Кожим-99

Команда для этого похода собиралась по объявлениям в Internet. Сначала планировался водно-пешеходный поход с подъемом по Сыне, перевалом на Вангыр подъемом по нему и перевалом на Косью. На Косью планировали подняться на Манарагу, а затем сплавиться вниз. Однако к моменту похода оказалось что от отпуска остается только две недели. Единственный вариант, который проходил за это время оказался достаточно банальным - заброска машиной на прииск "Желанный" радиальный выход оттуда налегке в горы на Народную, если успеем, и на Манарагу. Затем возврат на Балбанью в устье Пелингичея и сплав вниз по Балбанью и Кожиму. В качестве судов были взяты две надувных байдарки "Щука" и "Таймень" на шестерых человек. Сначала я хотел взять "Щуку" для испытания на серьезных порогах, потом моему примеру последовали Саша с Леной. В итоге получились три экипажа:

  1. Костя и Таня на "Таймене";
  2. Саша и Лена на новой "Щуке";
  3. Мы с Олегом тоже на "Щуке".
25 Июля. Воскресение. 1 День.

В 9 52 строго по расписанию приехали в Инту. В Печоре к поезду, как и договаривались, подошла Светлана Куликова. Правда, обещанных документов в национальный парк она не принесла. Сказала что в Инте будет вахтовка национального парка и там все оформят. Вахтовка национального парка к поезду пришла но не за нами, а за большой толпой "отдыхающих", которые с явно не приспособленным для переноски барахлом, ехали в аэропорт. Присутствовавший там Лев Менделеевич Щедринсккий (6-20-75д, 2-63-28 ПСО) деликатно объяснил, что три вахтовки ушли вчера, а это его друзья, с которыми договаривались очень давно. Он сказал, что часам к двум возможно за нами вернется уехавшая в аэропорт вахтовка, но ее обычная "дорожная" резина заставляла усомниться, что она поедет далеко за пределы города. Пришлось задействовать другие каналы. К счастью Света дала нам телефоны Владимира Ивановича Пуника и Леонида Алексеевича Турока (6-81-51 и 6-87-95). Воскресение здесь дурной день. Даже жетоны на телефон купить негде. Хорошо еще остался один жетон с Печоры. Потом пользовались телефонами милиции и дежурного по станции. До Турока дозвонились и он пообещал вахтовку к трем часам. Кроме нас там сидели две большие группы с детьми (водники и пешеходники) около 25 человек. Они приехали наудачу. Как назло, не работает и контора национального парка, где можно было бы оформить документы. К тому же она расположена в городе (г. Инта, ул. Мира 41), куда надо довольно долго ехать на автобусе. Еще можно было оформить путевки по адресам: пос. Кожим-Рудник, ул. Заречная 13 или пос. Лазурный, Косьинское лесничество. Попытки зафрахтовать машину в пристанционном поселке успехом не увенчались. В 3-5 км от Инты на Кожимском тракте стоит пост милиции и никого без документов не пропускает. Проехать можно только на вахтовке. Налетел заряд дождя и надежды на вахтовку из аэропорта стремительно тают. Наконец отзывается Турок. К трем часам он, как и обещал, приехал на вахтовке. Тут выясняется деталь, они хотят по 2,5 тыс. рублей с каждой группы и это без учета стоимости въезда в национальный парк. Правда он оформляет и путевки в национальный парк. Торг продолжался всю дорогу. Мораль: договариваться надо только с непосредственным владельцем машины (что весьма непросто в это время, когда они не успевают возить желающих). Лучше подстроиться под удобное им время, перенеся на день-два поход, чем требовать машину в удобное для вас время - это будет намного дороже и больше вероятность пролететь, при малейшей заминке. Ехали больше 7 часов. Дорога относительно приличная, но одно из сидений сломалось под весом прыгающей груды рюкзаков, а лежавшие сверху рюкзаки все время норовили упрыгать вперед на головы сидящих там людей. Сначала дорога петляла по задворкам Инты мимо телевизионного ретранслятора, потом ушла в тайгу. Вскоре у соединения двух идущих из Инты дорог (левая перерыта траншеей) попался пост милиции. Мужик в милицейских штанах, тельняшке и с кобурой долго с Леонидом Алексеевичем, потом заглянул в вахтовку и какзаправский таможенник спросил не везем ли мы оружия или наркотиков. Из наркотиков у нас было только сало (от которого как известно балдеют). Дальше дорога шла по тайге, потом пересекла большое моховое болото. Навстречу попадались мотоциклисты и "Нивы". Налетел еще один заряд дождя. Опять пошел лес, потом дорога забралась на безлесное плоскогорье. Показались горы. Слегка волнистое плоскогорье тянется на юг и восток на десятки километров. Когда у "Урала" закипел радиатор, народ уже не спешил покинуть душную вахтовку. Вокруг сыро и промозгло. Дорога ужасно долго и нудно тянулась по плоскогорью, но наконец начался спуск к Кожиму. На подходе к броду через Кожим попался еще один пост, на сей раз представителей национального парка. У брода Кожим широченный и мелководный. Посередине большой остров. Вахтовка встала там передохнуть. Пока там стояли, вырубили в кустах колья для палаток. Дальше дорога сначала шла вдоль Кожима, потом ушла в тайгу наверх. Тайга, в основном, лиственничная. Вскоре налетел еще один небольшой дождик. Его подсветило предзакатное солнце и над дорогой встала высоченная двойная радуга, словно ворота. Мы довольно долго ехали и не могли их проехать. Вскоре дорога повернула на юг в долину Балбанью. Через некоторое время (26 км до "Желанного" по километровым столбам) попался солидный вахтовый поселок (насколько понял, он называется Санавож). Надо было бы оставить сплавное снаряжение там, но как назло, наши рюкзаки были на самом дне вахтовки. Вскоре за поселком показалась Балбанью - мелкая и каменистая, но проходимая. Выше она становилась все мельче и каменистее. Склонен согласится с лоцией, что плыть по Балбанью имеет смысл только от устья Пелингичея. Выше сплошная морока. Перед Желанным он разливается широченным "садом камней", через который сочится вода. Желанный оказался не за озером Большое Балбанты (как показано на карте), а у его северной оконечности на правом берегу за бродом через Балбанью. Вахтовка перевезла нас через достаточно глубокий брод (проходим в болотных сапогах несколько выше автомобильного брода) и остановилась на развилке дорог у заброшенного ларька с надписью "Кафе ВАР" (видимо было "Кафе КВАРЦ"). Было уже больше десяти часов, и мы устроились на стоянку прямо над развилкой на относительно ровном, но сыром месте.

26 Июля. Понедельник. 2 День. Карта пешего похода

Погода весь день была отличная. С утра пристроили не нужное в пешем походе барахло и часть еды в бараке на краю Желанного, где жили сотрудники Академии наук. У них в бараке постоянно дежурил сторож. В 11 30 пошли вверх по долине Балбанью. Обогнули слева озеро Большое Балбанты по вездеходной дороге. Дорога сырая и заболоченная. В ботинках пришлось то прыгать с кочки на кочку, то забираться на склон выше дороги. Обогнали группу пешеходников с детьми, вышедшую немного раньше нас. Через час с четвертью встали передохнуть у брода, где ответвление дороги пересекает Балбанью. После перехода по жаре неплохо искупались в чистой холодной воде. Дальше в устье ручья, вытекающего из широкой долины слева (куда уходит одно из ответвлений дороги) оказалось очень сыро. Там перед озером Малое Балбанты и горой Старик стояла семья оленеводов. С грехом пополам форсировав ручей с его заболоченными берегами, мы выбрались на пологий склон долины под горой Старик. Дорога ушла вправо к озеру, но там явно было слишком топко. Пошли по оленьим тропам на склоне долины. Пройдя озеро Малое Балбанты, через 55 минут встали на обед. Выяснилось что наша газовая горелка слабовата для кана и не может довести его до кипения на ветру. Даже упрятанныйв глубокую расщелину между камнями кан никак не мог закипеть полчаса. Окончательно довести его до кипения удалось только на небольшом костерке из сухой карликовой березки. В 15 20 пошли дальше. Через 52 минуты отдохнули у ручья, вытекающего из кулуара после массива Старик и Старуха. В 17 42 пошли дальше. Обогнали большое стадо оленей. Они долго бежали перед нами (видимо приняв нас за пастухов), потом ушли выше по склону. Немного не доходя до долины озер Верхние Балбанты у Балбанью стоит небольшой балок. Стало попадаться много камней. С трудом перешли в ботинках большой ручей из озер Верхние Балбанты. По другому берегу навстречу прошла группа туристов, видимо с Лимбекою. Вскоре справа открылся невысокий перевал на Лимбекою, а слева узкая долина, по которой мы хотели подняться на гору Народную. Чуть не доходя до этой долины на левом берегу было неплохое место для стоянки. Там даже был ивняк, пригодный на дрова, но мы решили идти дальше до озера с островом. Начался значительный подъем по долине. Хотя дорога сегодня была и несложной, но пройденное расстояние уже чувствовалось. Встали напротив внушительного кара ледника Балбан на языке морены над ручьем из озера. Ужин пришлось варить на горелке в маленьком котелке в несколько приемов.

27 Июля. Вторник. 3 День. карта восхождения на г. Народную

Подъем на Народную начали около 9 часов. Кулуар из цирка с озером оказался занят снежником. Идти по нему не рискнули и пошли по ребру правее кулуара. Преодолев крутой курумник на подъеме, мы вышли на пологое каменистое ребро примерно в 9 30. Пройдя по ребру, еще раз круто поднялись на обширное плато. Долго шли по нему, потом начался подъем на каменистую гряду. За ней оказалась ложбина со снежником и ручьем, журчащим под камнями. Слева обрывался кар к Голубому озеру. Там открывался отличный вид на гору Карпинского и бескрайние просторы Азии. Над каром некоторое время клубилось облако. Передохнув в 11 30 у ручья, начали подъем по некрутому каменистому склону к вершине. Поднялись на вершину в 12 20. Конечно, такое не забывается. С высшей точки Урала видна вся центральная часть Приполярного Урала. Подпирает облака своей короной красавица Манарага. Извиваясь уходит в бескрайние зауральские дебри река Народа. Вдали едва угадывается массив Сабля. Однако посидеть на вершине в одиночестве долго не удалось. Скоро туда забрались еще две группы. В 12 47 мы начали спуск. Быстро спустились в ложбину со снежником. Там на берегу одного из многочисленных ручьев перекусили и пошли дальше через моренный вал. Небо на юго-западе потемнело - надвигался дождевой заряд. Все заторопились вниз. Мы сначала пошли по гребню, но потом увидели как по снежнику в кулуаре пошли люди. Мы тоже спустились на снежник и на удивление быстро спустились в цирк с озером в15 20. Дождик на спуске нас догнал, но быстро кончился. Вернувшись в лагерь, мы быстро свернулись и в 17 00 пошли вниз по долине. Несмотря на суровый климат, там множество цветов. В 17 40 встали в долине Балбанью между двумя долинами, где стояли и долиной озер Верхнее Балбанты. Здесь была запримеченная нами при подъеме стоянка окруженная ивняком. Там полно дров и наконец можно было сварить нормальный ужин. Газовая горелка была слабовата.

28 Июля. Среда. 4 День.

После восхождения устроили полудневку. Поспали подольше. Чувствуются последствия вчерашней вылазки. Все-таки адаптация еще не прошла. Погода мерзкая. Холодно. Ветрено. Из низких облаков временами моросит. Костя пошел к перевалу на Лимбекою, мы вчетвером - к перевалу к перевалу на Голубое озеро. По пути попался крошечный ручеек, поросший красивым красным мхом. Камни скользкие. За два часа дошли до самого верхнего озера Верхнее Балбанты. На перевал не полезли. Больно мокрые камни и крутой подъем. Как не странно, иногда проглядывало солнце, порадовавшее нас радугой. Часам к трем вернулись в лагерь и отдыхали до вечера. К вечеру сильно похолодало.

29 Июля. Четверг. 5 День.

С утра было солнечно и ветрено. Быстро собрались и пошли в Желанный. Шлось легко. За четыре часа дошли до брода через Балбанью. Там перекусили. Незадолго до брода нам навстречу попались двое туристов из Костромы, шедших на Народную. Еще через час в 12 28 дошли до Желанного. В Желанном устроились на небольшой площадке перед бродом. Чуть выше брода реку можно перейти по перекату в болотных сапогах, но там где ездят машины глубина больше метра. На прииске сказали, что к 15 часам приедет начальник, и с ним можно будет договориться о заброске в устье Пелингичея. Мы забрали у "академиков" свое сплавное барахло, налив им 100 гр. Мимо нас несколько раз проезжали ГТТ и большой гусеничный тягач, но они ездят неподалеку и до Пелингичея не довезут. Вообще чувствуется, что туристы уже порядком достали работников прииска. Около 15 часов проехал бортовой "Урал". Водитель сказал что довезет до Пелингичея через два часа. Вскоре он уехал назад, сказав что вернется часа через полтора. Вскоре с возвышающейся над прииском горы, изрытой шурфами и кварцевыми отвалами, спустилась вахтовка. Дорога, по которой она спускалась, казалась столь крутой, что поначалу мне и в голову не приходило, что она проходима для обычных автомобилей. Медленно ползущую вниз вахтовку я принял издали за гусеничный тягач. Выяснилось, что эта вахтовка пойдет в Инту после 18 часов. К 18 часам бортовой "Урал" вернулся. Постояв на машинном дворе рядом с вахтовкой, он подъехал к нам. Сторговались на 300р. Вслед за нами поехала и основательно загруженная вахтовка. По пути еще раз убедились в правильности решения плыть от устья Пелингичея, взглянув на "сад камней" в реке. Ехали около часа. У брода в устье Пелингичея застали группу с детьми на катамаранах, с которой мы забрасывались в Желанный. Они стояли на противоположном берегу, где виднелись руины заброшенного поселка. За прошедшие дни они едва прошли тридцать километров по этим "садам камней". Там уже вполне приличный лиственничный лес, но с дровами туговато, видимо по причине популярности стоянок.

30 Июля. Пятница. 6 День.

Стапелились до обеда. Долго возились с укладкой барахла. В "Щуке" очень мало места для груза. Также пришлось слегка перешивать упоры. Отплыли после обеда в 14 часов, когда погода начала портиться. Сразу же последовал небольшой порожек с прижимом к скалам влево. Потом с редкими перерывами пошли шиверы. Камней было просто немеряно. Главная струя периодически терялась. Несколько раз приходилось проводить байдарки. К тому же пошел нудный обложной дождь. Примерно через пол часа у меня оторвался правый упор. Эти упоры делались наспех и для пробы в Майском походе на Сакмару. Пришивать их, конечно, надо совсем не так. Пришлось срочно его пришивать под дождем. Пройдя примерно километров 6, за обозначенную на карте шиверу (хотя она там почти везде), мы встали на правом берегу чуть не доходя до поселка (предположительно Санавож), который виден впереди на левом берегу. У стоянки был лиственничный лес, но несколько выше просматривалась большая, перепаханная бульдозером площадка, где, видимо, мыли золото. Дождь то прекращался, то возобновлялся до вечера. Около 20 часов стало немного проясняться.

31 Июля. Суббота. 7 День. карта-схема низовий Балбанъю

С утра тепло и солнечно. Встали рано, но долго сушились после вчерашнего. В Сашиной "Щуке" оказались очень тонкие чехлы камер. При попытке надуть их, до требуемого для придания продольной жесткости, давления ткань поплыла. Пришлось срочно накладывать на разрывтесьму. Однако уже не могло быть и речи о том чтобы сильно накачать этот баллон. Вышли после 11 часов. Прошли шиверку под поселком. После небольшого плеса новый порожек со скалой (первой после скал в устье Пелингичея) слева в конце. На всякий случай посмотрели. Прижима практически нет. На скале высотой метров пять сидят катамаранщики, приготовившиеся смотреть и снимать наше прохождение. Сразу за скалой слева пологий бережок, удобный для стоянки (и кажется колея). Отсюда начинаются действительно серьезные препятствия на Балбанъю. Прошли чисто. Правда Сашина "Щука" сильно изгибалась на валах из-за плохо накачанных баллонов. Поплыли дальше. После небольшого плеса река раздвоилась. В этом месте на карте обозначен остров. Правая протока почти сухая. В левой длинный прямой быстроток с камнями и плес в конце. Детально его решили не смотреть. Когда начали попадаться бочки, поняли, что не правы. Первые две бочки мы с Олегом обошли по краю. Третья оказалась слишком широкой. Ее мы пробили, но сильно потеряли скорость и у меня опять отлетел упор. Разогнаться и выправить курс до следующей бочки мы уже не успели, удержать байду без упора тоже. Две оставшиеся бочки пробивали уже в перевернутом состоянии. Влезть на перевернутую байдарку не удалось (абсолютно не за что зацепиться). На плесе я нащупал ногами дно и за кормовую чалку потащил байду к правому берегу. За нами кильнулись и Саша с Леной. По их словам, их слабо надутую "Щуку" просто сложило в бочке пополам. Они тоже выбрались на берег на плесе самостоятельно (правда в отличие от нас - на левый). Костя с Таней прошли на "Таймене" чисто, правда набрали много воды. Слив воду из байдарок и прочтя заупокойную молитву по моему топору, выпавшему из наплыва, мы начали обсуждать, что делать дальше. Осмотр вперед показал, что там действительно опасные прижимы под скалы, которым предшествовали примерно такие же быстротоки с бочками. Мы с Олегом еще могли бы там пройти при условии просмотра и хорошо пришитых упоров, но поврежденная Сашина "Щука" там кильнулась бы наверняка. Мы решили сделать катамаран из двух "Щук". Примерно в 13 часов мы встали на стоянку на левом берегу в конце плеса у брода, и до вечера вязали раму катамарана из сухих пихт. Там уже начался пихтовый лес.

