепровождение на несложной карельской речке. Насколько это удалось - читайте ниже.

ГРАФИК  ДВИЖЕНИЯ

06.05.2000 - отъезд из Нижнего Новгорода;
07.05.2000 - пересадка в Санкт-Петербурге, заезд на станцию Пийтсиеки;
08.05.2000 - автозаброска на реку Колласйоки, стапель, сплав;
09.05.2000 - сплав до каньона, частичный обнос, сплав до села Колатсельга;
10.05.2000 - автопереброска на реку Уукса, сплав до порога "Розовый Слон";
11.05.2000 - сплав до поселка Иля-Ууксу, антистапель, отъезд на станцию Лодейное Поле, выезд в Москву;
12.05.2000 - пересадка в Москве, прибытие в Нижний Новгород.

ЗАБРОСКА - ВЫБРОСКА

     Заброска на маршрут осуществлялась обычным способом через Санкт-Петербург:
- 6 мая 18.15 поезд №63 "Нижний Новгород - Санкт-Петербург", прибытие в Санкт-Петербург 07.05.2000 в 10.05;
- 7 мая 14.30 поезд №249 "Санкт-Петербург - Костомукша", прибытие на станцию Пийтсиеки 08.05.2000  в 00.08.
На станции Пийтсиеки удалось за 200 рублей арендовать бортовой УАЗ, который за 40 мин доставил нас прямо к полуразрушенному мосту через Колласйоки. Ехать необходимо не по шоссе в сторону станции Лоймола, где река, скорее всего, окажется слишком маловодной, а в южном направлении через лесопилку по лесовозной дороге. Учитывая многочисленность группы, пришлось сделать 2 рейса.
     Выброска с маршрута 11 мая была не совсем обычной, т.к. группа опаздала на вечерний поезд от Иля-Ууксу до Лодейного поля. Часть группы, которая испытывала дефицит времени (7 человек), была вынуждена арендовать в поселке УАЗ-санитарку и уехала в Лодейное Поле на ней. Время в пути 3,5 часа. Билетов в кассе на поезд №181 "Мурманск - Москва", отправляющийся в 23.26, не было, но удалось найти общий язык с бригадиром поезда и без задержек выехать в Москву. В Москве история повторилась: на дневной поезд №46 "Москва - Нижний Новгород", отправляющийся в 15.15, билетов не было, но опять удалось договориться с бригадиром, и, хотя ехали вшестером на 2 нижних полках, вечером уже были дома. Оставшаяся часть группы заночевала в окрестностях Иля-Ууксу и на следующий день рейсовым автобусом в 13.30 выехала в Лодейное Поле, где без проблем удалось приобрести билеты до Москвы на поезд №181. В Москве проблем с билетами на поезд №46 тоже не было, и вечером 13 мая все вернулись домой.
     Группе при заброске на маршрут необходимо иметь действительные паспорта, маршрутную книжку и список участников с указанием паспортных данных.

ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ

     Погода была просто замечательная: сухая и солнечная. Ночная температура 5-7 градусов тепла, дневная 11-13 градусов. Единственный дождь был в ночь с 10 на 11 мая во время стоянки на пороге "Розовый Слон". Вспоминая прошлогоднее "белое безмолвие", даже не верилось, что идем в тот же самый промежуток времени.
 
 
 
 
 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
 

Река Колласйоки

     Приводимая ниже информация не претендует на то, чтобы называться лоцией, однако, учитывая полное отсутствие каких-либо сведений по реке, она дает возможность составить общее впечатление о характере сплава и преследует основную цель для желающих пройти маршрут - НЕ ВЛЕТЕТЬ БЕЗ ПРОСМОТРА В КАНЬОН, что может привести к весьма печальным последствиям.
     Сразу скажу, что осуществить привязку места стапеля на Колласйоки к карте нам не удалось. После выезда со станции Пийтсиеки лесовозная дорога идет в южном направлении через лесопилку и представляет собой невысокую насыпь, проложенную в сильно заболоченной местности. Качество дороги вполне приемлемое, однако местами ее ширина весьма мала, так что две машины не разъедутся. Минут через 20 после начала движения встретится развилка, на которой необходимо повернуть направо. Минут через 10 на дороге появится небольшой, довольно хлипкий мостик (для того чтобы проехать, нам пришлось укрепить его несколькими стволами поваленных деревьев, лежавших неподалеку). Все это очень хорошо согласуется с картой, но дальше происходит непонятное: больше никаких ответвлений и видимых ориентиров по пути не встретится и минут через 10 дорога приводит к сильно разрушенному мосту через Колласйоки. Дальше дорога, по словам шофера, идет на станцию Лоймола. Весь путь от Пийтсиеки до реки занимает около 40 минут.
     Единственным разумным объяснением является то, что мы свернули с основной дороги вправо раньше показанной там развилки. В этом случае вероятно, что под мостиком протекает приток Витсаоя (мы обратили внимание, что течение было справа налево). Однако место впадения Витсаоя в Колласйоки мы не заметили. Возможно, что из-за высокого уровня воды оно находилось в одном из заливов.
     В месте стапеля расположен небольшой заброшенный каменный карьер. Проблем с лесом для рамы и дровами, естественно, нет. Колласйоки под мостом имеет ширину около 5 м. Высота моста не позволяет проплыть под ним, поэтому для сплавляющихся с верхней части - короткий обнос по правому берегу. Ниже моста русло немного расширяется в сильно заболоченных берегах. Через 100 метров попадется единственный встретившийся нам завал. Проводка - вдоль болотины правого берега (левый еще хуже). В течении ближайшего часа сплава река представляет собой чередование озеровидных расширений с практически стоячей водой (скорее всего, залитые болота) и несложных шиверок в довольно узком русле (местами 3-4 м). Характер препятствий: прижимы на крутых поворотах и отдельные камни в русле. Все идется сходу, требуется только внимательность. Постепенно воды становится больше, ширина русла увеличивается до 10-12 м и сплав упрощается, одновременно становясь более скучным. Далее, на протяжении 3-4 часов, характер реки не меняется: встречаются отдельные шиверки не более 1-2 к.с., прижимы исчезают совсем, берега сильно заболочены, местами попадаются скальные выходы. Все препятствия идутся сходу. Приемлемых стоянок почти нет.
     Ориентиры приближения каньона: длинное (метров 500) узкое озеро с высокими красивыми берегами, немного загибающееся влево. При приближении к концу озера слышен шум воды. Заметно падение русла. На высоком дереве левого берега прибит железнодорожный знак (круглый, черная окантовка и пересечение с белыми точками на нем; что означает - не знаю). Виден хорошо, пропустить его сложно. Чалка на правый берег до начала шиверы.
     Препятствие, условно называемое "Каньоном", состоит из нескольких разнородных частей, сильно отличающихся друг от друга по характеру прохождения: это входная разгонная шивера, S-образный участок быстротока, водопад 1, участок быстротока, водопад 2, выходная шивера. Непосредственно в каньоне находятся препятствия от первого водопада до конца выходной шиверы. Итак, по порядку:

1. Входная шивера (3 к.с.).
Расположена на прямом участке реки и состоит из серии небольших сливов с подводных плит. Длина 400-500 м. Просмотр по правому берегу затруднен буреломом, да и не слишком необходим: препятствие идется по основной струе. В конце шиверы русло резко поворачивает вправо, и начинается:
2. S-образный участок быстротока.
Его необходимо просмотреть, чтобы наметить место чалки перед водопадом. Идти туда нужно не по берегу вдоль шиверы, а по лесу, что несколько проще, но приличной тропы все равно нет. После поворота реки вправо на 90 градусов по обоим берегам будут улова: слева побольше, справа - поменьше. Чалится предпочтительнее налево, особенно при желании обнести водопады. Далее русло поворачивает влево на 90 градусов и через 10-15 м вправо на 90 градусов, после чего сваливается в водопад. На последнем правом повороте левый берег пологий каменистый - последняя возможность для аварийной чалки перед водопадом. Два предыдущих поворота - слепые.
3. Водопад 1 (5 к.с.).
Мощный прямой слив высотой 3-3.5 м (зависит от уровня воды). Бочка мощная, но, скорее всего, проносная. Препятствие проходимое, но непростое. Просмотр и обнос по левому берегу.
4. Быстроток.

  После водопада река оказывается в каньоне. Высота стен 8-10 м. Русло плавно поворачивает влево. На правом берегу - небольшая скальная сыпуха, правда возможность непринудительной чалки к ней маловероятна. Вообще, задача постановки страховки после первого слива весьма непроста. Далее русло расширяется и на плавном повороте вправо сваливается в:
5. Водопад 2 (от 4 к.с. до непрохода в зависимости от уровня воды).
Высота около 2 м. По очень высокой воде проще первого - по центру. После слива под левым берегом есть большое улово с противотоком и огромным количеством взбитой пены, за что эту ступень мы назвали "Стиральная машина". По нашей воде слева и, особенно, по центру русло непроходимо из-за обнажившихся камней. Весь поток создает мощный навал на скальный выступ правого берега с острой гребенкой на нем чуть выше уровня воды. Ширина чистого прохода - не более 1 м. Вероятность прорвать правую гондолу судна близка к 100%. Если же оверкиль произойдет в водопаде 1, то, при плохой страховке, в эту мясорубку может попасть и экипаж.  После этой ступени русло реки плавно делает левый поворот и начинается:
6. Выходная шивера (3 к.с.).
Представляет собой почти прямую трубу длиной около 1 км. В начальной части на каждом берегу встречаются небольшие участки скальной сыпухи, на которые можно спустить суда для прохождения оставшейся части каньона. Далее, до конца каньона, возможность чалки полностью отсутствует, т.к. стены совершенно отвесные, и их высота достигает 15 м. Обнос участка - по левому берегу через бурелом (ох, врагу не пожелаю этого!). По характеру шивера напоминает входную, только длиннее. Проход - по основной струе. В конце каньона встретится остров - необходимо выбирать правую протоку. Далее река впадает в большой плес с гладкой водой.
     Подытожим: общая длина препятствия около 1.5 км, точное значение перепада высот указать трудно, но уклон русла, на глаз, весьма значителен. Входная и выходная шиверы особой сложности не представляют, требуется только аккуратность (самосплав крайне не рекомендуется!). Первый водопад выглядит проходимым при не слишком низком уровне воды. Второй водопад проходим только при очень высоком уровне воды. Чалка между ними проблематична. Постановка надежной страховки в каньоне представляет собой сложную задачу, требующую наличия большого количества людей. При оверкиле представляется весьма вероятной перспектива самосплава до конца каньона. При полном прохождении препятствия его интегральная сложность - хорошая пятерка.

     В нашем случае уровень воды был высок (мы оценили расход в 35-40 м3/c), но не настолько (пик паводка уже прошел, вода упала на 60-70 см), поэтому мы были вынуждены обнести оба водопада по левому берегу. Обнос (особенно полный) крайне тяжел из-за бурелома и отсутствия нормальной тропы и изрядно отдает мозахизмом. На высоком левом берегу над началом выходной шиверы есть небольшая, слегка заплеванная стоянка, с которой, правда, открывается весьма живописный (по Карельским меркам особенно) вид на каньон. Рядом - памятник из остатков байдарки. Спустить суда в каньон удобно либо чуть ниже стоянки, либо в улово под вторым сливом (в "центрифугу"!). Аналогичное место есть и на правом берегу напротив стоянки.
     После окончания каньона река приобретает прежний характер: немногочисленные перекаты и шиверы не более 2 к.с. чередуются с небольшими озерами. Правда, берега становятся более высокими, и, при необходимости, можно легко отыскать место для стоянки. Примерно через 1-1.5 часа в конце довольно длинной, но несложной шиверы встретится крутой поворот налево с прижимом к высокому скальнику на правом берегу. В скале на уровне воды есть глубокие карманы, которые, при попадании туда, могут быть опасны. Сам прижим не сильный и отрабатывается легко, требуется только аккуратность (чего не всем нашим экипажам, к сожалению, хватило). Далее остается 20-30 мин сплава до разлива около села Колатсельга.
     Чтобы арендовать транспорт для переброски на Ууксу следует обратиться в организацию, занимающуюся строительством дорог в этом районе. Для этого следует от моста идти по дороге влево метров 300-400. На правой стороне дороги появится большая огороженная территория, заполненная разнообразным автотранспортом. Обращаться следует прямо в контору к начальству, т.к. в этом районе есть проблемы с бензином, и рядовые работники ничего не решают. В сторону Питкяранты рейсового транспорта нет из-за плохого состояния дороги. В сторону Петрозаводска 3 раза в неделю утром (точное время нам не известно) ходит автобус. Время в пути 5 часов по плохой дороге.
     Нам удалось встретить начальника организации, не заходя в контору, прямо на дороге. Договоренность об аренде Урала-Вахтовки была достигнута легко. Время в пути до Ууксы около 40 минут.

Река Уукса

     Информации по этой реке уже написано столько, что можно добавить только некоторые особенности последнего весеннего паводка. Мы попали в очень высокую воду, хотя пик паводка здесь, как и на Колласйоки, уже прошел, и вода упала, как минимум, на 0.5 метра. Это хорошо заметно по ободранной коре на деревьях и свежих царапинах на скальных выходах. Течение стало значительно сильнее.
     Порог Мостовой-2 представлял собой удивительное зрелище. Обычно, заход в него идет по S-образной шиверке. В нашем случае, помимо обычного русла, вода шла под мост напрямую через лес (и как шла!), так что мыс, который обычно приходилось огибать, оказался островом. Лужайка на левом берегу, с которой мы год назад просматривали подходы к мосту, оказалась полностью под водой. Просвет под мостом нам показался близок к критическому (пройдем - не пройдем, в левом пролете чуть меньше, в правом - чуть больше) для катамарана, и мы решили не рисковать, стартовав ниже порога. Вдоль левого берега за мостом виднелась мощная бочка, которая даже по прошлогодней воде хорошо тормознула наш груженый кат-2. На сей раз ее мощь значительно возрасла. Далее идет сильный прижим к левому берегу. Проход вдоль правого берега проще.
     Шивера после порога стала проще: валы уменьшились, и появилось много места для маневра. Впечатления от нее гораздо слабее прошлогодних. То же самое относится и к Лососевой шивере.
     Порог Блюдце залило почти полностью, и он превратился в перекат, который можно не заметить, если бы не хорошие ориентиры.
     Падун "Розовый Слон" впечатляет: даже в правой протоке течет 30-40 см воды, а бочка под сливом прилично "кусает" кат. В левой протоке все стало намного круче. Мощь воды возросла, и появился противоток (к счастью, поверхностный, а не глубинный - проверено экспериментально), затягивающий назад под слив.
     Все суда шли левую протоку ближе к острову, стараясь коснуться основания слива в месте пересечения с косым валом. Авантюристов пройти под левым берегом, на сей раз, не нашлось. Итоги прохождения: "Скутер" продавил бочку своей массой достаточно уверенно; кат-2 , благодаря удачному заходу, выполнил то же, хотя и привстал на свечку; кат-4 не успел уйти из-под слива, был затянут назад, и с легкостью кильнулся. Экипаж выкинуло из бочки практически сразу, а судно пришлось довольно долго цеплять морковкой. КНК этот порог не шел.
     Порог "Мельница" внешне практически не изменился. Однако, как показала практика, бочка стала намного мощнее. Настойчиво рекомендую осуществлять просмотр порога с левого берега, несмотря на не совсем удобную чалку: с правого нечего не видно, и создается впечатление, что все хорошо. Внешне невзрачная бочка на деле оказывается очень глубокой и мощной. "Скутер" пробил ее с трудом, встав на хорошую свечу. Кат-2 при первом прохождении лег через корму настолько быстро, что никто не успел ничего понять. После долгих сомнений и просмотров удалось скорректировать место захода в бочку, после чего вторичное прохождение оказалось удачным. Кату-4 для киля не хватило совсем немного. КНК порог не шел.
     "Каньонный" также изменился мало. "Скутер" и кат-2 достаточно легко прошли его по центру русла в месте, где в сливе был небольшой язык. Кат-4 шел под левым берегом, чтобы прозондировать воду для КНК. Никаких неожиданностей не произошло. КНК также шел под левым берегом и в какой-то момент балансировал почти на ребре, но, благодаря грамотным действиям экипажа, все закончилось благополучно.
     "Храмина" выглядела очень серьезно. Ни одна из встреченных там групп порог не шла. Нас уже поджимало время, поэтому порог мы обнесли (правда, на поезд все равно опаздали), хотя можно было попытаться пройти его под левым берегом. Проход справа выглядел весьма проблематичным, особенно с перспективой при киле плыть длиннющую шиверу за порогом.



ПУТЕВЫЕ ЗАРИСОВКИ
 
 

6 мая
     На сей раз, нас было гораздо больше, поэтому разнузданное веселье стало более шумным и продолжалось глубоко за полночь, что, наверняка, доставило определенное беспокойство окружавшим нас нормальным людям.

7 мая
     Прибыли в Питер. Выгрузились на платформу. Солнышко светит, птички поют. Тепло и сухо. Лепота...
     На перроне нас встречал Василий Воробьев, час назад вернувшийся с маршрута Лоймола-Колласйоки-Уукса. Оперативная информация звучала очень интригующе: "небывалый паводок, какие бывают раз в 100 лет", "в каньоне на Колласйоки полтора километра сплошной white water", "на падунах Ууксы каты киляет как спички". В общем, предстоит "веселый" сплав. Сказал, что, как и обещал, на правом берегу перед входом в каньон повесил на небольшую елку белую майку. Авось не проскочим. Я не стал описывать ее в качестве ориентира, т.к. вдруг ветер унесет или кто-нибудь заныкает, а народ после этого ломанется дальше и очень быстро об этом пожалеет.
     Поблагодарив Василия за столь полезную информацию, мы расстались и стали перебираться на Финбан. В брожении по ларькам-шинкам время до Костомукшского "чапыжника" пролетело быстро. Отъехали. Не прошло и 30 минут, как по вагонам пошел погранконтроль. Мы предъявили маршрутку и список группы. Этого оказалось достаточно, и больше до конца следования к нам никто не приставал. После бурно проведенной ночи большинство членов экипажа предавалось оттягу в виде сна или тихого попивания пива, совмещаемого с созерцанием проезжаемой местности, в которой становилось все больше снежных клякс. Чуть раньше полуночи наблюдали знакомую уже станцию Лоймола, где нас так гостеприимно устроили на ночлег в прошлом году.

8 мая
     Наконец, Пийтсиеки. Богом забытый уголок всего в сутках езды от Москвы. По сравнению с Лоймолой, и станция, и поселок значительно меньше. На станции бродит кучка подвыпивших подростков, настроенных, впрочем, миролюбиво. На вопрос о машине начинают нехорошо улыбаться и с сомнением качать головой. Говорят, что на праздники все разъехались, кто в Питер, кто в Петрозаводск. Как альтернативу предлагают пешку по шоссе длиной всего 12(!) км. Мы, в сомнениях, топчемся на месте: то ли вернуться в Лоймолу и искать транспорт там, благо - поселок покрупнее, а встречный поезд - через пару часов, то ли идти на шоссе ловить машину (это в час то ночи!). Наконец, приходит здравая мысль: утро вечера мудренее. Привычно баррикадируемся в зале ожидания и собираемся устроить просмотр любимого всеми фильма, который называется "Сон". Нет только Олега и Остапа. Я начинаю злиться: ищут, подвыпившие, в поселке приключений на свою ... Наконец, они появляются в сопровождении аборигена. Выясняется, что это шофер бортового УАЗика, который знает дорогу на Колласйоки и готов вести нас туда хоть прямо сейчас. Благоразумие все же берет верх, и мы договариваемся на 6.00.
     Ранняя побудка, но на душе радостно: транспорт найден! Снаружи пасмурно, но тепло и сухо. Выясняется, что машина всех желающих вместить одновременно не может. Набираем инициативную группу, грузим барахло и вперед! Я сижу в кабине с альбомом 2-километровок Карелии и слежу за дорогой: развилка, поворот направо - отлично, мостик - есть. Вылезаем чтобы подремонтировать его валяющимися стволами деревьев - иначе колеса могут провалиться сквозь настил. Трогаемся дальше. На дороге попадается полоса метров 50 нетронутого снега. Значит, здесь в этом году мы первые. Уже вернувшись домой, узнаю, что это не так. Радуюсь, что на карте все показано точно, после чего вижу впереди сильно разрушенный мост. Финиш - Колласйоки. Недоуменно тыкаюсь в атлас, но ответа не нахожу. Впрочем, это и не важно - мы на реке. Стапель. Машина уходит за второй партией, а мы начинаем собирать суда. Проглядывает солнце, и на душе становится совсем хорошо. Наконец, все в сборе. Аренда транспорта нам обошлась в 200 рублей - коммунизм!
     Лагерь принимает обжитой вид: костер, хавчик. Допиваем пиво. Выясняется, что один из поддувов четверки изрядно травит. Поиски дыры. Вроде, нашли. Около 12.00 начинаем понимать, что почти все готово. Скорее бы на воду. Чуть позже - шок: экипаж ката-4 не привез ни одного весла?! А зачем ехали то?! Первая реакция - отправить назад. Заставляю себя успокоиться. Думаем, думаем, думаем...  Делаем шмон на других судах: есть 3 запаски. Ну, это уже кое-что. Вопрос об отправке назад снимается. Время, время, время... Жалко тратить его столь непродуктивно - график движения достаточно напряженный. По 50 граммов транквилизатора, чтобы снять накопившееся раздражение. Настроение все равно не то.
      Наконец, в 14.30 мы на воде. Цель на сегодня - постараться дойти до каньона. Поскольку лоции нет, общая установка - не лезть в никакие слепые препятствия. При малейших сомнениях - просмотр. Тем более что ножки, все равно, периодически надо разминать. Чуть позже выясняется еще одно, более весомое и не менее неприятное, обстоятельство в необходимости перекура: один из баллонов четверки, по-прежнему, травит столь сильно, что минут за 20 спускает до состояния, непригодного для сплава. Опять оргсобрание на тему "Что делать?" Чтобы облегчить судно, эабираем все вещи и пересаживаем Ирину на "Скутер". Там радостное оживление, совпадающее с началом диспута на тему "Женщина на корабле". Урок ненормативной лексики - а кому легко? Постепенно в голове начинает складываться имя для инвалидного судна - "мотоциклет "Синее Чудовище".
     Стали появляться шиверки, и, позабыв о неприятностях, все обрадовались поводу помахать веслами. Конечно, скорость движения была невелика, и ни о каком графике движения думать не приходилось. "Мотоциклет" постоянно тормозил, и в начале девятого вечера мы поняли, что до каньона нам сегодня не дойти. Послали вперед КНК, чтобы подыскать подходящую стоянку. Около 21.00 встали на высоком скальнике на левом берегу. Неплохо. "Чудовище" прибыло минут через 30. Последние километры они держались только на водке. Утомленные насыщенным и волнительным днем, все, наскоро отужинав, разбежались по палаткам.

9 мая
     У некоторых - весьма ранний подъем. Надо реанимировать "Чудовище", дальше так двигаться нельзя. Наконец, последняя дырка найдена. Постепенно подтягиваются остальные члены экипажа. Завтрак. Очередное напоминание об осторожности. Похоже, до каньона недалеко: берега стали выше, больше скальных выходов, да и шиверы повеселее. В 10.30 вышли. Внимательно смотрим по берегам, стараясь не пропустить майку, оставленную Воробьевым в качестве ориентира. Минут через 30 в конце длинного живописного озера появляется белое пятно, постепенно приобретающее форму майки. Одновременно доносится довольно сильный шум воды. Это ОНО. Наконец-то. Осторожная чалка на лужайку правого берега. Рядом - наш КНК и "Скутер". Они прибыли сюда чуть раньше и сразу убежали смотреть каньон.
     Начинаем смотреть шиверу. Длинная, прямая и несложная: проход по валам в центре. Убеждаемся, что здесь детальный просмотр не нужен. Возвращаются Сашка с Ириной. Говорят, что в конце шиверы - поворот направо, и далее - быстроток с уловами по обоим берегам, куда и надо чалиться. Мы верим им на слово, т.к. лазить по бурелому никому не хочется. Договариваемся, что они идут первыми, чалятся налево, а мы на "Мамаду" - следом, к ним. Затем - "Скутер". Появляется грустный Илюша и говорит, что первый водопад хорош, а во втором - непроход, и чалки между ними нет. Значит, обнос.
     КНК проходит шиверу без особых проблем и скрывается из глаз. Теперь - наша очередь на "Мамаду". Просвистели быстро, пару раз приятно плеснуло в face. Правый поворот. Слева никого - значит это не то улово (?!). Как выяснилось позже, они зачалились справа, а вертеть башкой времени у нас не было. Левый поворот. Быстро понимаем, что НАМ ТУДА НЕ НАДО. Энергичная чалка на каменистый левый берег. ОК. Переводим дух. Чуть позже Илюша помогает там же зачалиться "Скутеру", у них эта процедура сложнее, ввиду большей инерции судна. "Чудовище" благополучно швартуется в ранее намеченном нами улове. Экипажи - в сборе: КНК - на правом берегу, остальные - на левом. Эмоции всех переполняют, но разбор полетов оставляем "на потом". Продираюсь сквозь чащу и иду смотреть каньон.
  Красотища... Кусочек Саян в Приладожье. Первый водопад и красив, и очень привлекателен для прохождения, второй - тоже красив, но с прохождением - полная ж... Короткий, но трудоемкий обнос. На верху - стоянка. При мысли о возможном ночлеге здесь становится немного грустно, но понимаю, что это было нереально. Рядом - памятник из остатков какого-то каркасного судна. Представляю, что значит вломиться в каньон на Таймене без просмотра, и по спине пробегает холодок. Ну ладно, эмоции в сторону, начинаем решать оперативные проблемы: надо где-то как-то опускать суда в каньон. Скутеристы предлагают прямо в пену под вторым сливом. Меня, при мысли о паковке багажа в этой грязно-желтой студенистой субстанции,  охватывает ощущение брезгливости (хотя для меня это не характерно), и я иду искать что-нибудь более удобноваримое. Быстро убеждаю Илюшу сделать это чуть ниже стоянки на пологую сыпуху.  Высота чуть больше, но удобства несравненные. Неожиданно слышу, что "Чудовище" собирается идти водопады и набирает экипаж. При помощи жестов общаемся с Александром, находящемся на правом берегу, и принимаем коллективное решение - запретить, несмотря на доносящиеся возгласы типа "а на х.. мы сюда пришли, обносы делать?". Быстро приходит ответ на поставленный вопрос: "Пришли ремонтировать катамаран", но я сдерживаюсь. После этого "Чудовище" присоединяется к "Скутеру", а мы спускаем "Мамаду" спасконцом на свою сыпуху. Намечаем план действий: первым идет "Скутер" и внизу ловит то, что приплывет сверху ("чур меня"), затем "Мамаду", далее КНК и последним - кат-4. "Скутер", взяв пассажиром Ирину, благополучно ушел вниз, смыв с себя всю мерзость и лишь в одном месте сделав полный пируэт вокруг оси (вертикальной!). Мы с Илюшей тоже с ветерком прокатились по валам и слегка умыли лицо. Просто и приятно. Зачалились в конце каньона к "Скутеру", на котором неожиданно некстати открылась рюмочная. Скутеристы стали убеждать меня, что пора "нАчать", но я наотрез отказался, и мы стали ждать остальных. КНК просвистел на форсаже на разведку проток возле острова. С "мотоциклетом" тоже никаких неожиданностей не произошло. Вышли в большой плес с зеркальной водой. Каньон позади, но шум в ушах еще стоит.
    Устроили большой перекус, народ "вжарил" еще (на сей раз, я тоже не стал отказываться) и начал оттягиваться. Мое замечание, что впереди будет еще один прижим под скальник правого берега, похоже, никто не заметил или не воспринял всерьез. Поехали дальше. Редкие несложные шиверки, между ними живописные плесы. Начались смены экипажей. Сначала Александр, вспомнив былое, сбежал на кат-4, а Ирина села капитанить на КНК, куда к ней быстро присоединился Илюша с катамаранным веслом, бросив меня и "Мамаду" на произвол судьбы. Следовать одиночным порядком я не мог, поэтому меня привязали тросом к "Скутеру", продолжавшему выполнять роль плавучей разливочной. Скутеристы при этом громко ругались, но гребли хорошо. Через некоторое время мне это надоело, и я потребовал у Илюши восстановить целостность экипажа, что и было сделано. На КНК его сменил Олег. Народ расслабился окончательно, и скорость движения упала почти до нуля. Нам с Илюшей тащиться надоело, и мы пошли в отрыв. Стали встречаться несложные, но достаточно протяженные шиверы. Мы решили воспользоваться этим обстоятельством и поснимать с воды.
     Здесь следует сделать небольшое отступление. Ввиду того, что наш старый Panasonic стал накрываться медным тазом, мы в начале этого года решили приобрести новую видеокамеру. Сначала собирались взять Sony с боксом для подводного плаванья, но потом воспользовались рекомендациями Михаила Афанасенкова и купили Hitachi-E90, что оказалось очень удачным решением (меньше вес, габариты и цена). Камера проявила себя с наилучшей стороны, пройдя через многочисленные климатические и температурные испытания (вплоть до купания в воде во включенном состоянии). Всем очень рекомендую.
     Сказано - сделано. Я положил весло и взял камеру. Поплескались на славу. Когда впереди появилась скала на левом повороте (ее видно издалека), а понял, что это тот прижим, про который говорил Воробьев. Спросил Илюшу, нужна ли помощь в управлении судном, но он ответил, что управится один, и я продолжил съемку. Так оно и получилось, и наше судно легко зачалилось на левый берег. Мы решили заснять прохождение остальных судов (без всякой задней мысли), ибо место весьма живописное. Неожиданно получилось шоу из нескольких действий. Сначала на горизонте появился КНК с Ириной и Олегом. Не доходя до нас метров 50, они неожиданно ткнулись носом в обливняк и застряли. Пытались сняться секунд 30, после чего неожиданно кильнулись (как выяснилось позже, Олег буквально выполнил команду Ирины "ложись"). Вышли на берег без посторонней помощи и присоединились к нам. "Синее Чудовище" благополучно ушло от прижима и скрылось за поворотом. Наконец, появился "Скутер", на котором кипело веселье. Я заснял их прохождение до поворота и уже собирался убирать камеру, когда услышал крик: "Скутер встрял!" Подбегаю и смотрю, продолжая снимать. На расстоянии нескольких метров от скалы из воды торчит небольшой, но высокий камень. Слишком поздно начав уходить от прижима, "Скутер", обладающий большой массой  и инерцией, вылетел левой лодкой на камень, а правую затащило глубоко в карман, перекосив и поломав раму. По воде поплыли каски (значит не пристегнуты были!) и какое-то барахло. Часть экипажа еще барахталась в воде. Несколько людей, находившихся на левом берегу, бросились вылавливать имущество, остальные - на спасательную операцию. Я продолжал снимать, решив, что это пригодится для разбора полетов (пожалуй, первый случай в нашей практике, когда аварийная ситуация была задокументирована от начала и до конца). Используя "Мамаду" в качестве челнока, с камня сняли лишних людей и барахло. Андрей и Остап остались вытаскивать судно, что удалось сделать с немалым трудом. Итоги: несколько царапин и ссадин, изрядно поюзанное дно одного из "Скаутов", утопленная кое-какая мелочевка, масса потерянного времени и хороший урок внимательности и уважения к реке.
     Время 18.30, и мы понимаем, что на Ууксу нам сегодня не попасть. Через 30-40 минут начинают появляться признаки цивилизации. Колатсельга. По пути хороших стоянок не встретилось, поэтому встали, не доходя до моста, в левом заливе неподалеку от села. Андрей с Остапом пошли договариваться насчет машины, что успешно сделали: в 8.00 на шоссе нас будет ждать вахтовка.

10 мая
     Достаточно ранняя и резвая побудка. До шоссе около 1 км, поэтому надо успеть перебросить все имущество. Наконец, мы на месте. Ждемс... Вскоре подъезжает вахтовка. Задача - загрузиться с минимальным демонтажем судов. После нескольких попыток это удается: "Скутер" и КНК - на крыше, сдутые каты - в салоне. Поехали. Прощай Колласйоки, да здравствует Уукса.  Строительство новой трассы в сторону Питкяранты идет полным ходом, но до завершения еще далеко, поэтому местами дорожное покрытие напоминает танковый полигон. Несмотря на это, периодически попадаются встречные "Жигули" и даже "Мерседесы". Значит, добраться все-таки можно. Минут через 40 появляется мост через Ууксу. Выгружаемся на большую поляну на правом берегу. Тариф 200 руб. По-божески. Довольный шофер предлагает подкачать каты компрессором. Соглашаемся, но через некоторое время начинаем жалеть: из компрессора летит масло.
     Иду на мост посмотреть реку и слегка пугаюсь. Водища прет дуром, в том числе и через лес. Под мостом зазор такой, что лезть туда на кате абсолютно не хочется. Начинаем сборы и приготовление обеда. Быстро выясняется, что шкура поврежденного "Скаута" грыжится и требует немедленного ремонт. Опять задержка. Наконец, около 14.00 все готово. Солнце припекает так, что лезть в гидру нет никакого желания. А кому легко? Стартуем из залива правого берега ниже порога. Об обносе моста, похоже, не жалел никто. Шивера разочаровывает: слабее, чем в прошлом году. Начинаются плесы. Течение мощное, но встречный ветер таков, что сводит все усилия реки на нет. Едва тащимся. По времени не можем вписаться даже в собственный прошлогодний график. Чуть ниже впадения Пенсайоки на левом берегу стоит группа. Здороваемся. Они из Ярославля. Выясняется, что идут по моему прошлогоднему отчету и никак не могут уложиться по времени. Отвечаю, что мы тоже. Идем дальше. От моста до Блюдца 2 часа 20 минут. Вот это да. От Блюдца не осталось ничего, слабый перекат. До Лососевой шиверы лопатим еще 1 час 40 минут. И тоже, ощущения слабее прошлогодних, а места для маневра столько, что при желании можно, вообще, обойти все валы. Даже остров в конце шиверы, в который мы впоролись год назад, полностью залит. Радует только, что до "Слона" осталось немного. После очередного поворота сильно шумит. Осторожно чалимся на правый берег и идем смотреть. Ошибочка вышла - короткая шиверка. Продолжаем сплав. Через 5 минут - снова шум. На сей раз это ОНО.
     Стоянка на правом берегу свободна. Выгружаемся и идем смотреть порог. Даже в правой протоке - чистый приятный сливчик, покатунчик.  А вот в левой... Что-то туда не очень хочется. Возвращаемся в лагерь. Ужин - это своевременное решение. По окончании - правой протокой идет "Чудовище". Ого, а бочечка-то тормозит. Агитирую Сашку Ежова прокатиться. Он не прочь. Это его первый опыт прохождения порога на кате (он - скутерист). Ничего, прорвемся. Забываю подтянуть петли и в бочке чуть не вываливаюсь наружу. Кусается... Гребем на левый берег посмотреть основной слив. Впечатляет. Еще противоток появился. В задумчивости возвращаемся назад. Вечером - "гуляют все", по плану - последний ночлег. Несколько некстати появляются комары. Приняв порцию живительной влаги, идем по правому берегу смотреть "Мельницу". Внешне, почти как прошлогодняя. Ближе к ночи небо затягивает, начинается дождь.

11 мая
     Утро. Дождь по-прежнему моросит, но уже не так сильно. Проснувшись, я понимаю, что крепко простыл, и лезть в воду особого желания нет. После завтрака начинается подготовка к прохождению "Слона" левой протокой. Мне кажется, что шанс искупаться достаточно велик, и на "Мамаду" меня подменяет Андрей. Сначала идет "Скутер". После грамотного захода проходит достаточно легко. Затем "Мамаду". Тоже удача. "Чудовище" же устраивает шоу: судно немного не успевает уйти из бочки, его подсасывает назад, и далее следует эффектный киль через корму. Пассажиров выкинуло практически сразу донной струей, а поверженный монстр еще довольно долго болтался под сливом, пока его не помогли вытащить морковкой подошедшие накануне вечером ребята из Ярославля. Его отправляют на ремонт, а "Мамаду" и "Скутер" отправляются дальше, к "Мельнице". После беглого просмотра с правого (!) берега начинаем прохождение. Ничто не предвещает неприятностей, поэтому решаюсь идти на "Мамаду", но сначала идет "Скутер". Проходит с трудом. Много позже, при просмотре фотографий выяснилось, что в один момент их мастадонт сделал свечку градусов под 80. Нас это не насторожило, и мы с Илюшей отчалили. Зашли в слив как намечали, а дальше я ничего понять не успел, а только почувствовал, что уже под водой. Продуть балластные цистерны, аварийное всплытие! И опять выручает страховка Ярославской группы. Спасибо им. Выбираюсь на берег, начинаю стучать зубами и понимаю, что от судьбы не убежишь. Илюша ниже по течению выбирается на берег сам и вылавливает кат. Мы переправляемся на правый берег, я бегу глотнуть спирта, чтобы согреться, а Илюша начинает агитировать вторую бледнолицею жертву (на сей раз Андрея Пронченко) наступить на те же грабли. Они переправляются на левый берег и долго-долго смотрят на бочку. Позже Андрей сказал, что в какой-то момент уже хотел отказаться, но потом азарт все же взял свое. Вышли, чуть подкорректировав заход, и прошли, пожалуй, даже легче "Скутера". Молодцы! Ждем отремонтированного "Чудовища". Идут ... и проходят. До киля, аналогичного нашему, не хватило чуть-чуть. А теперь вперед, к "Каньонному"! Мы уже торопимся на паровоз. Мое самочувствие становится совсем скверным, и я решаю опять посидеть на суше. Для видеосъемки меня переправляют на левый берег, а на "Мамаду" опять садится Андрей. Все суда (в том числе и КНБ) эффектно, но без особых эксцессов проходят порог. Скутер" начинает перевозить меня обратно, на правый берег, к "Мамаду", я не зацепляюсь в стремена, сую весло под струю и в тот же момент вместе с включенной камерой опять оказываюсь в воде. Проклятье... (Это к вопросу о судьбе – дубль два.) Народ издает дружное "Ах!" (не из-за меня, конечно, а из-за камеры), но на этот счет я спокоен: знаю, что это ей не страшно. На берегу опять отжимаю одежду и опять пью спирт. Уже не помогает. Впереди "Храмина". Чалимся на левый берег. Встречаем еще одну группу. При детальном просмотре ни у кого особого желания идти, особенно справа, не возникает. После некоторых сомнений решаем – обнос (довольно длинный и тяжелый, "Скутер" даже пришлось разобрать на половинки), на страховку времени уже нет. Экипажи КНБ и ката-4 не слишком торопятся и готовы еще к одной ночевке, поэтому "Мамаду" и "Скауты" (уже по одиночке) уходят в отрыв. А шивера то неслабая. Один из "Скаутов" несколько раз, по их словам, был близок к килю. Но все обошлось. Наконец, Иля-Ууксу. Срочно разбираемся, пакуемся, но через некоторое время понимаем, что на поезд, все равно, опаздали. Вскоре нас догоняют отставшие члены экипажа. Ну что ж, поход завершен. Пора домой...
 
 
 

ВЫВОДЫ  И  РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Река Колласйоки для спортивного сплава интереса не представляет: каньон слишком короткий и, к тому же, полностью проходим только при очень высокой воде (его сложность,
при этом, выше, чем у падунов Ууксы). Категорийность остальной части реки не превышает "2". При всем при том, каньон очень живописен, а сама река поражает метаморфозами
характера сплава и дает хорошие уроки внимательности и аккуратности на воде.

2. Со стоянками на Колласйоки выше каньона есть определенные проблемы: берега сильно заболочены, ниже – сложностей нет.

3. Падуны Ууксы по большой воде труднопроходимы даже для катамарана.

4. При выезде в этот регион на майские праздники надо быть готовым к любой погоде от 10 градусов мороза (см. наш прошлогодний отчет) до 15 тепла. Это к вопросу о необходимом снаряжении.
 



Карпович Сергей
alfa@nts.nnov.ru
 
 
   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |