Прохождение р. Сакмара на байдарке "Щука".



Андрей Чупикин

2-10 Мая 1999 года. р. Сакмара. Башкирия.

Одной из целей этого похода было испытание байдарки "Щука" на серьезной воде и определение её реальных возможностей. К сожалению, должен сразу оговориться, что реально маршрут на III к.с. не тянул. Было мало воды (чуть выше уровня межени). Матроса ни разу не накрывало с головой (валы не более 0,5м). Бочки тоже были худосочные. Реально это была чистая двойка, и соответственно, выводы относятся ко II к.с. Ниже изложены некоторые впечатления по результатам плавания .

    1. В ходе модернизации, среднее "очко" трехместной байдарки было превращено в "трюм", куда укладывалась большая часть груза. В носовом наплыве лежал мешок примерно 18 кг. на корме были привязаны коврики. Правда, из-за недостатка мелких гермомешков, слабо использовался объем внутри байдарки (что привело к заметному повышению центра тяжести). Тем не менее, удалось сместить центр масс вперед и почти устранить занос кормы. Хотя если не грести, байдарка все равно медленно разворачивалась кормой вперед.
    2. Выявилась недостаточная остойчивость байдарки, особенно с привязанным на грузовой отсек мешком и при боковом ветре. Тут я вынужден взять назад свои прошлогодние слова о её высокой остойчивости. Просто на Сереже нам удалось удачно открениться. Это проявилось в двух килях "Щук" на первой ступени Порожка (или ложного Яман-Таша). Кили, что называется, на ровном месте (несколько обливняков в русле). Я видел как "легла" Щука Дениса, но думал, что он налетел на камень. Что там произошло я понял только когда вытаскивал свою перевернувшуюся байдарку на берег рядом. Сильный боковой ветер столкнул байдарку в "тень" за камнем(где была почти стоячая вода). Я по привычке попытался парировать удар открениванием, но не смог, поскольку в "Щуке" нет никакой фиксации бедер. В "Таймене", по крайней мере, можно упереться коленями в фальшборта.
    3. Было найдено решение, позволяющее нормально выполнять откренивание. Я пришил два капроновых ремня, сделав своеобразные коленные упоры (см. рисунок). Они слегка прижимают колено к баллону. Ремни практически не мешают посадке/высадке (в отличие от глухо пришитой юбки штатной "Щуки". При необходимости, из них легко выскочить. достаточно просто вытянуть ноги. Для тех кто плавал на КНБ или каяке это не проблема. Использование таких упоров только на "капитанском" месте позволило чисто пройти весь оставшийся маршрут. На мой взгляд, использование упоров практически уравнивает по проходимости "Щуку" с "Тайменем" (кроме скорости и крупных бочек).
       

       

    4. Продольная жесткость байдарки меньше, чем хотелось бы. Крупная (соизмеримая с длиной байдарки) бочка может сложить её пополам. При этом ноги гребцов могут быть зажаты шпангоутами. На стояках она заметно изгибается (как впрочем и "Таймень"), но в допустимых пределах. Использование дополнительных элементов жесткости (продольных жердей и т.п.), на мой взгляд, бесполезно. Увеличивается вес при крайне сомнительном результате. Просто не стоит использовать её на маршрутах с такими бочками. Это не её ниша.
    5. Вопреки, имевшимся представлениям, влезть на перевернувшуюся "Щуку" из воды оказалось очень трудно. Из-за наплывов она выступает над водой почти на всю высоту корпуса. Вернуть её на ровный киль практически невозможно из-за высоко расположенного центра тяжести груза.
    6. Из-за малой килеватости "Щуки" техника плавания на ней заметно отличается от других байдарок. Табанить на капитанском месте абсолютно бесполезно. Корпус разворачивается, а центр масс движется в том же направлении. Для поворотов лучше широкий прямой гребок. при резких поворотах нужна помощь "матроса". При прохождении крупных валов и бочек. "матрос" должен владеть зацепом, чтобы не подвергать корпус чрезмерным нагрузкам. Очень важную роль играет откренивание. Оно позволяет в значительной мере компенсировать малую килеватость.
    7. Необходимо очень аккуратно вкладывать камеры избегая их малейшего перекручивания. Перекручивание камер приводит к тому, что байдарка изгибается "пропеллером" и её ведет в сторону.
    8. Выявилась оборотная сторона малого веса байдарки. Пустую байдарку может просто унести ветром. Поэтому желательно её привязывать даже на берегу.

 
 

Выводы:

    1. Байдарку необходимо срочно оснастить коленными упорами. Без них она может "лечь" даже на простейшем маршруте (на сшибке струй или от бокового ветра).
    2. При загрузке байдарки надо стремиться, чтобы центр масс груза располагался как можно ниже и ближе к носу. Привязывание рюкзаков на корму крайне нежелательно.
    3. Оптимальной сферой применения "Щуки" является прежде всего водно-пешеходные, а также водные походы с технической сложностью водной части не выше III к.с. Впрочем, возможность прохождения III к.с. нуждается в дополнительной проверке, поскольку проверить это в данном походе не удалось.