1 Августа. Воскресение. 8 День.

Утром быстро погрузили барахло в нашу "Щуку в квадрате". Правда в разгар погрузки пришлось быстро убирать ее с брода, по которому ехал ГТТ. Мы, не мудрствуя лукаво, сели в штатные посадочные места "Щук". Первый порог с прижимом прошли довольно легко. Правда Костя пошел на "Таймене" один без Тани. Потом последовал опасный прижим к скале правого берега. Там была пара очень неприятных "карманов". На невысокой скале над ним высился крест. Наш импровизированный кат изрядно заливало и после каждого порога приходилось вычерпывать воду. Кильнуть кат для выливания воды было слабо. Все берега Балбанью здесь безжалостно изрыты драгой. Кое-где брошены железяки и трубы. И это называется национальный парк. Все придирки к туристам тут выглядят как штраф за курение в неположенном месте в только что разбомбленной Хиросиме. Река пошла влево. Там мы догнали катамаранщиков, которые устроили дневку. На правом повороте оказался весьма неприятный прижим к скале влево. Заход начинался из "сада камней". Пришлось проводить наш кат к началу слива. На всякий случай, вместо Лены на заднее левое место сел Костя. Чисто уйти от прижима не удалось, царапнули рамой по скале. Костя прошел на "Таймене" чисто. Река сделала большую дугу вправо вокруг распаханного бульдозерами берега со всякой ржавой техникой. Там несколько несложных порожков. Под небольшой скалой слева - яма, дальше плавный поворот налево и в конце его жесткий прижим к началу огромной скалы правого берега (предыдущие скалы невелики - метров 10 - 15). При прохождении этого порога мы слегка перебрали в сторону мели и налетели на камни левым баллоном. В итоге, невольно прошли слив телемарком. Мы встали на перекус на левом берегу напротив скалы. Погода промозглая. Приятно было разгидриться и погреться у костра. Дальше река делится на две примерно равные протоки. В правой сначала очень неприятный прижим, потом завал из огромных глыб через все русло. Пошли левой протокой, где был просто быстроток под кустами. Дальше до Кожима ничего особенного не было. Перед впадением в Кожим на левом берегу высится холм с невысоким кубическим останцем наверху. Довольно ровная поверхность холма размечена на участки каменными межами. Видимо здесь работали старатели. Балбанью впадает в Кожим в огромную яму у подножия горки на правом берегу. Слева все тот же холм с останцем. За ямой начинается порог "Манюку", так он, по крайней мере, обозначен на карте. Правда следует заметить, что все пороги Балбанью обозначены как короткая шивера, что явно не соответствует действительности. Струя собирается под левым берегом и с хорошим ускорением несется в десятиметровую скалу, торчащую из левого берега. Справа скальный остров, правда в малую воду он окружен мелью. Впечатляют деревья, заброшенные половодьем на самый верх этого острова (метров пять от воды). Отброшенная скалой вправо струя останавливается в небольшой яме, потом уходит в протоку между берегом и вторым скальным островом. Там слив через несколько камней и дальше плес. Порог все прошли успешно. Только Костя долго боролся на плесе с сильным ветром перед заходом в слив. Пройдя еще пару километров, мы встали на левом берегу у подножия "каменной бабы". Прошли опять очень немного. Такими темпами мы не успеваем, а впереди еще полно порогов. Беглый просмотр реки за правым поворотом показал, что там вроде бы ничего особенного нет, хотя на карте там нанесен порог. Стоянка там неважная. Ровных площадок под палатки там почти нет.

2 Августа. Понедельник. 9 День. карта Кожима до устья Лимбекою

Вышли довольно рано. Решили идти без просмотра, при условии, что нормально просматривается нижний плес. Правда за поворотом, на месте, обозначенном как порог, действительно оказались две лежащие поперек реки плиты. Видимо это и был тот самый трехметровый "прорыв". Между плитами действительно был трехметровый проход и еще пара узких проходов у берегов. Однако падение и скорость течения там были невелики. После Балбанью ничего особенного при таком уровне воды там не было. На резких поворотах под скалами на последующих поворотах было гораздо веселее. Там были и приличные стояки и бочки. Ни одного серьезного прижима больше не было, да и на широкой реке уходить от них гораздо легче. И далее в местах, обозначенных на карте как пороги в русле тоже лежали плиты, но и там ничего страшного не было, хотя вероятно при высокой воде там очень весело. Пройдя последний порог, встали на перекус. Очень холодно и ветрено. Ветер, как всегда, в лоб. На берегах по прежнему многочисленные следы работы драги. Дальше река успокоилась, и за редким исключением, стала похожа на среднее течение других Уральских рек с многочисленными перекатами, хотя еще попадаются отдельные сливы с валами и бочками. Кое-где по берегам видны робкие попытки хоть как-то рекультивировать обезображенные драгой берега. К 14 часам прошли брод Кожимского тракта через остров, где мы отдыхали на вахтовке при заброске. За островам началась длинная и на редкость каменистая шивера до устья Лимбекою. Постепенно разошелся дождь. Плыть очень холодно. Чтобы согреться, гребем что есть силы. Теперь мы спокойно укладываемся в график. Пройдя еще пару километров после Яренейшора, мы встали на правом берегу на хорошо насиженной стоянке в лиственничном лесу около 17 часов.

3 Августа. Вторник. 10 День. . карта Кожима до устья Дурной

Вышли беспрецедентно рано - около 9 часов. Погода скверная. Пасмурно. Временами моросит дождь. Температура около 5° С. Река широкая и спокойная, тем не менее, несет неплохо. Иногда приходится маневрировать среди мелей. На наше счастье вода в реке слегка поднялась из-за дождей, иначе нам пришлось бы постоянно заниматься проводкой на мелях. Народу на реке почти нет (видимо из-за дождя). Попались трое рыбаков и группа с катамараном на стоянке. По берегам красивые скалы, но из=за дождя вид у них угрюмый. По причине холода и сырости гребем на совесть. Около 16 часов прошли Джагальябтикшор, где собирались встать, но река там течет на юго-запад почти по прямой, берега высокие и мест для стоянок просто нет. Нашли хорошую стоянку напротив устья реки Дурной, но там в березняке совсем не было дров. Ужасно долго искали сначала дрова, потом другую стоянку с дровами. Наконец устроились тоже на правом берегу за поворотом. Там тоже березняк, но с примесью елок и пихт. Там с трудом нашли большую пихтовую сушину. К вечеру погода опять улучшилась. Чем это объяснить не знаю, но погода определенно слегка улучшается к ночи. Дождь перестал. Облака поднялись. Попадаются просветы, но по прежнему холодно. За широкой долиной реки Дурной открылся вид на окутанный облаками хребет Западные Саледы.

4 Августа. Среда. 11 День. карта Кожима до ж/д моста

Одновременно с сигналом будильника по пологу застучал дождь. Был он не слишком сильный, но по прежнему очень настырный. Собирались вяло и вышли около 11 часов. Эпитеты для такой погоды придумать весьма непросто. За короткой передышкой, когда дождь ослабевал до мелкой мороси следовал сильный порыв ледяного ветра с мелким дождем. За весь день дождь прекращался пару раз секунд на тридцать. По причине непогоды греблось очень неплохо. К 17 часам уже догребли до острова, где хотели встать перед антистапелем. Но стоянка там оказалась плохая, да и мысль о том, что завтра опять придется грузиться и плыть из-за полчаса хода, заставила нас идти дальше. Мы последовали совету катамаранщиков с Балбанью и причалили налево как только показался железнодорожный мост. Там к обоим берегам реки подходит неплохая дорога. Как нам сказали, под мостом часто дежурят егеря. На левом берегу оказался неплохой лесок и несколько сносных стоянок. На дровапошла рама от нашей "квадраЩуки" (из-за которой нам не хотелось встречаться с егерями). Дело в том, что на изготовление дровяной рамы катамарана требуется специальная отметка в путевке. Впрочем дрова на этой стоянке нашлись и так. К тому времени когда устроились и развели костер, мы настолько адаптировались к жизни под дождем, что перестали его замечать. Народу там не было (возможно по причине мерзкой погоды). Только по правому берегу недолго шатались двое мужиков.

5 Августа. Четверг. 12 День.

Не спеша встали. Разобрали байдарки, благо дождь наконец утих. Удалось даже слегка подсушить снаряжение, хотя о полной сушке не могло быть и речи. В 13 часов победали, бросили прощальный взгляд на Кожим и собрав рюкзаки пошли вверх по дороге. Минут через пятнадцать, она забралась в горку по руслу ручья. Наверху оказалась развилка. Справа оказалась заброшенная зона (или завод, бог его знает). Слева выезд на бетонку Кожимского тракта, тянущуюся прямо на восток вдоль Кожима. Вскоре она вывела к железнодорожному полотну и повернула вдоль него налево. У станции 1952 км железную дорогу пересекает тропинка. Со стороны путей над ней висит табличка "Национальный парк Югыд-Ва". Всего шли 40 минут. На станции ни души. В небольшом зале ожидания висит расписание. Оказывается здесь останавливаются поезда № 175/176. Касса работает только с 9 до 11. Билеты на местные поезда продаются прямо в поезде. В 15 часов в зале ожидания открылся ларек. Ближайший поезд до Инты, откуда у нас обратные билеты идет в 17 часов. Мы закупили немного харчей в ларьке и перекусили прямо на платформе. К 17 часам вышло солнце. Облака почти рассеялись, но было по прежнему холодно. Когда сели в поезд из двух вагонов и поехали, вдалеке показался хребет Саледы. От высоты метров 400 он был явно припорошен снегом. Веселая там была ночка. К 18 30 приехали в Инту. Там встретили группу пешеходников с детьми, с которой ходили на Народную. По их словам снег в долине Балбанью выпал еще дня три назад. Касса открылась только в 20 часов. Нам надо было перекомпостировать билеты на сегодня. Пока стояли прошел поезд Воркута-Адлер. Прямо к нему подъехала на вахтовке группа катамарнщиков, с которыми мы забрасывались на Желанный. Они пережидали погоду и снялись с брода перед устьем Лимбекою. Желающих ехать на Москву было немало, но перекомпостировать билеты на сутки раньше удалось. Правда достались боковые места, но это мелочи. Так собственно и закончился этот несколько сумбурный но достаточно интересный поход.
 
 

В общем, получился неплохой (на мой взгляд) поход. Хотя признаться было неприятным сюрпризом, что этот, казалось самый глухой уголок Приполярного Урала, оказался проходным двором. Счастье, что варварской добычи полезных ископаемых в национальном парке не пострадали окрестности горы Народной, восхождение на которую было незабываемым. Плавание по Балбанью и Кожиму четко показало предел возможностей байдарки "Щука". В принципе, пройти этот маршрут на "Щуке" можно, но это должна быть специально подготовленная байдарка с добротными упорами и крепкими чехлами баллонов. Безусловно нужен хорошо сыгранный и подготовленный экипаж. Впрочем, вариант с превращением двух "Щук" в катамаран позволяет резко увеличить ее проходимость. Хотя этот катамаран очень далек от совершенства. Его сильно заливает валами, а широкие баллоны могут быть легко "закушены" в бочке или прижиме. Конечно, можно сетовать на погоду, но на мой взгляд, всякий, кто собирается в поход в этих краях, должен быть всегда готов к таким поворотам событий.
 
 

В дневнике используются мои фотографии и карты, а так же кадры из видеофильма, снятого Костей, Таней и мной.
 
 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |